Развитие познавательного интереса у младших школьников к словообразованию посредством этимологического анализа на уроках русского языка - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Развитие познавательного интереса у младших школьников к словообразованию посредством этимологического анализа на уроках русского языка

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Для младших школьников характерно установление причинно-следственных связей при познании окружающего мира. При конкретности детского мышления слабо усваиваются термины, которые имеют абстрактные значении. Тем не менее, ребёнок может устанавливать причинно-следственные связи при написании непроверяемых слов путём установления их этимологии, объяснения значения истории словообразования.

Наша экспериментальная работа включала ряд фрагментов уроков по русскому языку, где учащимся вводилось понятие «этимология», проводился этимологический анализ некоторых словарных слов, проводились упражнения по этимологическому анализу слов.

На уроке русского языка, по изучению новой темы «Имя существительное», на этапе словарно-орфографической работы над словом воробей детям была зачитана история происхождения данного слова. Дети были заинтересованы и удивлены полученным сведениям. Учительницей было введено и растолковано понятие «этимология». Новое слово было записано на доске, дети вслух повторили новый термин.

На следующих уроках русского языка по закреплению знаний об имени существительном (так же - на этапе словарной работы) был проведен этимологический анализ слова пенал. Учительница познакомила учащихся с «этимологическим словарем русского языка для школьников» О.Д. Ушаковой, а также имели возможность сравнить данный словарь с толковым словарем С.И. Ожегова.

На следующих уроках при проведении этапа повторения пройденного материала был использован проблемно-поисковый метод. Детям был предложен ряд словарных слов с пропущенными орфограммами, задача заключалась в том, чтобы, используя этимологические словари, дети нашли этимологию слова, провели этимологический анализ, вставили орфограмму и указали ее происхождение. В процессе проведения данной работы детям была предоставлена возможность объединяться в группы и совместно обсуждать проблему. Такая работа понравилась детям, они были рады своим успехам, появилось желание проводить подобную работу

Анализируя результаты экспериментальной работы, мы выявили педагогические условия, обеспечивающие эффективность развития познавательного интереса у младших школьников на уроках русского языка: использование проблемных ситуаций, проблемно-поисковых работ, проведение уроков в нетрадиционной форме, работа в группах.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Орлова Ю.И. Этимологический анализ слова. - М., 2006.

2. Дунаевой В.П. Элементы этимологического анализа на уроках русского языка. - М., 2008.

3. Приступа Г.Н. Об элементах этимологического разбора на уроках русского языка. - М., 2009.

Просмотров работы: 8