Опыт регулирования кризисных отношений банкротства в Италии - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Опыт регулирования кризисных отношений банкротства в Италии

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Необходимость создания нормативной базы для регулирования кредитных отношений стала осознаваться еще в древности, когда несостоятельность воспринималась как нарушение закона и требовала наказания. В разрезе формирования и регулирования института банкротства особенно интересен опыт Римского права, в ходе трансформации и развития которого, произошло изменение в восприятии должника как мошенника, наметилась серьезная модификация в области ответственности перед кредиторами в сторону преобразования от обеспечения задолженности личностью должника к обеспечению имуществом. Кроме того, в основу современного европейского законодательства, регулирующего отношения несостоятельности, легли нормы и положения, разработанные в Риме много столетий назад.

В истории развития правового обеспечения кризисных отношений банкротства можно выделить несколько основных этапов.

В эпоху Античного Рима банкротство рассматривается как противозаконное деяние, требующее незамедлительного наказания в виде обращения должника в рабство, либо расчленения на части его тела. Законодательным актом, регулирующим отношения несостоятельности на этапе зарождения Римского права, является Закон XII таблиц, в котором делается акцент на право кредитора разрубить несостоятельного должника на части. Гражданин Римской Империи отвечал по своим обязательствам, как своим имуществом, так и личной свободой и свободой членов своей семьи. Процедура несостоятельности носила характер наказания в виде заточения в колодки, а на исполнение обязательства должнику давалось 60 дней. В противном же случае кредитор был вправе продать несостоятельного должника в рабство за пределами Рима, предать его казни, либо простить долг.

С течением времени произошли радикальные изменения в отношении нормативного регулирования банкротства. В период Республики личностные обязательства трансформируются в имущественные, а смертная казнь и рабство заменяются общественным порицанием и лишением гражданства. Уже к I-III в. н. э. римские юристы различают должников, не желающих и не способных расплатиться по своим долгам, что приводит к формированию основы современного правового института банкротства. Так Римский закон «bonorum vendito» от 105 г. до н.э. в качестве наказания за долги предписывает лишение гражданства и вводит запрет на занятие неквалифицированным физическим трудом, кредиторы же в качестве компенсации получают деньги, вырученные с продажи на публичных торгах имущества несостоятельного должника. При обнаружении недостаточности имущества должника для погашения всех требований кредиторов назначался распорядитель конкурсной массы (magister bonorum) неоплатного должника. Функции распорядителя заключались в осуществлении продажи имущества должника с целью дальнейшего распределения вырученных средств между кредиторами. Так же в компетенцию распорядителей входил анализ совершенных должниками сделок для того чтобы выявить возможную недобросовестность по отношению к кредиторам. Важно отметить, что в том случае, если должник добровольно передавал свое имущество кредиторам, то данная процедура не влекла за собой наказаний в виде принудительных санкций и лишения гражданства.

Во времена Средневековья банкрот стал рассматриваться с сословной точки зрения, что произошло в результате высокого уровня развития торговли среди городов Италии. Так, к особой когорте, к которой в основном начала применятся процедура банкротства, стали относится купцы и торговцы. Сам термин «банкротство» (от итал. banca rotta) возник на Севере Италии (прежде всего в Генуе и Венеции), где символом несостоятельности служили «сломанные лавки». Все торговые сделки осуществлялись в специальном здании, в котором каждая семья, либо предприятие имели специальную лавку, на которой заключал сделки представитель данного рода. В том случае, если должник не мог выполнить своих обязательств перед кредитором, то лавку при большом скоплении народа ломали, что означало потерю возможности для занятия предпринимательской деятельностью на территории Италии. В эпоху средневековой Италии были систематизированы нормы конкурсного права, в основу которых легли Положения «Statuta et decreta communis Genuae», изданные в Генуе в 1498 г. Средневековое итальянское право предусматривало возможность заключения мировых сделок. Законодательные акты разных городов содержали различные нормы, например по сроку, до истечения которого можно было заключить мировую сделку, по большинству кредиторов, необходимому для силы сделки. В период Средневековой Италии нормы регулирования кризисных отношений несостоятельности стали носить более узконаправленный характер, зародилось понимание различий между умышленным банкротством и банкротством без злого умысла, а так же стали выделяться иностранные банкроты. Из-за высокого уровня раздробленности существовали различия в отношении должников на территории Италии. 

