Проблемы соотношения понятий «семья» и «менталитет» - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Проблемы соотношения понятий «семья» и «менталитет»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Каждый народ является носителем определённой культуры, традиций, норм и ценностей которые меняются с течением времени. Следовательно, изменения ориентиров, разнообразные переломы являются предпосылками для дальнейшего развития, эволюции и революции ментальных особенностей той или иной нации. Однако за историю человеческого существования, семья была, и до сих пор остаётся одной из важнейших ценностей для народов мира. Каждый человек нуждается в любящей и крепкой семье. Именно поэтому каждое государство стремиться максимально укрепить статус семьи в обществе. Кроме того, семья способна в той или иной степени влиять на общество, регулировать быстро растущий индивидуализм, а также способствовать сохранению и передачи культурных норм и ценностей будущему поколению. В связи с этим актуальной представляется изучение соотношений понятий «семья» и «менталитет», так как в настоящее время ведутся споры о том, что всё-таки семья и её традиции формируют менталитет, или наоборот - менталитет определяет традиции семьи. Объектом исследования служат понятия «семья» и «менталитет», а предметом является проблема соотношения понятий семья и менталитет.    

Целью данной статьи является раскрытие проблемы соотношения между понятиями «семья» и «менталитет». Достижению цели способствуют следующие задачи:

1. Рассмотреть сущность понятие «семья».                                           

2. Раскрыть характерные особенности понятия «менталитет».

3. Изучить соотношение этих двух понятий.

Для начала мы рассмотрим сущность понятия «менталитет».

Важно обратить внимание на тот факт, что 20-30-е годы XX века менталитет стал рассматриваться как самостоятельный предмет исследования в философии. Начиная с 70-х годов, понимание «менталитета» укладывалось в ту научную парадигму, в русле которой развивалось учение о традиции. В конце 1990-х годов российскими исследователями были сделаны первые попытки дать новому термину адекватное наполнение. Определение менталитета встречается в различных научных публикациях, причём выделяют разные виды менталитета в зависимости от связи с родом деятельности [3, с. 155]. Некоторые учёные считают, что понятие «менталитет» раскрывает глубинный уровень коллективного и индивидуального сознания, включающий и бессознательное, а также природное и культурное человеческой ориентации. Другие исследователи рассматривают менталитет как относительно целостную совокупность историко-теоретического контекста мыслей, верований, навыков, которое скрепляет единство культурной традиции какого-либо сообщества, нации. Однако И.В. Грошев считает, что понятию «ментальности» нельзя дать однозначного социологического, психологического или культурологического определения. Во многом это связано с тем, что оказалось сложным подыскать точный эквивалент словам «менталитет», «ментальность» (представляющим собой вариант передачи французского mentalit, в свою очередь восходящим к латинскому mens - ум, мышление, образ мыслей) на русский язык [3, с. 156]. Важно заметить, что обзор европейской истории изучения понятия «менталитет» представляет Л.Н. Пушкарев, останавливаясь лишь на его общепринятых в Европе определениях: менталитет - это своеобразные установки сознания, неясные, невербализованные (т.е. невыраженные в словах понятия) его структуры. Менталитет включает в себя основные представления о человеке, его месте в природе и обществе, его понимание природы и Бога как творца всего сущего; менталитет - эта манера мышления, его склад, его своеобразие. Это эмоциональные и ценностные ориентации, коллективная психология, образ мышления и человека, и коллектива. Менталитет - это совокупность идей и интеллектуальных установок, присущих индивиду и соединенных друг с другом логическими связями или же отношениями веры [7].   По итогам обзора Л.Н. Пушкарева можно выявить несколько направлений понятия менталитета как: иррационального подсознания человека; веру; совокупность явлений духовной жизни человека, духовного мира; мировидения; логического мышления и.т.д. [7]. Следовательно, менталитет - категория, которая отражает внутреннюю организацию и дифференциацию ментальности, «склад ума», «склад души» народа; менталитет представляет собой психо-лингво-интеллект разномасштабных лингвокультурных общностей [2, с. 136].  

Теперь, мы считаем целесообразным раскрыть особенности содержания понятия «семья».

