Образцы и функции главных героев в современном подростковом фентези - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Образцы и функции главных героев в современном подростковом фентези

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Жанр современного подросткового фэнтези представлен огромным количеством имён. На сегодняшний день, ребёнок-подросток может найти на книжных полках фэнтези любого типа и вида. В качестве примеров можно назвать следующие виды фэнтези: героическое фэнтези (описывает приключения физически сильных героев), эпическое фэнтези (классика жанра, представленная Дж. Толкином), тёмное фэнтези (dark fantasy; находится на стыке готики и фэнтези), разнообразные саги о вампирах (например, популярные «Сумерки» С.Майер), стоит упомянуть и юмористическое фэнтези (высмеивает типичные черты жанра фэнтези). Среди всего этого многообразия особого внимания заслуживают произведения, которые можно было бы смело вручить подростку не только 17, но и 12-13 лет. К таким книгам, ставшим уже классикой жанра, относятся произведения Роальда Даля («Джеймс и гигантский персик», «Чарли и Шоколадная Фабрика», «Матильда»), Нила Геймана («Коралина в стране кошмаров», «Звёздная пыль», «История с кладбищем»), Джоан Роулинг (серия книг о Гарри Поттере), Филипа Пулмана (трилогия «Тёмные начала»), а также Терри Пратчетта («Плоский Мир») [5].

Вышеперечисленные авторы пишут не только для того чтобы ввести юного читателя в вымышленный мир, полный приключений и тайн; эти книги относятся к качественной литературе, позволяющей подростку развиваться в разнообразных направлениях, постигать глубины человеческой природы, особенности поведения и взаимоотношений, позволяющей познакомится с такими сложными понятиями, как моральный выбор, мировоззрение и формирование личности. Следовательно, система образов в подростковом фэнтези данного типа чрезвычайно обширна и разнообразна.

Эти образы могут быть основаны либо на мифологии, либо на фантазии автора, либо вытекают из реально существующих объектов действительности. В некоторых произведениях могут быть использованы все эти основания. В системе образов, необходимо выделить образы мифологические и абсолютно вымышленные. В произведениях Джоан Роулинг, мифологические существа встречаются довольно часто, представленны они кентаврами, фениксом по имени Фоукс, «общиной» великанов. Не менее интересны образы абсолютно вымышленных существ. В основе подобных образов лежит фантазия автора и каламбур. Мастером таких образов был, например, Льюис Кэрролл. В Стране Чудес мы встретим и Бармаглота, и Чеширского кота (необычен тем, что улыбается) и бутербродочек. Персонажи абсолютно вымышленные встречаются не только у Кэрролла, так, хоббит яляется плодом воображения Дж. Толкина, а Роальд Даль убедительно изображает неких Умпа-Лумпов [2]. Произведения фэнтези, вне всякого сомнения, связаны с литературной сказкой, так как, по нашему мнению, система образов, их функции и типология у этих жанров во многом сходны. Следовательно, приёмы создания образов в фэнтези совпадает с приёмами создания образов в литературной сказке.

Рассмотрим первый приём. При создании образа автор фэнтези часто прозаическое, обыденное превращает в сказочное, волшебное. Так, животные обретают речь, разум и человеческие чувства вперемежку с эмоциями. Например, при создании образа кота («Коралина в стране Кошмаров»), Нил Гейман подчёркивает тот факт, что в вымышленном («другом мире») кот мог не только говорить, но и реалистично рассуждать. Ещё один пример превращения прозаического в волшебное - наделение «обычного» человека сверхъестественными или же просто волшебными способностями. Так, Матильда у Роальда Даля не была просто умной и доброй девочкой, она владела самыми настоящими сверхестественными способностями, могла передвигать предметы силой мысли [6]. Второй приём, который обширно используют авторы фэнтези - вовлечение обычных объектов в вымышленный мир. Данный приём создания образов можно найти практически в любом произведении жанра фэнтези. Мир волшебников, созданный Джоан Роулинг является миром, который соседствует с нашей реальностью. Как правило дети маглов (не волшебников) не могут попасть в Хогвартс (школа чародейства и волшебства), но иногда делаются и исключения (например Гермиона Грейнджер, подруга Гарри Поттера) и тогда обычные объекты, которыми чаще всего служат сами персонажи, вовлекаются в вымышленный мир. Другой пример - в произведении Нила Геймана «История с кладбищем», мальчик случайным образом попадает на кладбище, где его вопреки законам загробного мира воспитывают призраки. Мир героев подросткового фэнтези многолик и ярок, правильная трактовка образов способствует адекватному восприятию произведения  в целом, усиливает его воспитательное значение. Именно образы, являются носителями основной мысли и морали, поэтому исследование образной системы, несомненно, полезно и важно.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что образы главных героев в подростковом фэнтези имеют и собственные функции. Во-первых, как всякие художественные образы, они обладают такими функциями, как познавательная, коммуникативная, эстетическая и воспитательная [1, с.74]. Для фэнтезийного или сказочного образа особое значение имеет последняя функция: несмотря на то, что многие произведения, принадлежащие к жанру фэнтези, перечитываются и взрослыми, всё же в первую очередь они адресованы детям. И.В. Арнольд пишет: «Образы создают возможность передать читателю то особое видение мира, которое заключено в тексте и присуще лирическому герою, автору или его персонажу и характеризует их. Образам принадлежит поэтому ключевая позиция в разработке идей и тем произведения, и при интерпретации текста они рассматриваются как важнейшие элементы в структуре целого» [1, с.75].

