В современном мире дети отделяются от родителей по достижению совершеннолетия. Это приводит к постепенному разрыву семейных связей между ними. Семья как важнейший элемент социальной структуры общества в наше время испытывает духовный кризис. Молодые люди перестают заботиться и не проявляют почтительности и любви к своим родителям. Они не находят даже времени встретится со своими отцами и матерями. Вследствие этого рассмотрение отношений между детьми и их родителями в Исламе и в Конфуцианстве может помочь задуматься многим о важности этой проблемы в нашем мире.
Ислам высоко возносит положение родителей. Одна из наиболее характерных черт истинного мусульманина - это его почтительность к своей матери и отцу и хорошее отношение к ним [7]. Проявление почтительности к родителям относится к числу важнейших дел, к которым побуждает людей Ислам. Непокорность родителям - это тяжкое и отвратительное преступление, совершения которого боится сознательный мусульманин и с которым не может смириться его рассудок [1, c.54]. Вследствие этого он почитает своих родителей больше, чем кого бы то ни было из людей. Священный Коран отводит родителям очень высокое место и пространно описывает, как должен обходиться с ними мусульманин. Аллах Всевышний сказал: «И проявляй по отношению к ним смирение из милосердия и говори: "Господь мой, помилуй их, растивших меня, когда я был маленьким!"» [4, c.234] Аллах Всевышний также сказал: «И судил Господь твой, чтобы вы не поклонялись никому, кроме Него, а родителям [делали] добро. Если у тебя состарится один из них или оба, то не говори им: "Тьфу!" - и не кричи на них, а говори им слова достойные» [4, с.234]. В этих словах выражена неразрывная связь между поклонением Аллаху и проявлением почтительности к родителям. Данный аят побуждает в душах детей чувства милосердия, благожелательности и почтения. Проявление почтительности к родителям связано с верой в Аллаха. В одном из хадисов сообщается, что однажды к Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) пришел какой-то человек и сказал ему: «О Посланник Аллаха, у меня есть деньги, но, поистине, отец мой хочет погубить мои деньги!» На это он сказал ему: «То, чем ты владеешь, как и ты сам, - собственность твоего отца. Поистине, ваши дети относятся к числу наилучших ваших приобретений, так ешьте же из того, что добывают ваши дети!» [1, с.56] Пророк имел в виду следующее: если отец нуждается в твоих деньгах, он может брать из них, сколько захочет, будто берет что-то из своих собственных средств, а если у тебя нет денег, но ты можешь заработать что-нибудь, ты должен зарабатывать и тратить заработанное на него. Человек приходит в движение под воздействием воспитания Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), воспринимая руководства ислама, в результате чего проявляет почтительность, внимание и любовь по отношению к родителям.
Подобно исламу, в конфуцианстве считается обязательным почтительное отношение детей к родителям. Сяо, как считал Конфуций, - это основа гуманности. Быть почтительным сыном обязан каждый, а особенно - человек грамотный, образованный, гуманный, стремящийся к идеалу цзюнь-цзы [8].
Конфуцианство придало культу предков глубокий смысл символа социального порядка и превратило его в первейшую обязанность каждого китайца, универсальную и всеобщую норму поведения [4, с.216]. Именно с этой целью Конфуций разработал учение о сяо, сыновней почтительности. Как говорил Конфуций: «Сегодня почтительностью к родителям называют их содержание. Но люди содержат и собак и лошадей. Если родителей не почитать, то чем будет отличаться отношение к ним от отношения к собакам и лошадям?» [2, с.52].
Конфуций считал, что основные добродетели человека - верность, послушание и почитание родителей и старших. Поэтому первая и самая важная заповедь, данная Конфуцием звучала так: «Почитание родителей и уважение к старшим является сущностью жизни» [5, с.88]. Дети имеют обязательства перед отцом и матерью: они должны оказывать им всяческое почтение, включая беспрекословное послушание, должны всю жизнь заботиться о родителях, прислуживать и угождать им, быть готовым на все во имя их здоровья и блага, чтить их при любых обстоятельствах. Конфуций говорил: «Почтительным сыном можно назвать лишь того, кто при жизни отца (с почтением) наблюдает его поступки, а после смерти следует примеру его деяний и течении трех лет не изменяет порядков, заведенных отцом» [6, с.256].
Культ сыновней почтительности с течением времени достиг в Китае всеобщего признания, стал нормой жизни, а выдающиеся примеры сяо, превратились в объект восхищения и подражания. [8]
Почтительность, любовь, верность и всевозможные проявления симпатии по отношению к родителям со стороны детей - результат применения уникальных методов воспитания душ в Исламе и в Конфуцианстве. Этого не сумела добиться ни одна другая система и ни одно другое законодательство.
Литература
1. Аль-Хашими Мухаммад‘Али Личность мусульманина. - М.: Ummah, 2007. - 288 с.
2. Беседы и суждения Конфуция. - СПб.: Кристалл, 1999. - 1120 с.
3. История мировой культуры :Учебное пособие / Под ред. Марковой А.Н..- М.: Юнити, 2006. 190 с.
4. Коран/ Пер. И. Ю. Крачковского.- 11-е изд. - Ростов н/Д :Феникс, 2009. - 537 с.
5. Кравцова, М. Е. История культуры Китая. 3-е изд., испр. и доп. - СПб.: Лань, 2003. - 416 с.
6. Хрестоматия по культурологи: учебное пособие/ Составители А.А Радугин, и др. - М.: Центр, 1998. - 592 с.
7. http://assalam.ru/assalam07/289/05-s.shtml (дата обращения: 28.11.2010)
8. http://china.kulichki.net/index.php/religion/75-kongfuzi/308-----qq.html (дата обращения: 21.11.2010)