Реализация концепта «успех» в повести Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон» - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Реализация концепта «успех» в повести Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Любая деятельность в современном обществе подразумевает самосовершенствование личности и одобрение  поступков отдельного человека окружающими. В современном мире успех можно определить как «своевременное достижение высоких результатов в значимой деятельности, отражающих социальные ориентиры общества и связанных с  самореализацией личности» [8].  Получается, что сущность успеха заключается в ориентации на результат. Успех - одна из главных целей современного общества. Поэтому научное изучение  концепта «успех» наиболее актуально в наше время. Этот факт доказывает интерес ученых - психологов, социологов,  лингвистов, литературоведов - к теме успеха. Среди таких исследователей М. Вебер, который уделил внимание концепту «успех» в своей работе «Протестантская этика и дух коммунизма», Н.В. Розенберг, Г. Гачев, А.Ф. Лосев, В. Вундт, Г.П. Выжлецов, И.В. Ерофеева и др.

Стремление человека достичь определенных высот, завоевать славу и богатство, широко представлено в современной литературе, и особенно - в западной. Успех в жизни Запада - это возможность для личности проявить свои лидерские качества, организационный талант, способности к творческому мышлению [5, с. 109]. С данной точки зрения уместным будет рассмотреть повесть американского писателя Ричарда Баха «Чайка Джонатан Ливингстон».

Повесть начинается с короткого предисловия: «Истинному Джонатану - Чайке, живущей в каждом из нас...». Автор умело использует прием инверсии для художественного воплощения своей идеи.  В главном герое Чайке читатель легко узнает не птицу, а человека, и, возможно даже, себя. Каждый из мыслящих представителей человеческого рода стремиться «летать».  Желание летать не ради добычи пропитания, а для самосовершенствования и постижения некого «знания» мучает героя повести Р. Баха. И Джонатан стремится добиться этого упорством и трудолюбием: «Но чайки по имени Джонатан Ливингстон не было в толпе. Он тренировался - вдали от остальных, один, высоко над лодкой и берегом».

Герой постоянно пребывает в активном состоянии, а  деятельность, по мнениям некоторых исследователей, является связующим средним звеном в триаде: человек - деятельность - успех. Такая формула подразумевает активную самореализацию, творческую, свободную, на которую мало влияет мнение окружающих. Потому как успех, по словам И.В. Ерофеевой, - «синтез выделенности  и лишь потом - признанности» [6, с 255]. За раскрытием данной мысли можно пронаблюдать по развитию сюжета повести Р. Баха. Герой не похож на всех остальных представителей Стаи, поскольку для него важен сам полет, а «еда - это так». Автор подчеркивает, что Джонатан «не был обычной птицей», и потому он изначально оказался непонятым своими собратьями - простыми чайками, для которых «имеет значение не полет, а только лишь еда». Переводя эту аллегорию в мир людей, можно сказать, что большинство чаек - это обыватели, а Джонатан - мечтатель, стремящийся к самосовершенствованию.

Достижение успеха возможно благодаря единству двух сторон: внутренней и внешней. Внутренняя сторона деятельности включает в себя целевые установки, анализ условий, алгоритм действий, намеренный выбор средств достижения цели [6, с. 256]. Джонатан Ливингстон размышляет над тем, как достичь совершенного полета, измеряет «точность в обращении со встречным потоком воздуха», проводит ассоциации, которые помогают ему  пробовать новое в искусстве полета, узнает, что скоростное пике позволяет «добывать редкую и очень вкусную рыбу». Безусловно, успеха невозможно добиться без внешней стороны, которая подразумевает  физическую активность, объективные процессы протекания деятельности и результат. Все это также отражено в произведении. Герой не сидит на месте, он бесконечно ошибается, переживает разочарование, но пробует вновь и в итоге достигает «открытия, осознания, освобождения».

 По наблюдениям многих исследователей константа «успех» обычно вмещает в себя следующую лексико-семантическую парадигму: успех - это иллюзия - честь - тернистый путь - испытание - величие и великолепие - удача - похвала  (оценка) - благодарность [6, с. 256]. Данная парадигма лежит в основе сюжета повести Р. Баха, она составляет этапы жизненного пути Джонатана Ливингстона.

