Развитие коммуникативных умений у младших школьников в курсе «детская риторика» - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Развитие коммуникативных умений у младших школьников в курсе «детская риторика»

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Развитие речи как один из многочисленных аспектов работы на уроках родного языка не решает важной задачи - обучения общению. Следовательно, общению надо учить, «давая школьникам определённый минимум знаний по теории общения, целенаправленно прививая им навыки делового и свободного общения и закрепляя их в практике общения ребят с окружающими» [2, С. 24].

Решение проблемы развития коммуникативных умений младших школьников в образовательном процессе начальной школы возможно средствами курса «Детская риторика» Образовательной системы «Школа 2100» и использованием групповых форм работы на уроке.

На уроках риторики особое место занимают специфические приёмы работы: риторический анализ устных и письменных текстов; риторические задачи; риторические игры. Риторический анализ формирует умения анализировать и оценивать общение. При этом мы приучаем детей оценивать не только чужую речь, речь другого человека, но и свою собственную. Риторические задачи формируют умения общаться, формировать своё коммуникативное намерение, определять свои неудачи и промахи. Риторические игры в отличие от риторических задач содержат соревновательный элемент и предполагают определение победителя: кто (какая команда) веселее, смешнее и так далее расскажет, быстрее произнесёт скороговорку, сочинит считалку.

Задачей педагога, развивающего коммуникативные умения, является установление дружеских связей у детей, развитие у них интереса ко всему происходящему, создание атмосферы доброжелательности, взаимного уважения и доверия, уступчивости и вместе с тем инициативности. Для достижения этого, на наш взгляд, более всего подходит организация работы малыми группами. Дети в малых группах работают по принципу «Знаешь сам, скажи другому», «Умеешь сам, научи другого». Важно также, что в малых группах формируется оценка на «себя». Работа в группах учит детей слушать и слышать другого, давать и принимать советы, работать дружно и в едином темпе. Кроме того, работа в группах позволяет педагогу вникнуть в общение, увидеть каждого в работе. Приёмы группового чтения, группового диктанта развивают терпеливое и уважительное отношение к сверстникам. Для развития умения действовать вместе, слаженно можно использовать инсценировки, шифровки, сочинения по заданной рифме.

Таким образом, развитие коммуникативных умений младшего школьника будет наиболее эффективным при соблюдении следующих условий: использование учителем курса «Детская риторика» Образовательной системы «Школа 2100»; применение в практике групповых форм работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Вахрушев, А.А. Готовность образовательной системы «Школа 2100» к реализации нового Федерального государственного образовательного стандарта// Начальная школа плюс До и После. - 2008.-№9. - С. 32-36.

2. Мудрик, А.В. О. коммуникативной культуре// Директор школы (научно-методический журнал). - 2003.-№6. - С. 24-27.

3. Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Дошкольная подготовка. Начальная школа. - М.: Баласс, 2003. - 288с.

4. Песняева, Н.А. Возможности развития речи младших школьников в учебном диалоге// Начальная школа. - 2002.-№10. - С. 42 - 44.

5.    Тутолмин А.В.Становление и развитие творческой компетентности будущего учителя. - Глазов, 2010.

Просмотров работы: 5