Роль и место бизнес-моделирования в обосновании инновационного пути развития экономики РФ - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Роль и место бизнес-моделирования в обосновании инновационного пути развития экономики РФ

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Если ХХ век - это век промышленного прорыва для всего человечества, век технологий, давший возможность прокормить почти 7 млрд. чел., (что было бы объективно невозможно в ХIХ веке), то ХХI век принято считать информационным прорывом, веком знаний.

Почему? Откуда берется критерий названия века, в чем это проявляется? - Конечно, в глобальном базисе, глобальной основе всей жизни на земле, а именно в уровне развития экономики. 

Но тут необходимо произвести сравнение. По мнению автора, ХХ век - время «количественного» (экстенсивного) развития или увеличения параметров экономик (объемов и выгод возникающих из-за эффекта масштаба), а вот ХХI век - век емкого развития (интенсивного, эффективного), век приложения рычага, то есть век эффективных технологий (где работает продолжение теории Систем, Хаос - Синергетика), как с точки зрения вложения меньших затрат, так и несопоставимого роста выпуска за счет роста системы знаний.

Данные процессы происходят, благодаря развитию системы знаний (интернета), открытия границ (регионализации ,глобализации) и дальнейшего увеличения количества населения (потребления, т.е. спроса). Но основным фактором, движущей силой будет, конечно, доступность знаний плюс информации.

В этой связи возникает несоответствие текущего уровня производительных сил требованиям времени, особенно в РФ, где уровень износа основных средств в экономике - 45,3% на конец 2008 г. [1] По данным Росстата этот показатель постоянно растет: это происходит за счет того, что обновление (модернизация) происходит крайне медленно, а в некоторых случаях и вообще не осуществляется. Хотя и хозяйствующим субъектам, и в научной среде, и в госструктурах давно понятно, как преодолеть эту ситуацию: инвестиции, инновации, модернизация.

Однако как именно реализовать данные посылы?  Одному из вариантов и посвящены дальнейшие умозаключения.

Необходимость целенаправленных изменений обоснована неоспоримыми статистическими данными, да и надо понимать: если мы стоим на месте, то в реальности мы отдаляемся от цели (теряем время - альтернативные издержки, наши конкуренты идут вперед и увеличивают разрыв) .

С подобных позиций очень актуально и выразительно звучат слова Альберта Эйнштейна: «Сумасшедшие - это те, кто каждый раз делают одно и тоже, но ждут разных результатов» .

Что же делать? Как изменить ситуацию?

Объективно возможны три варианта поведения на уровне фирмы в случае, если мы хотим существенно увеличить эффективность собственной деятельности и, конечно, все  изменения упираются в инновации:

Самое популярное понимание инноваций это воздействие на технологию производства продукта (мы делаем улучшения продукта за счет новшеств в технологии: изменив состав металла, мы можем повлиять как на качественные, так и на количественные показатели выпуска изделия).

Мы можем воздействовать на продукт (услугу), которым мы занимаемся, то есть вывести совершенно новый продукт, но это самый затратный способ инноваций и надо признать, что этим путем идут в основном недавно основанные компании, а не те, что уже присутствуют на рынке.

И наименее распространенный, но наиболее доступный для всех способ - это внедрение инновационной бизнес-модели.

Необходимо пояснить, что деление на варианты инноваций в чистом виде проявляется редко, не затрагивая друг друга, меняя продукт скорее всего будут изменения в бизнес-модели и, конечно, в технологии производства, однако локомотивом изменений будет именно изменение продукта.

Для наиболее полного понимания проблем рассмотрим мини-кейс. Представьте, что Вы пришли в компанию как директор и у вас есть четыре подразделения, после проведения оценки качества работы вы присвоили значение каждому по пятибальной шкале: 5, 4, 3, 1. Что делает типичный менеджер? Он приходит в то подразделение, которое оценено на один балл и пытается исправить положение, стараясь резко улучшить ситуацию. Но как сделать правильно? Нужно прийти в то подразделение, которое работает на четыре балла и спросить почему они не работают на пять? Соответственно, необходимо обратить особое внимание прежде всего на последнее подразделение, тем самым расширяя зону твердого, а не пустого.

Автор полагает, что в инновациях необходимо сделать ставку на изменение (преобразование)  бизнес-модели, похоже,  это то, что можно сделать уже сегодня.

Что такое бизнес-модель? Начнем с морфо-лингвистического разбора: бизнес - это действия по зарабатыванию денег, а модель - это упрощенная форма представления реальности. Соответственно, бизнес-модель - это отражение в упрощенном виде реального способа работы бизнеса для зарабатывания денег.

Далее предпримем системный подход: первичная цель любого бизнеса - это получение прибыли, и только потом увеличение стоимости компании. Если рассматривать бизнес как систему, отвечающую этой цели, то одним из способов описания работы такой системы является бизнес-модель, которая отражает внешнюю среду, принципы деятельности, структуру элементов, механизм работы.

Посмотрев на бизнес-модель, мы четко понимаем, как работает и на чем именно зарабатывает конкретный бизнес.

Все бизнес-модели можно разделить на традиционные и инновационные. Ключевое отличие между ними в том, какие используются каналы доставки продукции/услуг, какую ценность они предлагают и то, какое отношение формируют у потребителей. Для наглядности можно рассмотреть две модели: классический магазин по продаже рубашек и недавно появившийся в российском интернете сервис «рубашка на заказ».

Итог: при примерно одинаковой цене (1500-2000 руб.) в первом случае покупатель получает обычную рубашку среднего качества, а во втором рубашку сшитую на заказ именно под него. Хотя конечно необходимо понимать что в магазине можно купить товар сразу, а в случае с заказом онлайн проходит 10-14 дней до момента доставки, однако при этом риски неоплаты снижаются и предсказуемость поведения бизнеса увеличивается.

Выводы:

Необходимо понимать, что базисом любого бизнеса является именно бизнес-модель, и именно бизнес-модель отвечает на вопрос «Как?».

Прибыль, стоимость компании достаточно четко определяются общественными ценностями. Пласт обоснования и необходимости внедрения инновационных бизнес-моделей лишь только подлежит открытию; цель - чтобы создание адекватных стимулов для компаний по всем трем вариантам развития инноваций в стране.

Просмотров работы: 1