Создание сетей продвижения российских инноваций - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Создание сетей продвижения российских инноваций

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

XXI век - век синтеза инженерных и социальных технологий, время, когда человечество вступило на ступень постиндустриального развития. Теперь одну из главных ролей в экономике начинают играть информационные и высокие производственные технологии. Целью любого государства является через формирование постиндустриальной экономики создание успешной и благоприятной инновационной среды. Конечно же такой путь развития является важным и опорным для России.

Уровень достижения новых знаний и технологий и успешность их использования для социально-экономического развития определяет место и роль государства в мировом сообществе. В развитых странах 80-95% прироста ВВП приходятся на долю новых технологий. 

Однако сегодня в России присутствует недостаток инновационной активности, который свидетельствует не столько об отсутствии научной деятельности, сколько об отсутствии механизма преобразования идей и технических решений в рыночные продукты.  Важнейшим условием формирования и функционирования инновационной системы является организация обмена знаниями, основной формой которых выступает трансфер инноваций. Трансфер инноваций имеет несколько форм реализации: создание самих инноваций, их коммерциализация и распространение, содействие научным и производственным организациям, занимающимися разработками и исследованиями в области новых технологий.   Неразвитость научных коммуникаций в РФ ограничивает возможности российских исследователей и разработчиков эффективно участвовать в глобальном трансфере инноваций, продвигать результаты интеллектуальной деятельности на отечественный и мировой рынок, привлекать внешние заказы на НИОКР. Государственная поддержка экспорта высоких технологий - важнейший инструмент инновационной стратегии. Основная задача государственных структур - оказание необходимого содействия выстраиванию каналов связи отечественных разработчиков с мировым рынком. Ведь содержание представительств за рубежом, затраты на маркетинг непосильны для малых инновационных фирм.  Основная идея поддержки экспорта высоких технологий заключается в том, что рядом с разработчиками инженерных решений должны появиться инновационные менеджеры и профессиональные технологические брокеры со статусом равноценных участников инновационного процесса, а не "обслуживающего персонала".  Усилия государства должны быть сконцентрированы на создании совместно с бизнес-структурами, научными кругами и влиятельными консалтинговыми партнерами компании с функциями технологического брокера и генерального подрядчика на исполнение внутрироссийских и зарубежных заказов. Задача такого центра - выстроить необходимые каналы взаимодействия с потенциальными заказчиками, подобрать исполнителей из числа российских компаний и специалистов, организовать получение ими необходимых лицензий и сертификатов, предоставить заказчикам финансовые гарантии, обеспечить юридическое обеспечение и контроль качества исполнения работ.

Формирование спроса отечественной экономики на инновационную продукцию

Современное технологическое развитие России характеризуется наращиванием активности ряда крупных компаний. Но их достижения ограничиваются преимущественно импортом существующих (неоригинальных) технологий, недающих решающих конкурентных преимуществ. А оборудование отечественного выпуска используется обычно для простого воспроизводства (замены действующего). 
Для изменения сложившейся ситуации, стимулирования структурных сдвигов и ориентации отечественной промышленности на использование возможностей технопарков, существенную роль могут и должны играть целевые федеральные и ведомственные программы. Для активного использования инноваций в экономике России и формирования спроса на производимую инновационную продукцию представляется необходимым создание емких внутренних рынков, государственная поддержка отечественных производителей, формирование инфраструктуры экономики знаний. Технологически развитые государства активно влияют на инновационную активность своего научно-промышленного комплекса. Например, основными заказчиками  наукоемкой промышленности США являются Министерство обороны и NACA, также высокотехнологичные компании США пользуются финансированием со стороны государства и протекционизмом. Для повышения экономической отдачи от реализации инноваций необходимо использование инструментов прямого регулирования инновационной активности государственного сектора экономики, национальных компаний и естественных монополий, стимулирование разработки и реализации инфраструктурных проектов. Существенное влияние на инновационную активность может оказать политика и практика государственных закупок товаров и услуг.  Также сегодня требуется стимулирование технологической модернизации сырьевого сектора экономики.

