Сама двойственная природа любого кризиса (т.е. созидание и разрушение) формирует предпосылки и подготавливает условия для дальнейшего развития и освобождает от прежней стратегии бизнеса.
Таким образом, для заблаговременного распознавания признаков и причин кризиса на предприятии, его предупреждения, предотвращения и успешной локализации необходимо использовать специальные методики комплексной диагностики состояния. С их помощью возможно выявление причинно-следственных связей в нарушениях деятельности предприятия. Заинтересованные экономические агенты получают возможность вовремя приступить к разработке рефлексивной модели управления ситуацией. В конечном итоге формируется целостная исследовательская кризис-система: анализ финансовой отчетности, специальные методики диагностики, прогнозирование, экономическое моделирование возможных дисфункций и сценариев развития, построение реальной многовариантной стратегической модели функционирования и развития предприятия (на фоне осуществляющихся антикризисных мероприятий).
Диагностика - это определение состояния объекта, предмета, явления или процесса управления посредством реализации комплекса исследовательских процедур. Объектом диагностики может быть как вся система (макро-, мезо- и микроуровень), так и любой элемент системы (внутренняя среда, конкретные виды ресурсов, организационная структура, себестоимость и т.д.). Цель диагностики - установить диагноз объекта исследования и дать заключение о его состоянии на дату завершения исследования и на перспективу. Таким образом, задачи диагностики переплетаются с другими задачами исследования - задачами анализа происхождения кризисных проявлений и задачами прогноза.
Результат диагностики - это соответствие диагностируемого объекта какому-то уровню, требованию, эталону, норме, характеристике или отклонение от базы сравнения. Результаты представляются в виде таблиц, диаграмм, резюме.
В целом сегодня, в связи с мировым кризисом диагностика - крайне актуальная тема. Однако в большинстве посвященных ей специальных публикаций речь сводится к количественным аналитическим методам. Однако справедливости ради следует пояснить, диагностика осуществляется различными методами: аналитическими, экспертными, методами линейного и динамического программирования, экономического моделирования.
В данной статье предлагается к рассмотрению экспертный метод. В России экспертные методы диагностики нельзя отнести к популярным; в то время как в развитых странах они используются очень часто, причем нередко закреплены нормативно-правовыми актами к официальному применению (например, в Великобритании, Франции).
Под экспертной диагностикой понимают использование обобщенных оценок и информации, данной экспертами. Данный процесс строится контактными способами, посредством специальных экспертных опросов и мониторинга; при этом используется большое количество приемов и методов, специальных коэффициентов и показателей экономической эффективности.
В западной кризис-прогнозной практике разработано множество моделей экспертного тестирования угрозы банкротства. Авторы представляют собственную методологию качественного (экспертного) тестирования на основании анкет и тестов, проводящихся среди сотрудников попавшего в поле зрения проблемного предприятия:
1. АНКЕТА, применяемая аналитиками в рамках экспертной оценки кризисного состояния предприятия (Великобритания). Применяется с целью демонстрации возможности рецепции зарубежного опыта при минимальной адаптации к российским условиям ведения финансово-хозяйственной деятельности компаний.
2. ТЕСТ: Оценка понимания руководством организации угрозы кризиса и значения антикризисного управления[1].
3. ТЕСТ: Оценка уровня перманентных антикризисных мер, реализуемых средним звеном менеджмента компании.
4. ТЕСТ: Оценка уровня антикризисного планирования в компании.
Анкетирование было проведено в компании ООО «Фининвест» [2]. Основная деятельность компании - это строительство газопроводов.
Первый вид тестирования - это анкета, применяемая аналитиками в рамках экспертной оценки кризисного состояния предприятия (Великобритания).
Данный вид анкетирования разделен на три стадии.
СТАДИЯ 1. «Недостатки». Данная стадия позволяет определить уровень высшего звена руководства компании, их образованность, а также общие вопросы, связанные с деятельностью компании.
Для рассматриваемого предприятия можно сделать вывод по первому этапу вероятность банкротства средняя, т.к. у предприятия отсутствует финансовый отдел, система бюджетного контроля и система расчета себестоимости продукции, административных расходов.
СТАДИЯ 2. «Ошибки». Данная стадия основывается на финансовых показателях, а также на основании наличия крупных проектов.
Для ООО «Фининвест» характерен высокий финансовый рычаг, но в целом основные показатели свидетельствует о низкой вероятности банкротства.
СТАДИЯ 3. «Симптомы». Позволяет оценить степень банкротства на основании динамики финансовых показателей, в т.ч. на основании движения денежных средств и бухгалтерской отчетности, а также на основании репутации.