В более широком смысле «семья» - организованная социальная группа, члены которой могут быть связаны брачными или родственными отношениями (а также отношениями по взятию детей на воспитание), общностью быта, взаимной моральной ответственностью и социальной необходимостью, которая обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения [8]. В педагогике семья рассматривается как социально-педагогическая группа людей, предназначенная для оптимального удовлетворения потребностей в самосохранении (продолжении рода) и самоутверждении (самоуважении) каждого её члена [5, с. 570]. С культурологической точки зрения, семья - это социальный институт, выполняющий функции малой группы, реализующей потребность общества в биологическом воспроизводстве своих членов и их социализации [6, с. 435].  Семья - это один из основных инструментов, обеспечивающих взаимодействие личности и общества, интеграцию и определение приоритетности их интересов и потребностей [1, с. 215]. Итак, семья рассматривается как маленький социальный институт, как социальная ячейка общества [4, с. 319]. Так, Л.П. Крившенко считает, что семья и её традиции формируют менталитет, так как именно она даёт человеку представления о жизненных целях и ценностях, о том, что нужно знать и как следует себя вести. В семье юный гражданин получает первые практические навыки применения этих представлений во взаимоотношении с другими людьми, соотносит своё Я с Я других людей, усваивает нормы, которые регулируют поведение в различных ситуациях повседневного общения. Объяснения и наставления родителей, их пример, весь уклад в доме, семейная атмосфера вырабатывают у детей привычки поведения и критерии оценки добра и зла, достойного и недостойного, справедливого и несправедливого [1, с. 215].

С его точки зрения то, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение своей всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в наиболее значимый период своей жизни, и по силе и длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй [1, с. 215]. Однако некоторые исследователи считают, что менталитет определяет традиции семьи. Так, например, первичность ментальности по отношению к практике, социально-экономическим отношениям и формам поведения личности А.П. Огурцов мотивирует тем, что структуры ментальности обладают и большей исторической длительностью, и большей устойчивостью относительно изменений общественно-политической жизни. Менталитет определяет и опыт, и поведение индивида, и социальных групп. Необходимо отметить, что социально-философский анализ ментальности представлен в диссертационном исследовании Ф.Т. Аутлевой. Утверждается, что ментальность представляет собой комплекс устойчивых свойств индивида, влияющих на его поведение, вырастающих на биологической, интеллектуальной и психологической основе и вытекающих из воздействия культуры и структуры его общества. Правда, неясно, что понимается под устойчивыми свойствами индивида и каким образом они могут влиять на его собственное поведение. Хотя очевидно воздействие социокультурных факторов на формирование ментальных структур индивида. Между тем, абсолютизация этих процессов в онтогенезе неоправданна. Воздействие социокультурных факторов играет решающую роль лишь в диахронии, в процессе формирования этноспецифических свойств той или иной человеческой общности. Итак, ментальность, как отмечает Ф.Т. Аутлева, отражает глубинный уровень индивидуального и коллективного сознания, включая и бессознательное. Ментальность - это  определенная внутренняя сумма готовностей, установок и предрасположенностей социального субъекта мыслить, чувствовать, действовать и воспринимать мир определенным образом [7].

Таким образом, в настоящее время проблема соотношения понятий «семья» и «менталитет» остаётся открытой, так как одни исследователи считают, что семья и её традиции формируют менталитет, тогда как другие склонны утверждать, что всё-таки менталитет определяет традиции семьи. Кроме того, следует учитывать и тот факт, что, несмотря на неупорядоченность в терминах и понятиях национального сознания, национального характера, менталитета, ментальности, на данном этапе развития науки, как справедливо утверждает В.А. Пищальникова, целесообразнее сосредоточить внимание на изучении соотношения и способов взаимодействия ментальностей отдельных социальных (и других) групп в пределах социума (этноса). Отсюда необходимость обращения к экспериментальным исследованиям, проявляющим содержание национально специфического компонента концептуальных систем [7].

Литература

1. Крившенко, Л.П. Педагогика: учеб. / Л.П. Крившенко [и др.]. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 432 с. - ISBN 5-482-00857-6.

2. Маслова, В.А. Современные направления в лингвистике: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Маслова. - М.: Академия, 2008. - 272 с. - ISBN 978-5-7695-4385-2.

3. Молодёжь Забайкалья: творчество и прогресс: VIII международная молодёжная научно-практическая конференция., 21-22 апреля 2004 г., Чита / отв. ред. Л.М. Любимова. - Чита: ЧитГУ, 2004. - Ч.I - 256 с.

4. Пидкасистый, П.И. Педагогика: учебное пособие / П.И. Пидкасистый. - М.: Высшее образование, 2007. - 430 с. - ISBN 5-9692-0091-3. 

5. Столяренко, Л.Д. Основы психологии: 9-е изд. учебное пособие / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 672 с. - ISBN 5-222-04977-9.

6. Хоруженко, К.М. Культурология. Энциклопедический словарь: / К.М. Хоруженко. - Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. - с. 640. - ISBN 5-222-00121-8.

7. Культурная картина мира: [сайт]. URL: http://revolution.allbest.ru/culture/00012202%200.html) (дата обращения: 23.11. 2010).

8. Семья: [сайт]. Материал из Википедии - свободной энциклопедии URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Семья) (дата обращения: 29.11.10).

Просмотров работы: 137