Частота пузырно-мочеточникового рефлюкса (ПМР) в детской популяции достигает 1%, а среди пациентов с инфекциями мочевой системы (ИМС) диагностируется в 69% случаев. ПМР является одной из основных причин рецидивирования ИМС, обусловливает развитие рефлюкс-нефропатии, артериальной гипертензии и хронической почечной недостаточности, что неизбежно приводит к ранней инвалидизации детей. В связи с этим своевременная диагностика и лечение ПМР является одной из актуальных проблем.
Цель исследования: изучить анамнестические и клинические характеристики пузырно-мочеточникового рефлюкса у детей и оценить результаты его лечения консервативными методами и хирургическим путем.
Методом сплошной выборки проанализировано 110 случаев пузырно-мочеточникового рефлюкса у детей от 1 месяца до 16 лет, проходивших обследование и лечение в городском нефрологическом отделении ДКБ №9 им. П. И. Пичугина. Впервые обследовалось 32 (29,1%) ребенка, повторно - 86 (70,9%) детей, в том числе 15 (13,6%) после оперативного лечения (реимплантации мочеточников, имплантации тефлоновой пасты).
Установлено, что ПМР выявлялся в 3,2 раза чаще у девочек, чем у мальчиков. Детей в возрасте до 1 года обследовано - 35 (31,8%), с 1 года до 3 лет - 43 (39,1%), старше 3 лет - 32 (29,1%).
Отягощенный медико-биологический анамнез отмечен у 66,3% детей: патологическое течение беременности у матери (гестозы, ОРВИ в I триместре, угроза прерывания, обострение пиелонефрита, аборты в анамнезе).
Поводом для начала обследования ребенка являлись инфекции мочевой системы (68,7%), расширение чашечно-лоханочной системы (15,5 %), грубые аномалии развития мочевой системы (4,8%); удвоение чашечно-лоханочной системы (3,7%), нейрогенные дисфункции мочевого пузыря (7,3%). Следует отметить, что у 41 % детей расширение чашечно-лоханочной системы выявили по УЗИ-скринингу в 1 месяц.
Клиническая картина ПМР в большинстве случаев проявлялась маломанифестным течением с персистирующим мочевым синдромом, поздним нарушением тубулярных функций в сочетании с эхографическими признаками поражения интерстициальной ткани почек. При бактериологическом исследовании мочи рост микрофлоры наблюдался в 80 % детей. Наиболее часто высевалась кишечная палочка (23,4%). По данным микционной цистографии, распределение рефлюксов по степени тяжести было следующим: I степень - 8,2%, II степень - 44,5%, III степень -38,2%, IV степень - 9,1%. Рефлюкс в правую почку регистрировался в 50,9 % случаев, в левую - 20,9 % и в 28,2% случаев двусторонний ПМР. При ПМР I, II, III степенях чаще выбиралась консервативная тактика ведения больного. При повторных обследований у 26 (23,7%) детей рефлюкс полностью купировался. Эффективность оперативного лечения составила 3,7%. Несмотря на комплексный подход к лечению у 10 (9,1%) из 110 детей развилась рефлюкс-нефропатия.
Таким образом, ПМР выявляется в 3 раза чаще у девочек. Наиболее часто (83%) регистрируется рефлюкс II и III степени. При скрининговом ультразвуковом исследовании у 41% детей с верифицированным рефлюксом находят изменения в почках. В 69% случаев рефлюкс осложняется инфекцией мочевой системы. Эффективность консервативного лечения наблюдается в 23,7% случаев, а оперативного в 3,7%. Развитие рефлюкс-нефропатии отмечается у 9,1% детей.