Современный институт несостоятельности физического лица - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Современный институт несостоятельности физического лица

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Банкротство физических лиц законодательно закреплено в большинстве развитых стран и везде имеет свою специфику. Суть института банкротства физического лица заключается в следующем. Человек, оказавшийся в сложном положении и не способный погасить свой долг, может обратиться в соответствующий орган (как правило арбитражный суд), где его признают банкротом и позволяют реструктуризировать свой долг, а в некоторых случаях даже простить его часть.

Зарубежный опыт института несостоятельности физических лиц характеризуеься следующими понятиями: институт «потребительского банкротства» рассматривается как благо для добросовестного гражданина, оказавшегося в трудном финансовом положении, в связи с возможностью реабилитации должника; применение правовой доктрины «fresh start» - освобождение гражданина от долгов в ходе одного процесса при условии предоставления должником своего имущества для расчета с кредиторами; наличие в законодательстве ряда стран возможности введения «реабилитационных процедур», в ходе которых осуществляется погашение долгов гражданина в соответствии с утверждаемым планом.

Так, в Великобритании и Франции банкротство возможно, если просрочка по кредитам превышает 120 дней, а в Германии и вовсе не более 4-6 недель. Для начала процедуры банкротства достаточно, чтобы должник оказался не в состоянии выплатить кредитору в течение четырех недель 10% от суммы текущих требований по задолженности. Кто именно забьет тревогу в случае просрочки - неважно.

Но в принципе законодательством Германии установлено, что в таких случаях должник обязан сам заявить о своем банкротстве. Несмотря на жесткость закона, на практике немецкие банкиры, как правило, достаточно лояльны по отношению к должникам и по возможности предпочитают реструктурировать долги, а не возбуждать процедуру банкротства физического лица.

Аналогичная практика сложилась во многих странах мира: все существующие законодательства предусматривают возможность первоначальной реструктуризации долга на сроки в три, пять и даже более лет. На это время несостоятельному заемщику устанавливается новый график погашения. И лишь в случае, если он не выполняется, человека банкротят.

Нет какого-то минимального «порога» и в одном из старейших законодательств - британском. Кредитор может подать заявление на банкротство должника, если долг будет и 3 тыс. фунтов стерлингов, и 20 тыс. В мире сложилось два подхода к проблеме: где-то ориентируются на сроки, где-то - на размер задолженности. В США, например в штате Нью-Йорк, кредиторы могут обратиться в суд с требованием начать процедуру банкротства, если сумма накопленной человеком задолженности превысит $13,475 тыс. При этом практика показывает, что 98% заявлений о банкротстве в мире подают сами должники.

В Великобритании, Нидерландах есть возможность прощения долга или его части. В Англии люди, проходящие «реабилитационную» процедуру, могут брать кредиты, но не больше определенной суммы и обязательно указав на свое банкротство. Условия по кредитам будут, правда, не слишком выгодными. В США гражданин, признанный банкротом, лишается возможности в дальнейшем брать кредиты. А если удастся доказать, что он сознательно набрал долгов больше, чем мог оплатить, его могут посадить в тюрьму.

В Германии гражданин, прошедший через процедуру банкротства, в течение пяти лет после ее окончания не может объявить себя банкротом. В Японии человек, объявивший себя банкротом, пожизненно лишается права руководить компаниями, работать адвокатом, нотариусом, бухгалтером и выступать опекуном несовершеннолетних. Отдельно стоит отметить важный психологический момент: для любого немца или японца (в отличие от американца) признать себя банкротом означает тяжелое моральное потрясение, которое связано с потерей репутации и самоуважения.

В Канаде процедура банкротства физических лиц устроена таким образом, что государство на ней зарабатывает. Подавляющее большинство банкротств во внесудебном порядке оформляет Служба суперинтенданта по банкротству (ССБ). Законом предусмотрена возможность реструктуризации и прощения части задолженности заемщику, но только для тех, кто задолжал от $5 тыс. до $75 тыс., не включая ипотеку (когда предмет ипотеки - единственное жилье должника).