На основании анализа ООО «Финивест» авторы пришли к выводу, что для данного предприятия характерен высокий уровень банкротства, т.к. наблюдается ухудшение финансовых показателей и недостаток денежных средств, а также частные отставки в руководстве за последние год.
На основании трех стадий оценим ситуации в целом: вероятность банкротства ООО «Фининвест» по данной методике можно расценить как среднюю.
ТЕСТ: Оценка понимания руководством организации угрозы кризиса и значения антикризисного управления.
Данный тест отражает степень понимания руководством компании стадий кризиса и возможностей учета резервов деятельности для нейтрализации последствий возможного кризиса в компании.
В связи с тем, что компания понимает высокую вероятность кризиса в компании, но практически никаких шагов в ней не применяется, авторы оценивают вероятность банкротства ООО «Фининвест» как «выше среднего». Компания нуждается в разработке плана (программы) антикризисных мер.
ТЕСТ: Оценка уровня перманентных антикризисных мер, реализуемых средним звеном менеджмента компании.
Данный тест позволяет оценить принимаются ли какие-либо антикризисные меры со стороны среднего менеджмента компании на основании оценки сотрудников, понимания руководства своих работников, а также на основании анализа слабых и сильных сторон в деятельности компании.
Руководство вместе со средним звеном ООО «Фининвест» предпринимают шаги по преодолению кризиса: сотрудники компании не удовлетворены, как обращаются с их предложениями, имеются ощутимые пробелы в деятельности, которые могли быть устранены посредством введения антикризисного плана, который отсутствует в компании. Но этого недостаточно. В дополнение в этом тесту разработан его «младший брат» - следующий тест.
ТЕСТ: Оценка уровня антикризисного планирования в компании.
Данный тест позволяет оценить уровень антикризисного планирования, т.е. наличие крайне важных технологических элементов антикризисного управления, проводятся ли тренинги, имитационные ситуации кризиса, осуществляются ли шаги предварительного планирования и планирования в целом.
По данному тесту вероятность возникновения кризисной ситуации и банкротства велика, т.к. у предприятия отсутствует не только антикризисная политика, но и какое-либо планирование. ООО «Финивест» нуждается в кардинальном пересмотре своих взглядов в данном вопросе.
ВЫВОДЫ.
На основании проведенного тестирования можно сделать следующие выводы: вероятность банкротства - средняя. Руководству компании немедленно следует предпринять следующие меры:
1. Разработать антикризисную программу.
2. Начать планировать.
3. Провести финансовый анализ.
4. Исследовать внешнюю и внутреннюю среду.
Таким образом, суть качественного (экспертного) подхода можно обозначить следующими принципиальными позициями: в отличие от количественной качественная диагностика основана на изучении экспертами и их последующем анализе отдельных характеристик конкретного бизнеса, в развитии которого наметились кризисные и тем более предбанкротные тенденции.
Качественный подход использует субъективный анализ, предполагающий экспертную оценку угрозы несостоятельности на основе разработанных национальных стандартов. Наиболее популярен и известен показатель Аргенти (А-счет). В данной работе приведены нерастиражированные, авторские методики экспертного тестирования. Свод методик прогнозирования банкротства значителен.
Но и на основании приведенного материала можно утверждать, что для высшего руководства компании и ее собственников диагностика есть средство получения достоверной и качественной информации о реальных возможностях на начальной стадии экономического кризиса и база для введения в действие особых - антикризисных - методов менеджмента. Опираясь на результаты диагностических исследований деятельности предприятия при использовании одновременно нескольких методик, менеджеры и собственники получают возможность вовремя приступить к разработке рефлексивной модели управления ситуацией и своим предприятием, а кредиторы к определению позиций по отношению к должнику - либо инициированию арбитражных процедур, либо отсрочке и урегулированию долга. Далее заинтересованные участники могут приступить к построению многовариантной стратегической модели функционирования и развития компании, продолжая осуществлять предупреждающие кризис (или даже банкротство) мероприятия.
В итоге совокупный круг заинтересованных лиц может значительно расширить масштабы и уровень диагностики того или иного предприятия, а предприятие-должник приобрести обширную диагностическую базу. Это позволит руководителю предприятия, его собственнику и кредиторам разработать несколько модельных сценариев и тем самым представить ряд обоснованных расчетами суждений о возможных состояниях хозяйствующего субъекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его функционирования.
Диагностика и прогнозирование является в значительной степени и политическим процессом. Ведь будучи отражением различных взглядов на внешнее окружение, прогноз несет в себе в известной степени спектр внутренних взаимоотношений менеджеров компании в виде поддержки большинством или несогласия. Однако в любом случае следует смотреть правде в глаза: проблематика диагностирования и кризис-прогнозирования в антикризисном управлении относится к числу мало исследованных в отечественной экономической и управленческой науке и мало востребованных на практике.