Предупреждение и преодоление отрицательных влияний микросферы на младших школьников в процессе духовно – нравственного воспитания - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Предупреждение и преодоление отрицательных влияний микросферы на младших школьников в процессе духовно – нравственного воспитания

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Педагогическая наука определяет микросреду как часть широкой социальной среды, с которой ребёнок находится в непосредственном контакте: «Это семья, её традиции и обычаи, семейный климат, друзья, товарищи по двору и классу, отношения, складывающиеся в коллективе, членом которого ребёнок является, взгляды, ценностные ориентации и т. д.» [3, 33]. В микросреде младший школьник является объектом и субъектом общения, взаимодействия и отношений с другими людьми. Реально функционирующие позитивные и негативные компоненты микросреды выступают источниками и причинами, вызывающими у него те или иные изменения: они играют. или положительную роль в становлении личности, или тормозят этот процесс.

Увеличить количество положительных влияний на ребёнка можно, создав благоприятную микросреду для его развития. В свою очередь, сама микросреда изменится в лучшую сторону с увеличением количества положительно воздействующих на личность факторов.

Внутренняя среда личности, как совокупность особенностей высшей нервной деятельности, характеризуется особенностями свойств характера, жизненного опыта, нравственного сознания, комплексов, проявляющихся в типичных для ребёнка психических состояниях, реакциях и отношениях к действительности [4, 192]. Ж. Пиаже выделяет два вида нравственности. Более ранняя - нравственность принуждения, которая формируется на основе взаимоотношений между ребёнком и взрослым, причём эти взаимоотношения строятся таким образом, что ребёнок должен приспосабливаться к запрещениям и указаниям взрослых. В ходе развития нравственность принуждения заменяется нравственностью сотрудничества, возникающей в процессе взаимных отношений со сверстниками [2, 380]. Поэтому следует развивать нравственную устойчивость младшего школьника к отрицательным влияниям микросреды, не изолируя его от жизни, а наоборот, показывая жизнь без прикрас, давая ребёнку сравнить плохое и хорошее, выбрать самому, кому надлежит подражать, к чему нужно стремиться.

С ростом негативных явлений в социальной среде приобретает особое значение педагогизация микросреды. Педагогизация среды представляет собой конгломерат различных концепций средовой обусловленности личности и стратегий использования возможностей среды в педагогическом процессе. Суть педагогизации микросреды заключается в превращении её в воспитывающую среду. Воспитывающая среда это совокупность окружающих ребёнка обстоятельств, социально ценностных ориентаций, влияющих на его личностное развитие и содействующих его вхождению в современную культуру [5, 416].

В результате исследования нами установлено, что сближение светского и духовного воспитания (их единство) в начальной школе, создание педагогически обоснованных условий: ценностного отношения, смыслотворчества, нормотворчества, жизнетворчества гарантированно обеспечивают заслон от отрицательных влияний микросреды и полноценное духовно-нравственное развитие младших школьников

ЛИТЕРАТУРА:

1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология /Л.С. Выготский. - М., 1991.

2. Пиаже, Ж. Избранные психологические труды / Ж. Пиаже. - М.: Просвещение, 1969.

3. Прокопьев, И.П. Предупреждение и преодоление отрицательных влияний микросреды на школьников в процессе их воспитания (теория и практика): дис. д-ра пед. наук / И.П. Прокопьев. - М., 1983.

4. Рубинштейн, С.Л. Проблемы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. - М: Просвещение, 1976.

5. Сухомлинский, В.А. Родительская педагогика / В.А. Сухомлинский // Избранные произведения: В 3-х т. - М., 1981. - Т. 3.- С. 395-420.

Просмотров работы: 99