Организация самостоятельной работой студентов - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Организация самостоятельной работой студентов

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В данной статье рассматривается организация самостоятельной работы студентов, которая обеспечивает рациональное сочетание теоретических знаний и их практическое применение для решения конкретных проблем. 

Ключевые термины: метод, мотивация, организация,  самоорганизация, самостоятельная работа студента, эффективность.

Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную творческую деятельность, исключительно сильно стимулирующую приобретение и закрепление знаний. СРС приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку стимулирует студентов к работе с необходимой литературой, вырабатывает навыки принятия решений [4].

Одним из условий эффективности самостоятельной работы студентов является  методически рациональная организация деятельности студентов. Важно постепенно изменять отношения между студентом и преподавателем. По мере продвижения к старшим курсам активная созидательная позиция принадлежит студентам [8].   Организация деятельности студентов  должна деформироваться в сторону побуждения студента работать самостоятельно, активно стремиться к самообразованию Выполнение заданий самостоятельной работы должны учить мыслить, анализировать, учитывать условия, ставить задачи, решать возникающие проблемы, т.е. процесс самостоятельной работы постепенно должен превращаться в творческий. В этом могут помочь новые информационные технологии [1].

Дисциплину «Основы педагогического проектирования» мы изучали по электронному учебнику, разработанный к.п.н. З.С Жирковой [2]. Пособие имеет практико-ориентированную направленность потому, что студент постоянно вовлекается в самостоятельный поиск теоретической и практической основы проектирования и  уточнения собственных представлений и способов развития, знаний и  идей.

Автор данного пособия акцентирует внимание на то, что в современных условиях  самостоятельная  учебная  деятельность обучающихся  становится главной, ведущей, а деятельность преподавателя - содействующей, способствующей эффективному обучению. Наш творческий коллектив разработал проект по организации самостоятельной работы студентов. Нами был проведен опрос среди 30 студентов педагогических колледжа, института и академии (ЯПК, ЯПИ, СГПА).

Анкетирование студентов проводили по следующим вопросам:

1.Какую самостоятельную работу вы предпочитаете:

А) устное выступление;

Б) письменный конспект (решения задач).

В) без разницы.

2.Какой литературой вы пользуетесь при выполнении СРС?

А) поисковики в Интернете;

Б) сидите в библиотеке;

В) А и Б.

3. Выполняете ли вы СРС вовремя?

А) Да;

Б) С опозданием;

В) В последний срок.

4.Самостоятельно ли вы выполняете СРС (рефераты, доклады, контрольные работы)?

А) да;

Б) с помощью «объявлений», родных;

В) списываю, скачиваю 

Таким образом,  студенты предпочитают самостоятельную работу: устное выступление - 13; письменный конспект (решения задач) - 9; без разницы - 8;

Пользуются при выполнении СРС литературой: поисковики в Интернете - 12 человек; в библиотеке - 5 человек; А и Б - 13 человек.

Выполняют СРС во время - 10 человек; с опозданием 12; в последний срок 8;

Самостоятельно выполняют СРС  (рефераты, доклады, контрольные работы): да - 9 человек; с помощью «объявлений», родных - 7 человек;

списываю, скачиваю - 14 человек.

В результате опроса можно сделать следующие выводы: студенты недостаточно посещают библиотеки города, основным источником СРС является доступ в Интернет. В большинстве случаев самостоятельные работы выполняются не в срок, хотя в календарно-тематическом плане по СРС указаны сроки сдачи работ.

Таким образом, интеллектуальные, общеучебные и специальные умения составляют операционную сторону самостоятельной работы студентов. К интеллектуальным умениям мы отнесли умения анализировать, синтезировать, обобщать, классифицировать и др. на основе содержательно и логически усвоенного материала. К общим учебным умениям относятся умения планирования (постановка цели и определение задачи работы и ее этапов; распределение времени на их осуществление; отбор методов, приемов и средств достижения поставленных целей) и самоконтроля (контроль процесса и результатов самостоятельной работы).

Каждый студент нашей творческой группы постоянно вовлекался в самостоятельный поиск теоретической и практической основы проектирования и  уточнения собственных представлений и способов развития, знаний и  идей. Творческие задания по проектированию позволяют организовать эффективный проектировочный процесс, и способствуют овладению технологиями целеполагания, проектирования, моделирования, экспертирования, управления. В творческой группе мы научились отстаивать свою точку зрения, участвовать в общих дискуссиях.

Продуктом проекта является разработка рекомендации студентам, которые можно  использовать не только как источник конкретной информации к тому или иному виду практики, но и для обсуждения со студентами проблем  на семинарских занятиях, на консультациях в периоды, предшествующие очередной практике и в процессе практики.   

                                                                                                Литература

1.Жиркова З.С. «Учебно-методический комплекс - средство повышения качества образовательного процесса» Журнал: «Информатика и образование» №9 - 2009, с. 125-126.

 2.Жиркова З.С. Основы педагогического проектирования. Учебно-методический комплекс Тип ЭВМ:Pentium IV; тип и версия ОС: Windows XP / ГОУ ВПО «Якутский государственный университет им. М.К. Аммосова».- Якутск: сайт  http: //moodle.ysu.ru. Номер государственной регистрации: 50200801257, 03 июля 2008 года

3.Семашко П.В., Семашко А.В., Нижегородский государственный технический университет (НГТУ г.  Новгород). Организация самостоятельной работы студентов на старших курсах.

4.Тишков К.Н., Кошелев О.С., Мерзляков И.Н., Нижегородский государственный технический университет (НГТУ г.Н. Новгород). Роль и методы самостоятельной работы студента в современных условиях.

Просмотров работы: 3