Влияние музыки на человека осуществляется через творческую деятельность учителя. Качество его профессиональной подготовки обеспечивает творческое развитие учащихся.
Необходимость совершенствования процесса формирования музыкально-творческой компетентности будущих учителей музыки опосредуется складывающейся и динамично изменяющейся социо-культурной ситуации в обществе. Заинтересованное отношение к культуре, в том числе и музыкальной, признание ее развивающего, т.е. творческого потенциала привели к возрастанию роли музыки в воспитании и развитии школьников.
Музыкально-творческая компетентность - это интегративное образование личности, имеющее системную организацию, сложную многоуровневую структуру и выступающее как совокупность, взаимодействие и взаимопроникновение личностного, когнитивно-деятельностного и рефлексивного компонентов, степень сформированности которых позволяет будущему учителю музыки эффективно осуществлять музыкально-творческую деятельность. Музыкально-творческая компетентность оценивается по таким критериям как степень развития музыкальных способностей, эмоционально-волевых качеств, мотивационно-ценностных ориентаций, степень сформированности системы знаний, умений, рефлексивно-исполнительской позиции. Музыкально-творческая компетентность обеспечивает успешную реализацию стимулирующей, аффективно-коммуникативной, информационной, ориентационной, трансляционной и регулятивной функций.
Разработанная на основе совокупности научных подходов структурно-функциональная модель процесса формирования музыкально-творческой компетентности будущего учителя музыки, представленная целевым, содержательным, организационно-технологическим и оценочно-результативным компонентами, позволяет на каждом из этапов практики обеспечивать целостность процесса формирования музыкально-творческой компетентности у будущего учителя музыки и корректировать его в соответствии с достигнутой целью и задачами.
Эффективность реализации модели обеспечивают следующие педагогические условия: организация музыкально-творческой деятельности будущих специалистов на основе задачной технологии; диалогизация процесса формирования музыкально-творческой компетентности; обеспечение рефлексивно-позиционного определения будущего специалиста в музыкально-творческой деятельности.
По результатам исследования разработано методическое обеспечение процесса формирования у будущего учителя музыкально-творческой компетентности, включающее: методические рекомендации для педагогов музыкальных дисциплин; оценочно-критериальный инструментарий диагностики уровней сформированности музыкально-творческой компетентности студентов. Материалы исследования могут использоваться в практике работы профессиональных учебных заведений, занимающихся подготовкой и повышением квалификации учителей музыки общеобразовательных школ.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Выготский Л.С. Психология искусства: 2-е изд. исп. и доп. / Л.С. Выготский. - М.: Искусство, 1968. - 576 с.
2. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология / А.Л. Готсдинер. - М.: NB Магистр, 1993. - 190 с.
3. Живов В.Л. Хоровое исполнительство: Теория. Методика. Практика: Учеб. пособие для вузов / В. Л. Живов. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 272 с.
4. Загвязинский В.И. Педагогическое творчество учителя / В.И. Загвязинский. - М.: Педагогика, 1987. - 159 с.
5. Тутолмин А.В. Формирование профессионально-творческой компетентности студента-педагога. - Глазов: Глазов. гос. пед. ин-т им. В.Г. Короленко, 2006.