Цель исследования: выявить теоретически и экспериментально обосновать педагогические условия формирования у младших школьников интеллектуально-творческих умений в учебной деятельности.
К интеллектуально-творческим умениям мы относим: умение самостоятельно, оригинально осмысливать учебные задания (задачи); умение видеть и ставить творческую цель, побуждающую к ее решению нестандартными способами; умение осуществлять поиск с опорой на эврологические способы и приёмы мышления (умение рассуждать логически и вариативно, т.е. высказывать догадки и находить нестандартные решения задач; умение расширять свой кругозор посредством любознательности, т.е. анализируя события и явления; умение находить решения в опоре на интуитивные механизмы мыследеятельности - ассоциативность, аналоговость, вероятность и мобильно осуществлять «формализацию вербализованного решения, т.е. аргументировано обосновывать и отстаивать свою идею).
Модель формирования интеллектуально-творческих умений младших школьников включает целевой (цель является системообразующим фактором и конкретизируется в задачах, реализация которых регламентируется принципами, представляющими собой выражение закономерностей учебной деятельности, представленное в форме, позволяющей использовать их в качестве регулятивных норм педагогической практики, выбор принципов определяют закономерности формирования ИТУ и их сущностные характеристики), содержательный (деятельность учителя и школьника при формировании ИТУ), процессуальный (круг форм, методов и средств для формирования ИТУ), результативный компоненты (критерии эффективности и результативности формирования ИТУ младших школьников).
Педагогические условия включают в себя: а) организацию методической работы с учителями начальных классов по обеспечению эффективности процесса формирования интеллектуально-творческих умений младших школьников в учебной деятельности; б) создание учителем на уроке благоприятной творческой атмосферы для формирования интеллектуально-творческих умений младших школьников; в) обеспечение научно обоснованной последовательности этапов формирования интеллектуально-творческих умений младших школьников в учебной деятельности; г) реализацию субъектного подхода к обучению младших школьников в процессе формирования у них интеллектуально-творческих умений.
Результаты проведенного исследования доказали правомерность выдвинутой гипотезы, его общие и конкретные выводы направлены на оказание помощи учителям начальных классов в повышении результативности формирования интеллектуально-творческих умений младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Библер В.С. Мышление как творчество. - М., 1990.
2. Востриков А.А. Теория и технология продуктивного обучения в начальной школе: автореф. дисс. ... д-ра пед. наук. - ЯГПУ, 2001.
3. Стернберг Р. Учись думать творчески /Р. Стернберг, Е. Григоренко// Основные современные концепции творчества и одарённости. - М.: Мол. Гвардия, 1997.
4. Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности будущего педагога начального образования: методика и анализ эксперимента.- Глазов, 2006. 5. Энгельмейер П. К. Теория творчества: из наследия мировой философской мысли. Издательство: Либроком, 2010.