Стратегически переломные моменты в области производства фармацевтической продукции - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Стратегически переломные моменты в области производства фармацевтической продукции

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Современная мировая отрасль производства лекарств характеризуется рядом особенностей, определяемых усиливающимися социальными и моральными потребностями общества, ужесточающимися законодательными рамками, инновационным развитием фармацевтических предприятий, которое зачастую вызвано коммерциализацией фармацевтической идеологии (погоней за прибылью). Ряд положительных и негативных тенденций в развитии фармацевтической отрасли заставляют нас одновременно и радоваться, и задумываться о благополучном будущем данной отрасли. Ряд подобных факторов относительно отдельной компании происходят во внешней среде и прямо или косвенно влияют на деятельность каждой компании, определяя ее будущее состояние.

Уже общепринято то, что любые предприятия, включая фармацевтические, вынуждены следить за тенденциями внешней среды ввиду усиления ее изменчивости. Данная изменчивость зависит от воздействия на отрасль комплекса факторов, к числу которых можно отнести политические, социальные, ресурсные, технологические, экономические и т. д. Результатом воздействия того или иного фактора на отрасль или отдельную компанию становятся изменения, которые могут в дальнейшем превратиться в глобальные и стать началом  радикальных перемен в жизни всей отрасли. Эндрю Гроув в своей книге «Выживают только параноики» подразделяет все происходящие в отрасли изменения на «помехи» и «сигналы». «Помехи» не могут быть классифицированы как общеотраслевое явление и лишь влияют на отдельные компании. Даже если «помехи» и могут вызвать перемены на уровне всей отрасли, то они будут незначительными. Причинами радикальных перемен в отрасли становятся лишь «сигналы», которые, зарождаясь как небольшое явление, может распространиться на всю отрасль и затронуть все компании без исключения. Однако также Эндрю Гроув отмечает, что «помехи» могут в любое время превратиться в «сигналы». Такая трансформация может стать пагубной для компании, если она не сможет адекватно оценить и проконтролировать развитие данной «помехи».

Последние события в фармацевтической отрасли могут послужить примером того, какие «помехи» и «сигналы» могут происходить в отрасли. В данном случае особое внимание стоит уделить производству болеутоляющих препаратов ("Коделак", "Пенталгин", "Каффетин", "Солпадеин", "Коделак", "Нурофен-плюс" и т.д.), в состав которых входит кодеин, являющееся по своему свойству наркотическим средством. Кодеин является одним из важнейших составляющих производства большинства болеутоляющих средств, имеющих большую популярность на рынке лекарств. Однако в ближайшем будущем в деятельности предприятий, производящих болеутоляющие препараты будет усиливаться законодательный фактор. Действующий глава Наркоконтроля Виктор Иванов начал активно требовать ограничения  продаж лекарств, содержащих кодеин.

Если глава Наркоконтроля добьется введения данных мер, производители болеутоляющих столкнутся с серьезными проблемами, связанными с поисками новых методов производства данных препаратов, приносящих компании, смею предположить, большие доходы. Подобные заявления Виктора Иванова безусловно являются «помехами» для фармацевтических компаний, но пока не более чем. Однако компаниям стоит следить за намерениями Наркоконтроля, так как формальное одобрение данной идеи будет свидетельствовать о развитии стратегически переломного момента (точки Гроува) в индустрии болеутоляющих средств. Те компании, которые смогут первыми перейти на новое производство болеутоляющих средств без использования кодеина, смогут быстро адаптироваться к новым условиям рынка.

Изменения в фармацевтической отрасли характеризуются не только локальными проблемами, связанными, например, с технологией производства. Перемены могут затрагивать и философию, под которой подразумевается способ ведения бизнеса. Речь идет о том, что в последнее время наблюдается тенденция, характеризующаяся тем, что практически все крупные фармкомпании параллельно с производством лекарств делают большой акцент на развитие персонализированной медицины, предполагающий индивидуальный подход к пациенту. Другими словами, производство лекарств теперь не является основным приоритетным направлением деятельности крупных фармкомпаний. Большие инвестиции вкладываются также и в развитие персональной терапии и системы разработки индивидуальных лекарственных препаратов. Суть персонализированной медицины - на основе достижений молекулярной биологии и диагностики найти терапию, подходящую определенному пациенту. В настоящее время медицина способна разделить одно серьезное заболевание на несколько типов в зависимости от гистологии, биологии или генотипа. В связи с этим производство лекарственных препаратов становится все более и более ориентированным на пациентов определенного профиля.

Таким образом, стратегически переломный момент в жизни фармацевтической отрасли характеризуется сменой принципа «одного лекарства для всех» стратегическим принципом «персонализированной медицины». Хотя необходимо признать, что подобные тенденции наблюдаются пока лишь в производстве лекарств, предназначенных для лечения наиболее редких и сложных заболеваний. Активные разработки персонализированных препаратов ведутся в области онкологии, сердечно-сосудистых заболеваний, заболеваний нервной системы.

Со сменой принципов меняется и роль фармкомпаний в здравоохранении страны. Фармкомпании, преимущественно крупные, все активнее возлагают на себя роль врачей, занимаясь профилактикой и диагностикой заболеваний, что поможет предотвратить заболевание на ранних стадиях. Таким образом, сейчас в области фармацевтики наблюдается трансформация старой, индустриальной модели, подразумевающей завал рынка таблетками, на новую, основанную на персонализированной индустрии. Но для этого необходимо усиленное финансирование фармкомпаниями системных открытий в области диагностики и профилактики заболеваний. Не лишним будет и развитие в отрасли и экспертных организаций, включающих ассоциации врачей, медицинских институтов, фармацевтических компаний. Подобные формы сотрудничества способны сконцентрировать наилучший опыт, необходимый для развития персонализированной фармацевтики, и предотвратить развитие фармацевтики только как обычной торговли и способа получения прибыли.

Трансформация фармацевтики, по мнениям экспертов, неизбежна и в ближайшем будущем таргет-терапия будет развиваться большими темпами. Те фармкомпании, которые уже сейчас осознают важность данных тенденций, получат дополнительные конкурентные преимущества в будущем.

Просмотров работы: 5