Разные учёные выделяют разные функции образов, так, В.Я. Пропп, в отличие от И.В. Арнольд, рассматривает функции сказочных образов с точки зрения их действий. Поскольку жанр детского фэнтези очень тесно связан со сказкой, можно утверждать, что функции сказочного образа, выделенные В.Я. Проппом, могут быть применены и к жанру фэнтези. Под функцией в данном контексте понимается поступок действующего лица, определенный с точки зрения его значимости для хода действия. В.Я. Проппом выделяются такие функции, как «отлучение одного из членов семьи из дома» (например, у Дж. Роулинг, как в классической сказке, действие начинается с отлучения Гарри Поттера из дома). Другой пример функционирования фэнтэзийного образа по Проппу - «нарушение запрета»; данная функция встречается практически во всех сказках и произведениях жанра (например Коралина у Нила Геймана вопреки всем запретам всё-таки заходит за дверь, ведущую в другой мир). В.Я. Пропп, также выделяет такие функции как: обращение к герою с запретом, разведка антагониста, попытка антагониста обмануть жертву, жертва поддаётся обману, нанесение антагонистом вреда одному из героев, недостача, обращение к герою, решение героя, герой покидает дом, испытания героя, реакция героя на действия дарителя, получение волшебного средства, герой достигает объекта поисков, борьба героя и антагониста, победа над антагонистом, ликвидация начальной беды или недостачи, возвращение героя [4, с. 24 - 50]. В.Я. Пропп выделяет ещё ряд функций, но для произведений, написанных в жанре фэнтези, вышеперечисленных функций вполне достаточно, так как после возвращения героя, чаще всего, действие сворачивается.

Можно сделать вывод, что персонаж, создаваемый автором фэнтези, имеет как черты художественного образа в целом, так и обладает специфическими особенностями присущими только ему (например, функциями, по Проппу). Всё это в совокупности, обеспечивает создание ярких, запоминающихся, оригинальных героев, свойственных именно детскому фэнтези. Реальное сочетается с мифологическим, образуя в этом сплетении сложную, динамически развивающуюся систему, направленную на исполнение многих функций и создание незабываемого сказочного мира чудес, иного мира, находящегося по соседству [3, с.169].

Литература:

1. Арнольд И.В. Стилистика современного английского языка. Учеб. пособие для студентов пед. Ин-тов по спец. «Иностр. яз.». М.: Просвещение, 1990. 300 с.

2. Даль, Роальд: [сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Даль,_Роальд

3. Основные темы, образы и сюжеты английской детской литературы конца XIX - начала XX века: материалы научно-практических конференций «Филологическое образование и современный мир», состоявшихся в ЗабГГПУ в 2008 и 2009 гг. Чита: Изд-во ЗабГГПУ, 2009. 276 с.

4. Пропп В.Я. Морфология «волшебной» сказки. Исторические корни волшебной сказки. Собрание трудов. М.: «Лабиринт», 1998. 512 с.

5. Фэнтези: [сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/%20Фэнтези

6. Чарли и Шоколадная Фабрика [сайт]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Чарли_и_шоколадная_фабрика_(книга)

Просмотров работы: 59