Данная статья посвящена рассмотрению роли христианских мотивов в романе Джулиана Барнса «История мира в 10 ½ главах» на примере четвертой главы - «Уцелевшая». Критики оценивают данное произведение как «христианский роман, который, не называя имени Христа, подталкивает к размышлениям о Боге». Однако существует диаметрально противоположный взгляд на это произведение - как на «опасный роман-подмену» христианства, так как он «под прикрытием внешних параллелей» предлагает читателю другой, альтернативный взгляд на христианскую реликвию, Библию [7].
Прежде всего, обратимся к определению мотива - это устойчивый повторяющийся смысловой элемент художественного текста. В контексте художественного произведения мотив воплощается в главных темах, символах, сюжетных ситуациях, образах. Мотив соотносится с миром авторских мыслей и чувств, в большей степени, чем другие элементы художественной формы. Нередко мотив содержит в себе отчетливые элементы символизации [3;104].
Четвертая глава романа «Уцелевшая» рассказывает о трагедии молодой женщины, Кэт Феррис, теряющей рассудок после глубокого переживания из-за последствий аварии на Чернобыльской атомной электростанции. Кэт является «глубоко верующим» человеком, например, она верит в то, «что северные олени летают» говоря: «если б вы только могли поверить, что олени умеют летать, вы бы поняли, что все может быть». [2;100] Когда она смотрела на оленей в зоопарке, то ей казалось, что их рога «похожи на ветки в сказочном лесу, где сотни лет не ступала ничья нога; мягкие, сверкающие, пушистые ветки». [2;100] Ей так же чудилась «рощица, идущая под уклон, слабый свет, под ногами похрустывают упавшие орехи» [2;100]. Сказочный лес, являющийся Кэт - можно сравнить с представлением о потерянном Рае или библейском Едеме: «и насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал. И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид...» (Быт. 2:8,9); «И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч воплощающийся, что бы охранять путь к дереву жизни» (Быт. 3:24). Почему первые люди были изгнаны из рая, всем хорошо известно. Адам и Ева лишились возможности пребывать в доме Бога-Отца за то, что нарушили Его заповедь и направили во зло дарованную им Создателем свободу.
«Слабый свет» является одним из символов божественного начала: «Я свет пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме», - говорит Спаситель (Ин. 12: 46). А Его ученики раскрывают сущность света следующим образом: «Бог есть свет, и нет в Нем никакой тьмы. Если мы говорим, что имеем общение с Ним, а ходим во тьме, то мы лжем и не поступаем по истине; если же ходим во свете, подобно как Он во свете, то имеем общение друг с другом...» (1 Ин. 1: 5-7). Для христианства характерно противопоставление света, который озарил человечество с приходом в мир Христа, и тьмы, оставшейся в той, отравленной первородным грехом жизни. Апостолы неоднократно писали о Боге, излучающем нетварный свет и являющимся Светом, и враждебной Ему тьме. Тьма - один из ярчайших символов антихристианства, который сосредотачивает в себе и безнравственность, и враждебность, и порочность невежественной жизни, и, главное, отсутствие любви[6;316].
Все эти антихристианские качества Барнс воплотил в образе мужа героини «Уцелевшей». Таким образом автор как бы противопоставляет слабый свет, который несет в себе верующая, любящая, переживающая за судьбу мира Кэт, ленивому и агрессивному Грегу, унижающему свою жену, считающему ее «дурой» и «безмозглой курицей»: «он уходил на работу, приходил домой, бездельничал, пил пиво, уходил добавлять с приятелями, иногда слегка поколачивал...; не всегда приходил домой по ночам» [2;105]. Его поведение идет в разрез с библейским видением взаимоотношений между мужем и женой: «И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот это кость от костей моих и плоть от плоти моей... Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть» (Быт. 2:22,23,24). Грег не только ведет праздный образ жизни, но и олицетворяет собой все семь смертных грехов, он распоряжается своей свободой вопреки нравственным требованиям и Божественному закону. Но и не он один, безнравственность для Кэт и для самого Барнса выражается в том, как люди относятся друг к другу и миру вокруг, что «мы живем в мире, где надо платить, чтобы дети могли посмотреть, как кормят рыбу. Теперь эксплуатируют даже рыб. Эксплуатируют, а потом травят» [2;108], а так же в человеческом равнодушие: «тревога улеглась, и все обо всем забыли»[2;103].
После аварии, радиоактивное «облако прошло над оленьими пастбищами...» [2; 1], и многие животные погибли. Это известие сильно потрясло Кэт, вызвало ощущение тревоги. Острее чем когда-либо она начинает ощущать, что человечество натворило слишком много ошибок и его ждет суровое наказание. «И воззрел Господь Бог на землю, и вот она растленна, ибо всякая плоть извратила путь свой на земле. И сказал Господь Бог Ною: конец всякой плоти пришел перед лице Мое...; и вот Я истреблю их с земли» (Быт 6:12,13). Кэт чувствует «где-то это уже случилось, и ветры, гуляющие по планете, довершат начатое». Бросая все, она бежит к своему единственному спасению - маленькой, старой лодке, в надежде пережить наказание свыше. Лодка - олицетворяет собой Ковчег, в котором спасся Ной: «И сказал Господь Бог Ною: войди ты и все семейство твое в ковчег, ибо тебя увидел Я праведным передо Мною» (Быт. 7:1). Появление в романе этого мотива неслучайно. Кэт, а вместе с ней и автор, смеют надеяться, что, не смотря на все прегрешения, люди заслуживают спасения. Ведь не зря предоставив «выбор направления ветру» большей частью она плыла на «восток», в направлении Едема[2;109].
«Уцелевшая», как и другие главы романа Барса вызывает у читателя неоднозначное суждение. Христианские мотивы не только делают возможным проведение параллели между современной действительностью и историей, описанной в Библии. Но и при помощи таких мотивов как потеря человеком Рая, грехопадение, заставляет читателя задуматься о современной жизни, о тех поступках, которые совершает человек и их последствиях. Задуматься о постепенной утрате и деформации нравственных и духовных ценностей, о судьбах простых людей и вместе с тем всего человечества, предлагает отличный от обыденного взгляд на взаимоотношения между людьми. В своем произведении Джулиан Барнс поднимает вопрос о вере, не только в силу Бога, но и в силу человека, в силу его возможностей и разума.
Литература
1. Бабенко В. Г. Творчество Джулиана Барнса и традиции английского романа. // Филологические науки - № 3. 1988.
2. Барнс Джулиан История мира в 10 ½ главах. // Иностранная литература. - 1994. - №1. - с. 67 - 231.
3. Барнс Джулиан Рассказы. // Иностранная литература. - 2006. - №12. - с. 3-54, с 272.Мисник М. Ф. Некоторые лингвистические особенности английского романа. // Вестник ИГЛУ. Вопросы теории текста, лингвостилистики и интертекстуальности. Сер. Лингвистика. - Иркутск.: ИГЛУ, 2004. - №2. - с. 102 - 114.
4. Библейская энциклопедия.- М.: Рос. библейское об-во, 1998. 584 с.
5. Библия. - М.: Изд-во «Российское библейское общество», 2000 г.
6. Иларион, епископ Венский и Австрийский. «Скучает душа моя о Господе...» // Церковный вестник. 2005. № 16-17 (316-317).
7. Тарасов А. Е. «Христианские мотивы в отечественной художественной литературе и кинематографе XXI века» //Интернет журнал сретенского монастыря. - 2008. http://www.pravoslavie.ru/jurnal