Невзирая на длительный срок формирования отечественного законодательства о несостоятельности (первый закон в России был принят в 1992 году), до принятия у нас «профильного» закона дело так и не дошло. Только в разгар кризиса им всерьез занялись в правительстве. Но законопроект, который в нашей практике называется «О реабилитационных процедурах, применяемых в отношении гражданина-должника», и ныне находится на рассмотрении Минэкономразвития (МЭР). И основная загвоздка, по мнению большинства экспертов, - в противодействии представителей банковского сообщества, обеспокоенных тем, что клиенты ринутся в суды с требованиями признать их банкротами и списать значительную часть долгов.

Между тем назвать опасения российских банкиров полностью беспочвенными тоже нельзя. Американский опыт показывает, что практика банкротств физических лиц, особенно в кризис, становится чрезвычайно массовой. Так, по данным Национального агентства финансовых исследований ГУ-ВШЭ,  в 2004  году число граждан США, воспользовавшихся процедурой банкротства, превысило 1,5 млн. человек[1]. Столкнувшись с такой статистикой, власти были вынуждены ужесточить законодательство, поскольку стало понятно, что банкротство для целых групп населения превратилось из средства выхода из непредвиденной ситуации в рациональный инструмент оптимизации выплат.

Российский законопроект устанавливает возможность реструктуризации долгов физических лиц в соответствии с планом, утверждаемым арбитражным судом на срок до пяти лет. Также устанавливается право должника, оказавшегося в сложном положении, освободиться от долгов, предоставив кредиторам свое имущество и часть доходов.

Заявление в арбитражный суд о признании гражданина банкротом, согласно законопроекту, может подать как кредитор, так и сам должник.  Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику в совокупности составляют не менее чем 50 тыс. руб. и указанные требования не исполнялись в течение шести месяцев с даты исполнения. При этом устанавливается, что сам должник может подать заявление о признании его банкротом только при наличии у него средств на выплату вознаграждения арбитражному управляющему за два месяца.

По результатам проверки обоснованности заявления суд вводит в отношении должника-гражданина конкурсное производство на срок, составляющий шесть месяцев. Это означает приостановление взыскания по исполнительным документам.

 В ходе производства должник будет вправе представить в арбитражный суд план реструктуризации долгов, согласованный с большинством кредиторов.

 Законопроект устанавливает требования как к должнику, рассчитывающему на признание его банкротом, так и к самому плану реструктуризации долгов.

 Так, должник будет обязан представлять в суд доказательства наличия у него постоянного дохода, отсутствия не снятой или непогашенной судимости по уголовным делам за преступления в сфере экономики и непривлечения его в течение трех лет до принятия заявления о банкротстве к административной ответственности за хищение, умышленное уничтожение или повреждение имущества, за преднамеренное или фиктивное банкротство. Он также должен будет доказать отсутствие фактов признания его банкротом в течение пяти лет, предшествующих представлению плана реструктуризации долгов.

 План реструктуризации долгов гражданина должен содержать положения о порядке, сроках и размере выплат, направляемых на удовлетворение требований всех кредиторов.

 План реструктуризации долгов может быть утвержден судом и при отсутствии согласия кредиторов, в том случае если планом предусмотрено полное удовлетворение их требований по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника, а также удовлетворение требований кредиторов третьей очереди в размере, равном или большем, чем они могли бы получить при немедленной реализации имущества должника и распределении его доходов.

 Документ содержит закрытый перечень оснований для отказа в утверждении плана реструктуризации долгов. Срок реализации плана ограничен пятью годами.

 Если гражданин не сумел расплатиться с кредиторами в ходе реструктуризации долга, арбитражный суд отменяет план реструктуризации долгов и переходит к конкурсному производству, в ходе которого активы должника, включаемые в конкурсную массу, распределяются между кредиторами пропорционально суммам их требований.

 В том случае, если закон будет принят, он должен соблюдать некую золотую середину, то есть позволять честным людям получить право на «реабилитацию», а мошенникам не давать никаких послаблений. Также важно соблюсти интересы кредиторов, которые не должны потерять слишком много от вынужденной реструктуризации долгов, хотя порой получить небольшие деньги лучше, чем не получить ничего.

Просмотров работы: 29