Проблема определения понятия «Модальность» - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Проблема определения понятия «Модальность»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Одной из проблем современного языкознания является определение сущности понятия «модальность». Модальность - многозначный термин. В зависимости от того, с точки зрения какой науки рассматривать данную категорию, можно выделить целый ряд определений, характеризующих модальность. В связи с разнообразием подходов к рассматриваемому явлению, тема настоящей статьи представляется весьма актуальной. Необходимо иметь четкое понимание значения термина «модальность», учитывая то, в какой сфере он употребляется в конкретной ситуации. Модальность рассматривается в русле многих наук, таких, как философия, логика, психология, лингвистика.

Наиболее часто используется понятие модальности в логике, философии и лингвистике. Следует отметить, что некоторые положения логико-философских теорий модальности составляют концептуальную основу изучения модальности в языке. Поэтому понимание логико-философской сущности понятия «модальность» имеет важное значение для изучения данного понятия в рамках лингвистики.

А.В.Зеленщиков в монографии «Пропозиция и модальность» утверждает, что «...категория модальности определяется взаимодействием понятий возможности, действительности и необходимости» [1, с.8]. Именно выявление характера этих взаимодействий отличает одно логико-философское направление от другого. С точки зрения А.В.Зеленщикова большой интерес представляют рассуждения о модальности известнейшего философа античности Аристотеля [1]. Аристотель говорил о разделении всего «сущего» на две большие группы: сущее в возможности и сущее в действительности, разграничивая тем самым понятия возможности и действительности. Он выделил несколько типов возможности и необходимости, которые, по его словам сопряжены друг с другом. Исследуя взаимосвязь возможного и необходимого, философ выявил два основных вида модальности: унилатеральную, или безусловную, модальность и билатеральную, или условную модальность. При этом безусловная модальность связывалась с сущим в действительности, а условная - с сущим в возможности. Выделение этих двух типов модальностей имеет большое значение для лингвистики, так как первая из них является основой субъективной модальности в языке, а вторая - основой объективной модальности. Огромная заслуга Аристотеля также состоит в создании новой науки - модальной логики, которая предполагает совместное использование модальностей и логических операций.

Вплоть до XIV в мире господствовала парадигма модальности, основанная на принципе полноты: всякая возможность предполагает реализацию в действительном мире, то есть рано или поздно любая возможность переходит в действительность. Первым, кто изменил такое представление о модальности, был англичанин Д.Скот. Он утверждал, что действительный мир лишь одна из существующих возможностей, другие же могут быть не осуществлены вовсе, но в то же время составляют реальную альтернативу действительному миру [цит. по 1]. Взгляды Д.Скота в какой-то степени разделял немецкий ученый В.Лейбниц, которому принадлежит идея возможных миров. В.Лейбниц тоже рассматривал действительность как частный случай из полного набора возможностей, однако говорил о возможном как об абсолютном понятии. Кроме того он утверждал первичность возможного и вторичность действительного [цит. по 4]. Противоположного мнения придерживался соотечественник В.Лейбница И.Кант, который всегда рассматривал возможность относительно чего-то, не считая ее абсолютным понятием, а также полагал, что возможное происходит от действительного [цит. по 4].

Несмотря на различие взглядов ученых, изучавших понятие модальности, можно вывести общее определение данной категории с точки зрения философской науки. Нельзя не согласиться с тем, что модальность в философии есть «способ существования какого-либо объекта или протекания какого-либо явления или же способ понимания суждения об объекте, явлении или событии» [5, с.373].

Наиболее часто с термином «модальность» можно столкнуться в рамках лингвистики, однако и здесь нет единого мнения относительно данной категории языка. Проблема определения понятия модальности в лингвистике объясняется сложностью ее структуры и разнообразием языковых средств, выражающих модальность, которые к тому же охватывают все уровни языка: фонетический, морфологический, лексический, лексико-синтаксический и синтаксический. Несмотря на существование большого числа подходов к объяснению модальности в языке, большинство лингвистов определяют ее как функционально-семантическую категорию и разграничивают на объективную и субъективную модальность.