Роль технопарков и бизнес-инкубаторов в продвижении инноваций

Громадные доходы, получаемые сегодня Россией от продажи нефти и газа, создали предпосылки для масштабных инвестиций в научно-промышленную сферу. Однако попытки перехода к инновационному развитию наталкиваются на существенное препятствие: российская экономика не в состоянии «переварить» огромный денежный поток, использовать его наиболее эффективным способом. Выявляется необходимость дополнения  разработчиков новых технологий другими необходимыми звеньями инновационного процесса: привлечения и размещения заказов на НИОКР, формирования спроса, продвижения инновации, сопровождения внедрения инновационных решений и их поддержки у заказчика. Нерешенность этой проблемы усугубляется падением инновационной активности ведущих секторов экономики и усиливает "одиночество" создателей инноваций. Ограниченность числа и инструментов влияния на инновационную активность делает необходимым концентрацию интеллектуального капитала и формирование точек роста инновационной экономики по всему циклу: от возникновения идеи до промышленной реализации. Такой организационной формой являются технопарки и бизнес-инкубаторы. Технопарки создаются для предоставления широкого спектра услуг по поддержке инновационного предпринимательства путем развития материально-технической, социально-культурной, информационной и финансовой базы.

Создание технопарков способствует развитию большого числа новых малых и средних инновационных предприятий за счет предоставления им производственных и офисных помещений, юридических и финансовых услуг, обеспечения тесной связи с учебными учреждениями и другими компаниями. Также технопарки должны оказывать помощь инновационным предприятиям в поисках инвесторов и продаже научно-технической продукции.

Технопарки являются эффективной площадкой для конструктивного диалога между представителями бизнеса, науки, органов государственной власти, что позволяет повысить их взаимосвязь. Это помогает снижать административные барьеры, координировать научную деятельность и финансирование.

За счет крепкой взаимосвязи подразделений технопарка уменьшается срок между разработкой продукции, и ее выводом на рынок, что позволяет сделать ее более конкурентоспособной и снизить ее себестоимость за счет минимизации количества посредников.

Технопарки позволяют сформировать ту экономическую среду, которая обеспечивает устойчивое развитие высокотехнологического предпринимательства, создание новых предприятий, разработку, производство и поставку на отечественный и зарубежный рынки конкурентоспособной наукоемкой продукции.

Регион, способствуя созданию и развитию технопарков, получает возможность формирования и ускоренного развития научно-производственной и социальной инфраструктуры, привлечение в регион высококвалифицированных специалистов.

Бизнесу предоставляется возможность в полной мере повысить конкурентоспособность своей продукции.

Вузы и технологические НИИ получают возможность предоставить своим научным коллективам условия для ведения трудоемких исследований и создания на их основе продукции для ее дальнейшего вывода на рынок. При этом формируется коллектив с участием автора идеи, разработчиков, аспирантов и студентов, которые в дальнейшем продолжают работать в этом направлении и на производстве.

Такие коллективы на практике овладевают навыками активной предпринимательской деятельности, которая осуществляется в условиях жесткой конкуренции в области производства наукоемкой продукции. Технопарки повышают престиж вуза, НИИ, их роль в развитии региона.

Интеллектуальный капитал и инфраструктура университета служат определенным магнитом, притягивающим и поддерживающим интересы промышленности и предпринимательства, стремящихся получить доступ к ресурсам, имеющимся только в вузе (библиотеки, информационные возможности, исследовательские лаборатории, специальное оборудование, научные заделы, высококвалифицированные преподавательские и научные кадры).

Наиболее организационно близкой технопарку структурой является бизнес-инкубатор. Бизнес-инкубатор - это чисто коммерческая структура, призванная оживлять малый бизнес, и потому она часто субсидируется государством.

