Женское литературное творчество в России XIX века - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Женское литературное творчество в России XIX века

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Литературное творчество русских писательниц XIX века является неотъемлемой частью русской культуры, однако, со временем  имена и произведения  женщин-литераторов, творчеством которых восхищались современники,  оказались забытыми. В последние годы наметился определенный интерес к истории женского писательства [4], связано это, прежде всего с развитием гендерных исследований и актуализацией феминистских идей.

В 20-30 годы XIX века в русской литературе насчитывалось около тридцати женских имен. Среди них были прозаики, поэтессы, драматурги, авторы исторических романов, произведений для детей, критики и публицисты. Одной из самых ярких писательниц, чей талан высоко оценил В. Жуковский,  была А.В. Зражевская. Круг ее интересов был необычайно широк, она была прозаиком, поэтессой, переводчицей, критиком, публицистом, увлекалась историей и краеведением. Ее исповедальный роман в письмах «Картина дружеских связей» (1833 г.) повествует о жизни и судьбе двух петербургских семей  и их окружения. Все главные героини - это женщины, которые стремятся определить свое место в семье и обществе. В ее романе «Женский век» художественное воплощение получают вопросы женской эмансипации, которые находились в центре внимания А.В. Зражевской. Большое внимание она уделяет литературной критике: пишет рецензии на некоторые литературные произведения, выходившие в то время, кроме того публикует обзорные статьи о положении русской литературы.

В первой трети XIX века литературная и культурная жизнь активно развивается не только в Москве и Петербурге. В таких провинциальных городах, как Казань, Калуга, Одесса, Кострома и т.п. было развито книгопечатание, выходили журналы и газеты, были в провинции и свои женщины литераторы: Любовь Кричевская, Ольга Крюкова, Елизавета Бездольная и др.

Легендой среди женщин-писательниц еще при жизни стала Надежда Дурова - первая в России женщина-офицер. Она бросила настоящий вызов обществу, взяв мужское имя и переодевшись в мужской костюм, она отправилась служить в Литовский полк.  Выйдя в отставку, Н. Дурова занялась литературной деятельностью. Стремясь придать своим произведениям достоверность, она использовала эпистолярную и дневниковую форму письма.  Известность ей принесли «Записки», в которых отразилась история ее многолетних походов и участий в военных сражениях. В 1836 году выходит в свет ее книга «Кавалерист-девица. Происшествие в России». Позднее публикуются ее произведения: «Год жизни в Петербурге» (1838), «Павильон», «Гудишки», «Серный ключ» (1839), «Угол», «Клад», «Ярчук, собака-духовидец» (1840).  В 1840 году вышло собрание сочинений в четырех томах. Одна из главных тем ее произведений - раскрепощение женщины, преодоление разницы между общественным статусом женщины и мужчины.

Свой вклад в детскую литературу внесли А. Зонтаг, А. Ишимова и Л. Ярцова. Они создавали произведения для детей, которые имели большое воспитательное значение. Это такие произведения, как «Повести и сказки для детей», «Три комедии» А. Зонтаг, «История России в рассказах для детей» А. Ишимовой, «Полезное чтение для детей» Л. Ярцовой. Эти произведения закладывали основы литературы для детей, а также  поднимали важные вопросы педагогики и воспитания.

Женское литературное творчество в первой трети XIX века развивается и занимает видное место. Женщины-писательницы того времени проявляли себя в различных жанрах: от поэзии и прозы до публицистической и переводческой деятельности. Однако необходимо отметить, что отношение официальной власти к женскому литературному творчеству носило негативный характер. Идеи женского равноправия в профессиональной деятельности не нравились и некоторым критикам, писателям и публицистам. Так, например, Белинский в начале своей деятельности утверждал: «Нет, никогда женщина - автор не может ни любить, ни быть женою и матерью» [6, с. 45]. Критик Н.Н. Страхов утверждал, что для женщины главное семья, только для бессемейных и пожилых женщин он считал возможным занятия в общественной сфере. В письме к Страхову Л. Толстой отрицает даже это, считая, что те категории женщин, о которых он говорит, могут найти себе занятия как «повивальные бабки, няньки, экономки, распутные женщины» [5, с.163].

В конце XIX века начался новый период в истории женского движения в России. Росло количество различных женских обществ и организаций. В это время расширялись права женщин, у них появляется возможность получать среднее и высшее образование. Возросло количество женщин, которые самостоятельно зарабатывают на жизнь. Одной из наиболее доступных сфер для зарабатывания денег становится литературная деятельность. Критика отмечает, что заметно возросла роль женщины-автора, расширяется проблематика произведений, писательницы выходят за рамки «женской темы», в своих произведениях они отражают окружающую их действительность. Характерной чертой женской литературы стала тенденция активно выражать свое «я», и делать его предметом литературного исследования. Это проявлялось в отказе женщин-авторов от мужских псевдонимов, в пристрастии к жанру повести-дневника, повести, состоящей из писем, к повествованию от первого лица с концентрацией внимания на внутреннем мире героини [2].

Женщины-писательницы XIX века внесли неоценимый вклад в культурную и литературную жизнь России. Их путь был нелегок: они боролись за право заниматься профессиональной деятельностью и доказывали, что могут писать литературные произведения не хуже мужчин, они отстаивали свое право на возможность иметь свой собственный заработок, тем самым обретая финансовую независимость. Они оказали идейное и творческое влияние на развитие деятельности женщин в литературе последующих поколений.

Литература

1. Арбатова М. Последнее письмо.//Меня зовут женщина.-М.,1997,-с. 281

2. Баженова Н.С. Обозначение экспрессии эмоций женщин (на материале художественной прозы XVIII-XX веков). /Гендер: язык, культура, коммуникация. Доклады 2-й международной конференции.- М., 2001.

3. Рюткенен М. Гендер и литература: проблема «женского письма и «женского чтения» // Филологические науки, 2000, №3 Гендер: язык, культура. Коммуникации. Доклады II Международной конференции. - М., 2002

4. Толстой Л.Н. Письмо к Страхову. Собр.соч. в 22 томах. - М., Т.17-18, 1984

5. Файнштейн М.Ш. «Писательницы пушкинской поры: Историко-литературные очерки», - АН СССР.- Л.: Наука, 1989,- 173 с.

Просмотров работы: 351