Экологическая эстетика в образовании младших школьников - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Экологическая эстетика в образовании младших школьников

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Пересмотр социокультурных установок, ценностей, целей, человеческой меры разумности в отношении к природе привел к экологизации эстетического сознания, а эстетическая деятельность стала пониматься как средство регуляции отношений между человеком и природой.

Экологическая эстетика учитывает планетарный характер  воздействия современного человека на окружающую среду, фиксируя изменения представлений о прекрасном и безобразном, эстетических норм и вкусов в зависимости от географических, региональных и историко-культурных условий.

Изучение современного состояния школьного эстетического и экологического образования привело нас к мысли о необходимости разработки факультативного курса «Экологическая эстетика». Эстетическое воспитание, раскрывающее детям красоту природы, пробуждающее и развивающее потребность в наслаждении этой красотой, - одна из важнейших педагогических задач школы. Отсутствие способности эстетического видения природных объектов сказывается на неполноценности экологического сознания личности.

Используя различные методы воспитания, учитель может сформировать экологически грамотную и воспитанную личность, умеющую видеть прекрасное в окружающей действительности. Для этого у учителя имеются широкие возможности. Ведь воспитывать эколого-эстетическую культуру можно не только на факультативе, но и на любом этапе любого уроке, будь то окружающий мир или математика.

В учебном плане закреплены такие предметы как изобразительное искусство, музыка, литература, основой которых является искусство. Оно является одним из основных средств эстетического воспитания. Кроме того, материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературное или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание и средством формирования эколого-эстетических качеств личности.

Огромную роль играют в эксперименте по обучению младших школьников на основе экологической эстетики интегрированные уроки, развивающие чувственно-эмоциональное познание окружающего мира.

Реализуя полноценное эколого-эстетическое воспитание ребенка в младшем школьном возрасте, учитель обеспечивает становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Щедрина, Г.К. Эстетика в интерпарадигмальном пространстве: перспективы нового века [Текст]: Материалы научной конференции 10 октября 2001 г. Серия "Symposium", выпуск 16. СПб: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. С.82-84

2. Эстетика: словарь/под общ. ред. А.А. Беляева и др. - М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

3. Арябкина, И.В. Формирование эстетического отношения к природе у студентов педагогического вуза в процессе изучения спецкурса «Основы эстетического образования младших школьников». - М., 2004.

4. Экологическая этика и природоохранная эстетика [Текст]: http://www.eclife.ru/index.php

5. Никандрова, Н.Н. Воспитание у младших школьников чувства прекрасного [Текст] Н.Н. Никандрова. - Начальная школа, №6, 1998. - с. 105 - 106.

6. Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. - Глазов, Глазовский гос. пед. ин-т, 2003.

Просмотров работы: 9