В основу современного итальянского законодательства легли нормы Римского права, которые с течением времени усовершенствовались и стали носить конкретизированный характер. В итальянской правовой системе существует огромный массив законов, актов и положений, регулирующих отношения банкротства. С точки зрения емкости и применимости, необходимо отметить Декрет от 16 марта 1942 г. № 267 «О несостоятельности, предварительном урегулировании, конкурсном управлении и о ликвидации предприятия» и Декрет-закон от 30 января 1989 г. № 26 «О процедуре чрезвычайного управления».

Особое внимание в итальянском праве в отношении банкротства стоит уделить контролируемому управлению, которое в некоторой степени является аналогом внешнего управления, применяемого в Российской Федерации. Предприятие или предприниматель, которые испытывают временные финансовые трудности, может обратиться в суд с ходатайством об открытии процедуры контролируемого управления с целью восстановления экономической деятельности. Запрос подается в суд по месту фактического нахождения должника, в нем указываются предполагаемые причины неплатежеспособности, доказательства того, что существует реальная возможность возврата долгов, которые смогли бы удовлетворить суд, а также прикладываются бухгалтерские документы и списки кредиторов.

В случае принятия положительного и не подлежавшему обжалованию решения в отношении процедуры контролируемого управления суд назначает судебного комиссара и внешнего управляющего. В течение 8 дней предприятие или предприниматель должны произвести оплату оценочных расходов, связанных с контролируемым управлением. Суд также созывает собрание кредиторов в срок не позднее 30 дней со дня принятия решения. Таким образом, контролируемое управление представляет собой процесс управления имуществом должника в интересах кредиторов и предполагает введение моратория на период не более 2 лет, в течение которого кредиторы не могут требовать от предприятия уплаты долгов.

В современном итальянском законодательстве так же стоит выделить процедуру чрезвычайной администрации, которая используется в качестве альтернативы банкротству, и применяется в отношении очень крупных предприятий. Чрезвычайный администратор назначается Министерством по производственной деятельности Италии на несостоятельное предприятие. Цель назначения чрезвычайного администратора состоит в восстановлении баланса в бюджете организации и проведении программы реорганизации, которая может осуществляться в течение не более 2 лет, или для продажи активов - не более чем через 1год. По истечении этого срока, если компания все еще остается несостоятельной, чрезвычайная администрация переходит к процедуре банкротства.[1]

Что касается несостоятельности и банкротства в отношении неуплаты налогов, то до указа № 602 от 29 сентября 1973 года не существовало никаких специальных положений, регулирующих данный вопрос. До указанного законодательного акта итальянский Гражданский кодекс предусматривал специальную процедуру, которая называлась «банкротство в результате неуплаты налогов». Данная процедура включала потенциальное банкротство коммерческого предпринимателя, который имел существенную задолженность перед государством. И лишь в 1992 году Конституционный суд Италии внес коррективы в закон, из которых следует, что неуплата налогов не является аргументом для объявления предприятия банкротом и возбуждения процедуры несостоятельности.

Согласно итальянскому законодательству должники могут избежать зачисления в банкроты, если представят в суд специальный договор с кредиторами. Такой договор называется в торговой практике Италии «pactum de non petendo». В соответствии с таким договором кредиторы выражают свое намерение сократить часть обязательств должника или сумму его долга.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1.  Гончаров М.И., Лемзяков Г.А. Консалтинг в антикризисном управлении (теория и практика). - М.: Экономика, 2006. - 245с.

2. http://www.duma.gov.ru/sobstven/analysis/bankruptcy/090404italy.htm - Сайт Государственной Думы РФ. Законодательство Италии.

Просмотров работы: 98