Сначала полет, действительно, в большей степени лишь иллюзия, мечта, и она разбивается при первом серьезном поражении, когда Джонатан, ринувшись с высоты, рухнул на поверхность океана. Тогда героя настигают знакомые каждому человеку крушение надежд и глубокое разочарование. Джонатан дает себе клятву, что «с этого самого мгновения он становится нормальной чайкой». Но иллюзия в конечном итоге сменяется целью - достичь совершенства в полете. В этом и заключается второе звено парадигмы - честь. Честь определяется стремлением к успеху путем саморазвития, духовного обогащения, облагораживания себя и окружающего мира [6, с. 257]. Джонатан, терпя неудачи, многому  учится. Он открывает новые грани неба, постигает смысл жизни, совершенствует силу своих крыльев, даже рыбу добывает уже не так, как все чайки.

Но,  несмотря на первые победы, Джонатан остается одиноким, непонятым даже своими близкими, потому что путь к успеху, что называется, пролегает «сквозь тернии». Никто не может оценить его стремление к совершенству: «Почему так трудно быть таким же, как все?» - в негодовании спрашивает его мать.  На тенистом пути к успеху неизбежны испытания. Изгнание Джонатана из Стаи - воплощение звена «испытание» в парадигматической цепи.

Величие и великолепие традиционно измеряются героическими подвигами во имя своей Родины, и выражаются через любовь. Джонатан постигает «Любовь». Он понимает, что «реализовать любовь он мог, лишь раскрывая свое знание истины перед кем-нибудь другим». И Джонатан стремится вернуться в стаю, чтобы научить своих собратьев тому, что удалось освоить ему.

Удачей Джонатана Ливингстона является встреча с Чиангом, который помог Чайке «отказаться от представлений о себе как о существе, попавшем в западню ограниченного тела». Научившись летать не только над Землей, но и над другими планетами, Джонатан понимает: «...я уже совершенен, я всегда был совершенен». За что герой удостаивается высшей похвалы (оценки): «Молодец! - сказал Чианг, и в голосе его звучало торжество победы».  Особым образом стоит подчеркнуть сочетание  «торжество победы», которое является словесным выражением концепта «успех» в данном произведении.

Последнее звено парадигматической  цепи успеха, ее цель - благодарность. Она подарена герою теми, кто пошел за ним из Стаи и стремился так же найти «свой путь к свету». Но высшая благодарность для героя - это осознание Флетчером и другими последователями Джонатана, что «нет ограничений», и каждый сможет соединиться с воздухом и потом рассказать  о том, «как нужно летать».

Таким образом, следует отметить, что концепт «успех» не только является неотъемлемой частью аксиосферы, но и важным компонентом модели мира современного человека. Особое внимание данной константе уделено в американской литературе, как в романах, раскрывающих губительную сторону успеха, так и в произведениях, подобных повести-притчи Р. Баха, уверяющей читателей в необходимости стремления к успеху и, главное, возможности его достижения любым человеком, ведь «истинный Джонатан» живет в каждом из нас.

Литература

1. Бах, Р. Чайка Джонатан Ливингстон / Перев. с англ. - М.: ООО Издательство «София», 2008. - 112 с.

2.  Вебер, М. Избранные произведения. - М., 1990.

3.   Вундт, В. Проблемы психологии народов. - СПб.: Питер, 2001. - 160 с.

4.   Выжлецов, Г.П. Аксиология культуры. - СПб.: СПбГУ, 1996. - 152 с.

5.   Гачев,  Г.Д. Национальные образы мира. Америка в сравнении с Россией и славянством. - М.: Раритет, 1997. - 680 с.

6. Ерофеева, И.В. Аксиология медиатекста в российской культуре (ценностная рефлексия журналистики начала XXI века);  Забайкал. гос. гум. пед. ун-т. - Чита, 2009. - 297 с.

7.   Лосев, А.Ф. Дерзание духа. - М.: Политиздат, 1998. - 364 с.  

8.  Розенберг, Н.В. Архитектоника «успеха» в культуре: автореф. дис. на соискание ученой степени канд. филос. наук. - Тамбов, 2001. - 10 с.

Просмотров работы: 63