Развитие творческой активности у младших школьников во внеучебной деятельности средствами искусства - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Развитие творческой активности у младших школьников во внеучебной деятельности средствами искусства

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Подготовку подрастающего поколения к творческому труду, формирование и развитие его творческой активности необходимо осуществлять на научной основе.

Решение проблемы настоящего исследования потребовало от нас обратиться, прежде всего, к анализу сущности творческой активности, как интегральной характеристики личности современного, мобильно и гибко мыслящего и действующего, человека.

Творческая активность представляет собой сложное интегральное качество личности. Наше понимание творческой активности заключается в выделении существенных отличительных признаков этого свойства личности. Такими признаками являются: эвристический потенциал, интеллектуальная инициатива, самостоятельность и нестимулированная интенсивность деятельности.

Младший школьный возраст более всего предрасположен к развитию творческой активности у детей. Этому способствует и социальная ситуация, в которой происходит становление творческой активности личности младшего школьника и те психические новообразования, которые типичны для младшего школьника: любознательность, интерес к необычному, развитие мыслительных процессов.

Важное значение для развития творческой активности имеет внеучебная деятельность, так как посредством вовлечения детей в деятельность по интересам и наклонностям происходит полноценное проявление пытливости ума, интеллектуальной инициации парадоксальных решений, настойчивости и самостоятельности в реализации собственной догадки, задумки, замысла.

Овладевая средствами изобразительного, музыкального, литературно-поэтического, театрального искусства дети реализуют свою природную креативность в рисунке, танце, придуманном рассказе, стихотворении, коллективном и индивидуальном музицировании, импровизировании при театрализации и т.д.

Анализ и обобщение материалов опытно-экспериментальной работы позволил нам обосновать совокупность педагогических условий эффективности формирования творческой активности младших школьников в учебной деятельности: создание творчески развивающей среды, создание ситуаций успеха, пронизывание внеучебной деятельности детей творчеством.

На занятиях кружков по интересам мы стремились создать доброжелательную творческую атмосферу, чтобы учащиеся смогли проявить свои способности; использовали элементы соревнования, игры для выполнения детьми различных творческих заданий. Опора в учебном процессе на схемы, разработанные алгоритмы действий для каждого кружковца, памятки по выполнению проективных заданий способствовали развитию у детей навыков самостоятельной работы.

Благодаря такому построению учебного процесса, младшие школьники усвоили различные приемы и способы творческого решения изобретательских задач, разрешения проблемных ситуаций. При работе по использованию проблемных ситуаций, требующих от учащихся проявления творчества, необходимо соблюдалась последовательность, систематичность, предлагались ситуации с постепенным повышением уровня их сложности.

Анализ результатов эксперимента позволяет нам сделать вывод о том, что созданные нами педагогические условия способствуют развитию творческой активности младших школьников.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Богоявленская, Д.Б. Психология творческих способностей / Д.Б. Богоявленская. - М., 2003.

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский - М., 1991.

3. Кожина, Л.А. Развитие творческой активности учащихся в процессе проектной деятельности / Л.А. Кожина - 2008, pedsovet.org

4. Развитие творческой активности школьников / под ред. А.М. Матюшкина; науч.-исслед. ин-т общей и педагогической психологии акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1991. - 160 с.

5. Терехова, Г.В. Особенности развития креативных способностей младших школьников средствами творческих заданий в учебном процессе: методические материалы к программе «Уроки творчества» / Г.В. Терехова - 2004, www.trizminsk.org

Просмотров работы: 5