Американская писательница Сюзанна Гордон говорила: «Не знающее классовых, расовых или возрастных границ, одиночество сегодня - это великий уравнитель всего и вся»[2]. Состояние одиночества пребывает с каждым человеком. У кого-то оно спрятано за семью замками в глубинах души, с кем-то проживает бок о бок всю жизнь. Очень трудно убежать от осознания своей никчемности и ненужности. Оно постоянно с человеком.
Рассмотрение феномена одиночества в произведении современной английской литературы кажется нам актуальным ввиду возрастающего интереса читателей к данной проблеме как в нашей стране, так и за рубежом.
Объектами изучения данного доклада являются взгляды на жизнь нескольких человек, незнакомых друг с другом. Наша задача заключается в том, чтобы сравнить их позиции и выяснить, почему они все считали себя настолько одинокими, что решились на самоубийство. Кроме того, мы постараемся разобраться, был ли кто-то из них действительно одинок.
В рождественскую ночь молодая девушка, зрелая женщина и двое мужчин оказались на крыше самого высокого дома в Лондоне. Каждый хотел покончить с собой по определенным причинам. Пятидесятилетняя Морин была измучена постоянным присмотром и уходом за недееспособным сыном, который длился 20 лет. Некогда известный телеведущий Мартин потерял всё, оказавшись впутанным в историю с изнасилованием несовершеннолетней. Американца Джей-Джея только что бросила девушка, и вдобавок его музыкальная группа развалилась. И, наконец, восемнадцатилетняя Джесс, слишком амбициозная для понимания того, что не все в жизни подается по мановению руки. «Похожая на домработницу женщина средних лет, визгливая психованная девица и ведущий ток-шоу с пожелтевшим лицом» - вот как описывает их компанию Джей-Джей на правах человека, пришедшего последним [3].
На первый взгляд, каждый из героев по-настоящему несчастен, каждый страдает и, выслушав их рассказы о своих злоключениях, создается впечатление о безнадежности их бытия. Но все эти мысли могут посетить читателя лишь при прочтении первых страниц романа. Героев нельзя назвать неудачниками, коими они считают себя. Мартин говорит: «Надо признать, мы по определению неудачники» [3]. У каждого из них есть то, что дорого им. Джей-Джей не может жить без книг и музыки, у Джесс есть добрые и любящие родители, Морин очень близка к церкви, а Мартина ждет дома девушка. Только они пока не догадываются что это то самое, ради чего стоит жить.
Герои романа описаны довольно схематично, порой даже карикатурно. В каждом из них преобладает та или иная черта характера. И именно она мешает им повернуться и уйти, убежать с крыши дома, столь излюбленной самоубийцами. В каждом из них слишком много «слишком». Джесс слишком груба и импульсивна, Морин - смиренна, Мартин слишком бичует себя, а Джей-Джей придает чересчур большое значение двум неудачам, произошедшим одновременно.
Именно от этих черт герои страдают больше всего, а потому мнят себя одинокими и никому не нужными.
Хорнби рассказывает историю от лица всех четырех персонажей, тем самым позволяя каждому выразиться и по-своему объяснить, почему он или она считает себя столь бесполезным обществу, а потому недостойным жить. Несомненно, для самих себя их проблемы кажутся настолько глобальными, что продолжать жить, помня о них, невозможно. Однако читателю удается найти выход из каждой неприятной ситуации, в которую попали герои. Ведь, как известно, на каждый вопрос есть свой ответ. Конечно, кто-то из героев мог бы пострадать, примени они в дело советы, которые даст им читатель. Но это означает одно - человек не станет счастливым, стоя на одном месте и оплакивая свои невзгоды и - что маловероятно - навсегда загубленную жизнь.
Таким образом, герои романа Ника Хорнби «Долгое падение» не могут считаться одинокими, покуда у них есть хотя бы маленькая крупица света, которая принуждает их остаться. Воистину, одиночество «является главным испытанием в жизни человека» [1]. Все, что нужно сделать героям, это постараться разглядеть свою сущность в глубинах души, осознать, что те люди и вещи, которые в разной степени дороги им, способны вывести их из темноты и освободить от мнимого одиночества.
Литература
1. Вульф Т. Назад дороги нет. М.: Художественная литература. 1982г. - С.229
2. Гордон. С. Одинокий в Америке: Нью-Йорк: «Саймон и Шастер». 1976г.
3. Хорнби Н. Долгое падение. М.: Амфора. 2008г.