Большинство клиентов технопарка так никогда и не станут бизнесменами - они выполнят проект, внедрят свою разработку и вернутся к научным разработкам. Инкубатор же готовит бизнесменов, обладающих разносторонними знаниями: от производства до управления предприятием. Бизнес-инкубатор - это структура, специализирующаяся на создании благоприятных условий для возникновения и эффективной деятельности малых инновационных фирм, реализующих оригинальные научно-технические идеи. Это достигается путем предоставления этим фирмам материальных, информационных, консультационных и других необходимых услуг за небольшую, по сравнению с рыночной, плату.  Главная задача бизнес-инкубаторов - помочь тем, кто открывает собственное дело, особенно в начальной стадии. Наибольшую пользу предпринимателям в бизнес-инкубаторах приносят полная концентрация на предпринимательских задачах и снижение расходов на управленческий аппарат. Бизнес - инкубаторы, очень гибкая система, способная служить эффективно в различных сферах экономики: от развития высоких технологий до содействия росту различным предприятиям.  Продукт деятельности бизнес-инкубатора - независимый хозяйствующий субъект, хорошо адаптированный к функционированию в специфических условиях внешней рыночной среды. Данная особенность является определяющей при рассмотрении принципиальных подходов при организации бизнес-инкубаторов. Их функционирование предполагает более благоприятную внешнюю среду для вновь создающихся хозяйствующих субъектов (инкубируемых фирм) за счет предоставления целого ряда услуг либо по ценам, значительно более низким, чем вне инкубатора, либо бесплатно. Поэтому качественной характеристикой, определяющей потенциальную результативность функционирования бизнес-инкубатора, является соотношение между условиями внешней экономической среды и условиями, скорректированными за счет бизнес-инкубатора для инкубируемой фирмы. Предоставление тех или иных услуг бизнес-инкубатором - лишь средство, обеспечивающее «производственный» процесс.                                                          

Заключение

Несмотря на огромные денежные средства, выделяемые на инновации, Россия до сих пор не может похвастаться достойным количеством «брендовых» разработок (например, как разработки под маркой Yota) или компаний, которые привнесли бы в жизнь то, что вошло бы в повседневный обиход. А этому мешает ряд причин. Одна из них - это отсутствие достаточной инфраструктуры: лабораторий и оборудования. Создание технопарков и увеличение финансирование ВУЗов в скором времени должно решить эту проблему.

У властей и бизнеса сложилось впечатление, что типичный российский учёный-инноватор - это студент или аспирант, на самом деле это не совсем так. Более 70% всех инновационных проектов - это разработки, которые начинались еще в советские времена, следовательно средний возраст новатора в проектах в сфере энергетики, медицине и биотехнологиях приближается к 60 годам. Но в области информационных технологий, конечно же молодежь лидирует.

Заметна нехватка российскими учеными экономических знаний для самостоятельного представления проекта инвесторам. Из-за неподготовленности проектной документации российские проекты рассматриваются в среднем в два раза дольше, чем за рубежом. Также нельзя сводить поддержку инноваций только в отдельных направлениях науки. Нужно не допускать неравномерности финансирования, как происходит это сегодня: существует достаточное финансирование проектов в области разработки энергосберегающих, информационных технологий, а отсутствует в биомедицине и биологии. Практически такая же проблема возникла в СССР: наличия финансирования у военного сектора и отсутствие у гражданского.

Инновационные компании на каждом этапе своего развития сталкиваются с различными барьерами в  России: от неблагоприятного экономической ситуации и до низкого спроса на новые разработки. И задача государства разобраться с этими проблемами. Пусть сначала государство будет заниматься «ручным управлением», но самое главное - решать эти проблемы. Когда таким образом будут продвинуты на рынок несколько десятков компаний, будут приняты и установлены четкие механизмы развития, которые можно будет использовать многократно.

Зарубежные исследователи утверждают, что наряду с наличием экономических (и историко-технологических) предпосылок построения успешно работающей системы технопарков и бизнес-инкубаторов важнейшим фактором, определяющим эффективность инновационных стратегий, следует считать качество государственного управления, умение политического руководства страны планировать и реализовывать крупномасштабные проекты. И значит, построение инновационной инфраструктуры можно считать особой проверкой управленческих качеств властей.

Основными элементами системы продвижения инноваций в России должны стать:

технопарки и бизес-инкубаторы, как новые «точки роста» по получению новых знаний и технологий;

технологические брокеры и генеральные подрядчики для поиска заказов и контроля за их исполнением;

компании или государственные структуры - заказчики инновационных разработок;

инвесторы (частные или государственные) - структуры заинтересованные в развитии инноваций.

Просмотров работы: 8