Волонтёрское движение во многих странах мира обусловлено духовным и культурным обнищанием всех слоёв современного общества.
Объектом научных изысканий становится процесс социализации подрастающего поколения. Предметом нашего исследования является поиск педагогических условий становления и развития социальной активности младших школьников.
Рассмотрев сущность социальной активности: структуру, функции, назначение мы выдвинули гипотезу об общественно-полезной деятельности как факторе, обеспечивающем становление социальной активности младших школьников.
Основная идея исследования состоит в том, что становление и развитие социальной активности личности происходит в деятельности «на пользу и радость» (Ю.П. Сокольников) окружающим людям: родным, близким, учительнице, одноклассникам.
Как показало исследование в коллективной, личностно и социально значимой деятельности ребёнок в полной мере реализует свои лидерские, экстравертивные, организаторские способности и качества.
Привнесение в ведущую учебно-игровую деятельность младших школьников элементов социальной значимости и полезности способствует гармоничности их оптимального индивидуального и оптимального социального развития.
Приобщение младших школьников к добродетельности «по зову сердца, а не за деньги», при грамотно (в научном и методическом плане) выстроенной педагогической деятельности воспитателей, обеспечивает эффективность формирования социальной активности младших школьников в учебно-воспитательном процессе начальной школы.
В процессе исследования нам выявлены педагогические условия: организация классного воспитательного коллектива, распределение общественных поручений всем детям, моральное поощрение.
Анализ результатов эксперимента позволяет нам сделать вывод о том, что выявленные нами педагогические условия способствуют формированию и развитию социальной активности младших школьников.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Иванов И. П. Формирование юных общественников и организаторов. (Очерк методики воспитательной работы) / Методическое пособие. - Л.: ЛГПИ, 1999.
2. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. - М.: изд-во политической литературы, 1995.
3. Литвинова Л. В. Воспитание гуманизма у детей младшего школьного возраста. - Алма-Ата: Мехтеп, 2006.
4. Новикова Л. И. Педагогика детского коллектива / Вопросы теории. - М.: Педагогика, 2008.