Стратегически переломный момент в деятельности компании - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Стратегически переломный момент в деятельности компании

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В современной экономической ситуации мы постоянно сталкиваемся с изменениями. Изменения затрагивают все экономические отношения и главная задача в бизнесе предвидеть жизненно важные изменения.

Эндрю Гроув, руководитель компании Intel, оворит о стратегически переломном моменте - моменте, когда соотношение сил воздействия меняется. Стратегически переломный момент представляет собой некую невидимую точку, в которой кривая кривая собственных сил компании едва уловимо, но принципиально изменилась. Перейдя через данную точку  деятельность компании уже не примет прежних форм, а среда окружения перестанет адекватно отвечать на действия, которые раньше давали положительный эффект.  

Для определения конкурентоспособности компании, необходимо периодически проводить анализ конкурентных сил компании. Это позволит увидеть движущие силы, и определить в какой момент времени они действуют положительно или отрицательно. Эндрю Гроув описывает шесть сил, определяющих успешную конкурентоспособную компанию.

1. Могущество, сила и компетентность существующих конкурентов компании. Необходимо определить как много их, их финансовое состояние, сосредотачивают ли конкуренты внимание на анализируемой компании.

2. Могущество, сила и компетентность компаний-поставщиков. В данном случае необходимо определить существует ли у компании достаточное количество поставщиков или все зависит только от одного.

3. Могущество, сила и компетентность компаний-клиентов. Необходимо выяснить много ли клиентов у компании или же бизнес зависит только от одного-двух, а также насколько требовательны клиенты.

4. Могущество, сила и компетентность потенциальных конкурентов компании. Необходимо помнить о существовании конкурентов, которые еще не открыли свое дело, но могут открыть в любой момент и оказаться сильнее.

5. Вероятность того, что продукцию анализируемой компании можно создавать другим способом. Это часто называют «заменой» и этот фактор нередко становится самым опасным. Новые методики, новые подходы, новые технологии могут перевернуть старый порядок, утвердить новые правила и создать совершенно новые условия ведения бизнеса.

6. Эндрю Гроув выделяет в качестве шестой силы - силу смежников. Смежники - это компании, у которых анализируемая компания покупает комплектующие. Без смежников продукция компании может работать плохо, а может вообще не работать, например, как автомобиль не может работать без бензина и наоборот.

Подобный анализ конкурентных сил позволяет определить не только сильные и слабые стороны компании, но и вероятность того, что на рынке намечаются изменения и необходимо принимать соответствующие меры.

Стратегически переломный момент достаточно сложно определить, поэтому чаще всего его просто не замечают. Понимание того, что организация находится в точке стратегического перегиба, обычно происходит в несколько этапов. Вначале появляется тревожное чувство относительно того, что что-то изменилось. Проявляться это может через изменившееся отношение покупателей, появление новых конкурентов. На этом этапе часто появляются конкуренты, которые раньше не представляли угрозы. На следующем этапе наблюдается несоответствие практических организационных действий с желаемыми, а это уже указывает на серьезные нарушения в деятельности компании. Пройдя эти два этапа, в коллективе начинает формироваться новая система взглядов, появляется новое понимание происходящего, но к этому моменту, как показывает практический опыт, уже приходит новая команда менеджеров.

Переход от старой системы взглядов к новой, через стратегически переломный момент, Эндрю Гроув называет символически - «долина смерти». Трагический, но от этого не менее яркий образ обусловлен тем, что цель, к которой стремится компания не ясна, существует большой риск потерь, многие сотрудники компании не смогут дойти до конца происходящих изменений.

Учитывая то, что определить стратегически переломный момент необученному менеджеру практически невозможно, это значит: время, когда необходимо осуществлять изменения в компании, пока функционирование идет нормально, может быть упущено. Важность обучения таким вопросам связана с возможностью создания «защитной оболочки» для бизнеса и экспериментов с различными вариантами и стратегии, и тактики его ведения. Только такой подход позволит сохранить компанию и успешно пройти через стратегически переломный момент.

Для более точного его определения необходимо скрупулезно. День за днем. неустанно анализировать ситуацию, в которой действует компания в настоящий момент: не изменились ли конкурентные силы, так же ли лояльны потребители, прежнее ли качество продукции у поставщиков?!

Для выявления сигналов грядущего кризиса или проблем очень нужна помощь Кассандр (по меткому выражению Э.Гроува). В крупных организациях Кассандры обычно принадлежат к среднему менеджменту, часто работают в отделах продаж. Они непосредственно видят спад продаж, так как работают с клиентами. Топ-менеджмент в это же время может не видеть детальной картины и не воспримет небольшой спад продаж как сигнал к действиям. От уровня продаж зависит зарплата Кассандр, поэтому они сами придут к руководству организации и расскажут о проблемах. Топ-менеджмент компании часто не замечает серьезных изменений, которые происходят в низовых звеньях организации, а ведь зачастую именно снизу начинаются изменения, предвещающие стратегически переломный момент.

Еще одним важным моментом определения переломного момента является широкая и острая дискуссия в недрах всех уровней руководства компанией. Дискуссия должна включать в себя обсуждение маркетинговых тенденций, технических деталей, стратегических последствий; в ней должны принимать участие сотрудники различных отделов компании, а также клиенты и партнеры компании; данный процесс позволит выслушать различные точки зрения на проблему, увидеть взгляд со стороны. Однако подобное отношение скорее редкость, чем норма. Объясняется это тем, что споры отнимают много времени и умственных сил; участники тратят много эмоций, ведь есть большой риск проиграть в споре или показать пробелы в своих знаниях, получить неодобрение коллег. Однако, по мнению Эндрю Гроува, именно дискуссия представляет собой наиболее короткий путь определения стратегически переломного момента.

Стратегические цели как плановые ориентиры могут и должны корректироваться в зависимости от складывающейся ситуации. По сути точка Гроува - это необходимый момент изменения существующей стратегии, точка трансформации. Но простого изменения линии поведения недостаточно, необходимо изменять представление топ-менеджмента об управляемом им бизнесе и определять направления необходимых дальнейших изменений в деятельности предприятия. Пройдя данную точку, предприятие становится сильнее при конструктивном подходе (например, посредством реструктуризации бизнеса), либо может начаться процесс его гибели. Здесь важны анализ многообразных факторов экономической конъюнктуры, динамики научных открытий и технологических разработок, предвидения странового развития, влияния социальных сил и др. о главное - интуиция менеджера, его умение прогнозировать изменения рынка и изменения деятельности предприятия, следствием чего  и станет выбор новой стратегии развития бизнеса.

Просмотров работы: 20