Согласно Большому энциклопедическому словарю по языкознанию, «объективная модальность выражает отношение сообщаемого к действительности в плане реальности и ирреальности» [6, с.303], то есть соотносит высказывание с действительным миром, являясь при этом обязательным компонентом предложения. Объективная модальность обычно связывается с формами изъявительного и ирреальных наклонений (сослагательного, условного, желательного, побудительного, должествовательного). Например, предложения «Он был доволен», «Он доволен», «Он будет доволен» заключают в себе значение временной определенности, выражая объективную модальность в форме изъявительного наклонения соответственно в прошедшем, настоящем и будущем времени. А предложения типа «Он был бы доволен», «Пусть он был бы доволен», «Пусть он будет доволен» характеризуются временной неопределенностью, а значит, представляют объективную модальность в форме ирреальных наклонений. Глубоким исследованием объективной модальности занималась Е.В.Падучева, утверждавшая, что «признак модальности трактуется как принимающий два значения: реальная модальность и нейтральная модальность» [цит. по 2, с.241]. Реальная модальность соответствует высказываниям, содержание которых имеет место в действительном мире. Например, реальная модальность может быть выражена предложением со сказуемым в изъявительном наклонении: «Он сейчас отдыхает». Кроме того, примером реальной модальности может выступать придаточное предложение: «Он наблюдает, как мама готовит обед». Высказывания с нейтральной модальностью соотносятся с иным, нереальным миром (мир мнений, желаний, гипотетический мир и т.п.). Например, высказывание «Я давно хочу отдохнуть» будет иметь отношение к миру желаний говорящего. Рассматривая проблему соотношения реальности и нереальности в русле модальности, А.В.Зеленщиков  опирается на исследования таких ученых, как В.З.Панфилов и Г.А.Золотова. В.З.Панфилов соотносил понятия реального и нереального с истинным и ложным, тем самым определяя тесную взаимосвязь между лингвистикой и логикой в вопросах изучения модальности. Г.А.Золотова утверждала, что противопоставление модальности реальной и модальности нереальной есть основа модальной характеристики предложения [цит. по 1].

Субъективная модальность, в отличие от объективной, выражает отношение говорящего к сообщаемому и «является факультативным признаком высказывания» [6, с.303]. Для ее выражения используются самые разные приемы: вводные слова («возможно», «разумеется», «наверное»), модальные частицы («вроде», «якобы», «ну и»), междометия («ах!», «ай-ай-ай!», «увы»),  инверсия (вынесение главного члена предложения в самое начало для подчеркивания отрицательного отношения: «Хороша ученица!»), специфические экспрессивные синтаксические конструкции («Охота было вмешиваться»). Например, предложение «Он, возможно, будет доволен» является ярким примером субъективной модальности, которая соотносит высказывание с мнением конкретного человека. В философском словаре отмечается, что значимые исследования в области модальности были проведены В.В.Виноградовым в работе «О категории модальности и модальных словах в русском языке», где он рассматривал, в том числе, и формы проявления субъективной модальности на разных уровнях языковой системы [цит. по 5]. Данный труд имел большое значение для последующих исследований рассматриваемой категории и ее изучения в рамках конкретного языка. Из современных исследователей модальности очень интересной представляется точка зрения Г.Я.Солганика, который утверждает, что «все языковые процессы осуществляются с точки зрения коллективного языкового сознания, в конечном счете - с точки зрения говорящего» [3, с.7]. Тем самым Г.Я.Солганик выражает несогласие с определением субъективной модальности в том, что она является необязательным компонентом высказывания.

Таким образом, теоретический анализ научной литературы обнаружил, что модальность - неоднозначное понятие, требующее глубокого изучения. Философское толкование данной категории тесно связано с логикой, и в этом случае модальность рассматривается как определение достоверности суждения со стороны говорящего. Наиболее детально понятие модальности изучено с позиций лингвистики, которая рассматривает данное понятие как сложную функционально-семантическую категорию, имеющую отношение к действительности и к мнению говорящего. В этом случае необходимо не только понимать сущность модальности, но также и разбираться в способах ее выражения в предложении. Особенно это важно, если модальность изучается в рамках какого-то конкретного языка, так как каждый язык индивидуален и имеет свои определенные грамматические и лексические единицы, с помощью которых может быть выражена модальность. Следовательно, категория модальности в языкознании представляет большой интерес для лингвистов, так как раскрывает особенности и структуру того или иного языка, что немаловажно при его детальном исследовании.

Литература

1. Зеленщиков, А.В. Пропозиция и модальность [Текст]: монография / А.В.Зеленщиков. - изд. 2-е, доп. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2010. - 216 с.

2. Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика [Текст]: учебник / И.М. Кобозева. - изд. 4-е. - М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2009. - 352 с.

3. Очерки модального синтаксиса [Текст]: монография / Г.Я.Солганик. - М.: Флинта: Наука, 2010. - 136 с.

4. Степанов, Ю.С. В трехмерном пространстве языка: Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства [Текст]: монография / Ю.С.Степанов. - изд. 2-е. - М.: «ЛИБРОКОМ», 2010. - 336 с.

5. Философский энциклопедический словарь [Текст]: словарь / редкол.: С.С.Аверинцев, Э.А.Араб-Оглы, Л.Ф.Ильичев и др. - 2-е изд. - М.: Сов. энциклопедия, 1989. - 815 с.

6. Языкознание. Большой энциклопедический словарь [Текст]: словарь / гл. ред. В.Н.Ярцева. - 2-е изд. - М.: Большая Российская энциклопедия, 1998. - 685 с.

Просмотров работы: 144