Исследование условий самостоятельной работы студентов - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Исследование условий самостоятельной работы студентов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье рассматривается проблема самостоятельной работы студентов и описаны результаты исследования условий самостоятельной работы студентов разных вузов.

Ключевые термины: самостоятельная работа, деятельность, организация,  условия, самоконтроль, эффективность, активность, мотивация.

Самостоятельная работа студента  - вид внеаудиторной работы, предусмотренный ГОС; в целом объем СРС за весь срок обучения примерно равен объему аудиторной работы [4].

Понятие «самостоятельная работа» учеными Л.Г. Вяткин, М. Г. Гарунов, Н. И. Пидкасистый рассматривается и как форма организации, и как метод, и как средство обучения, и как вид учебной деятельности.

Определение, данное Л.Г. Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает «такой вид деятельности, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи  преподавателя  выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности  студента»[1].

Самостоятельная работа рассматривается, с одной стороны, как вид деятельности, стимулирующий активность, самостоятельность, познавательный интерес, и как основа самообразования, толчок к дальнейшему повышению квалификации, а с другой - как система мероприятий или педагогических условий, обеспечивающих руководство самостоятельной деятельностью студентов.

П.И. Пидкасистый считает, что «самостоятельная работа в высшей школе является специфическим педагогическим средством организации и управления самостоятельной деятельностью в учебном процессе»[3]. С одной стороны, по мнению П.И. Пидкасистого, самостоятельная работа представляет собой учебное задание, т.е. объект деятельности студента, предлагаемый преподавателем или программированным пособием, с другой - форму проявления определенного способа деятельности по выполнению соответствующего учебного задания. Именно способ деятельности человека либо к получению совершенно нового, ранее ему неизвестного, знания. Либо к упорядочиванию, углублению уже имеющихся знаний. По мнению М. Г. Гарунова, П.И. Пидкасистого самостоятельной работе студентов присущи следующие характеристики: она формирует у обобщающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимых объем и уровень знаний, навыков и умений для решения познавательных задач; вырабатывает у студента психологическую установку на систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной информации; является важнейшим условием самоорганизации обобщающегося в овладении методами профессиональной деятельности, познания и поведения; является орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной и научно-производственной деятельностью обобщающегося в процессе обучения и профессионального самоопределения [2, 3].

Мы видим, что исследователи, занимающиеся проблемой самостоятельной работы студентов, вкладывают в это понятие разное содержание. На наш взгляд, самостоятельная работа может рассматриваться как один из видов познавательной деятельности, направленной на общеобразовательную и специальную подготовку студентов и управляемую преподавателем.

Правильная организация самостоятельных учебных занятий, их систематичность, целесообразное планирование рабочего времени позволяет привить студентам умения и навыки в овладении, изучении, усвоении и систематизации приобретаемых знаний в процессе обучения,  привить навыки повышения профессионального уровня в течении всей трудовой деятельности.

Эффективность всей самостоятельной работы студентов во многом определяется уровнем самоконтроля. Основным объектом самоконтроля студентов в системе их труда могут быть: планирование самостоятельной работы и выполнение индивидуального плана; изучение предмета согласно тематическому плану, учебной программе; участие в научно-практических конференциях; проектирование и выполнение творческих работ; выполнение контрольных, тестовых, курсовых и дипломных работ.

Нами было проведено исследование, в котором приняли участие 867 студентов разных вузов (546 - студенты СВФУ). Из них:

1 93% - самостоятельно находят нужную им литературу (7% - обращаются к библиотекарям - консультантам); 87% - пользуются Интернет-ресурсами.

2 К услугам обучающихся СВФУ им. М. К. Амосова имеется 7 учебных библиотек, 4 крупных читальных зала с 540 рабочими местами.

3 В среднем 1 пользователь посетил библиотеку 26, 6 раз и взял 70, 5 экземпляров разной литературы

4 Лишь 60 студентов из 546 ходят в библиотеку для самообразования. Остальные только по учебе.

Частота посещения библиотеки: 14 % - менее 5 раз в год; 17% - 5 - 10 раз в год; 68% - более 10 раз в год

 Популярные платные услуги:2% - ночной абонемент;1% - копирование;14% - библиографический розыск; 68% отмечают, что в наших библиотеках нет нужной литературы.

Выяснили, как разные формы организации СРС оцениваются студентами: 55% студентов считают наиболее полезной формой СРС - научные статьи, 20% - творческие задания, 10% - рефераты. Наиболее сложными формами СРС представились: 35% - рефераты, 20 % творческие задания, 18% - проработки научной литературы.

Был проведен Интернет-опрос, где приняли участие:

1 Студенты педагогического института СВФУ

2 Студенты юридического факультета СВФУ

3 Студенты Новосибирской Государственной Академии Водного Транспорта

4 Студенты Современной Гуманитарной Академии г. Санкт-Петербург

5 Студенты Казахстана (разных вузов)

При опросе выявилось, что среднемесячный объем СРС выполняемый студентами Казахстана превышает показатели остальных респондентов. 73% - Казахстан, 32%- Юрфак СВФУ, 24% - СГА (С-Пб), 21% - Пединститут СВФУ, 14% - НГАВТ. Процентное соотношение затрат времени соответственно объему.

Среди наиболее распространенных причин невыполнения СРС были заявлены: лень, непонятность задания, отсутствие интереса, нехватка источников.

Таким образом, по проведенному исследованию, можно сделать выводы:

- проблемы субъективности причин невыполнения  СРС;

- студенты посещают библиотеки лишь для выполнения заданных СРС, а не по собственным интересам;

- возросшее число случаев кибер - плагиата;

Выводы:

Главное в организации самостоятельной работы студентов заключается в создании условий высокой активности, самостоятельности и ответственности студентов в ходе всех видов учебной деятельности. Активная самостоятельная работа студентов возможна только при наличии серьезной и устойчивой мотивации к дальнейшей профессиональной деятельности.

Литература

1. Вяткин Л. Г. Уровни познавательной самостоятельности студентов педагогических вузов [Текст] / Л.Г.Вяткин,А.Б.Ольнева,Г.Д.Турчин // Актуальные вопросы региональной педагогики: Сб.науч.тр. - Саратов,2002. - С.35-38

2. Гарунов М. Г. Самостоятельная работа студентов. М.: Знание, 1998 г.

3. Пидкасистый П. И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации / П.И. Пидкасистый // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. Пермь, 2000.

4. www.marketidea.ru/s2/cont/serv/gloss.php

Просмотров работы: 69