ВЛИЯНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЬIХ УСЛУГ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЬI РИСКА - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

ВЛИЯНИЕ АЛЬТЕРНАТИВНЫХ СОЦИАЛЬНЬIХ УСЛУГ НА ПСИХИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ ГРУППЬI РИСКА

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Социальная услуга в общности „Защищенные социальные поселения" является альтернативной формой институционализации, которая предлагает специализированную профессиональную помощь детям и лицам группы риска в условиях естественной среды.

В течение трех лет данная услуга апробировалась в Р Болгарии на основе  применения лучших образцов международного опыта в сфере социальной деятельности. Уникальным в этой услуге является то, что ее использование протекает не изолировано, а при полноценном участии индивида в социальной жизни. Такое обслуживание осуществляется в интересах людей, входящих в различные группы риска. Оно может быть адресовано детям с девиантным типом поведения, лицам с ограниченными физическими и умственными возможностями, детям, лишенным родительской опеки, детям и взрослым в неравностойном социальном положении, людям с психическими расстройствами, лицам, подвергшимся насилию или ставшим жертвами трафика, нарко-и алкогольно зависимым и т.п.

В социальном плане „Защищенное социальное поселение" является альтернативой неуверенности детей, покидающих институцию. При этом в данном случае предоставляется такой род социальных услуг, при котором дети учатся вести независимый образ жизни. В индивидуальном плане эта модель социальной интеграции связана с наименьшими психическими травмами и  неблагополучиями, которые ребенок претерпевает в процессе приспособления к среде и которые неизбежно накладывают свой отпечаток на его психическую жизнь.

Защищенные поселения как вид социальной услуги предоставляют возможность детям, лишенным родительской опеки почувствовать семейную среду, которая необходима для воспитания, развития и реализации каждого человека. В них предлагаются различные виды обучения и терапии, которые облегчают социальную адаптацию и способствуют развитию детей, в особенности таких, чья жизнь до этого протекала в стенах институции. Здесь для них гарантирован доступ к социально значимой информации в понятной форме, что дает им возможность полноправного участия в жизни общества. Дети в Защищенном поселении  проходят профессиональное обучение, получают психологическую помощь и поддержку, а также формируют необходимые трудовые навыки. Здесь у них развиваются умения самостоятелного обслуживания, закладываются навыки социального общения, формируется мотивация к поиску работы и продолжению обучения.

Защищенное социальное поселение рассматривается как промежуточная форма социальной работы после выхода детей из специализированной институции, охватывающая временной интервал протяженностью около 24 месяцев. Целью такой формы социальной услуги является помощь и поддержка ресоциализации и адаптации детей, лишенных родительской опеки, предшествующая их полноценному включению и полноправному участию в жизни общества (имеется в виду прежде всего их социальная интеграция и профессиональная реализация).

В защищенном поселении обязательно работает команда специалистов, состоящая из социальных работников, психолога, трудотерапевта, мениджера и медицинского специалиста. Все они осуществляют комплексную работу, основанную на системном, контрактном и интеракционном подходах. Благодаря этому потребители получают висококачественные специализированные социальные услуги, которые удовлетворяют их потребности и помогают реализации конкретных целей, таких как обучение, терапия, профессиональное обучение, формирование социальных и бытовых умений и т.п., а помимо этого способствуют достижению конечной цели, направленной на полноценную интеграцию данной категории лиц в общественные структуры и обеспечение их нормального участия в жизни общества. В процессе социальной работы между потребителем и социальным работником выстраиваются взаимоотношения, основанные на уважении, доверии и равнопоставленности. Таким образом достигается прочность и корректность в отношениях, что является предпосылкой для успешного использования разнообразных - как традиционных, так и  нетрадиционных методов, моделей и средств социально-педагогического воздействия, применяемых специалистами в ходе исполнения своей деятельности. Благодаря интеракционному подходу осуществляется преодоление рамки, характеризующей отношения „специалист - потребитель", что создает благоприятные условия для возникновения разнообразных типов партнерства: между двумя потребителями или клиентами со схожими интересами или проблемами и специалистом; между специалистом, потребителем и другим специалист и т.д.

Социльно-психологическая работа в защищенном поселении основывается на моделе „жизни в малой группе" и может быть определена как профессиональная деятельность, направленная на улучшение взаимной адаптации подопечных лиц и среды, в которой они существуют. Основная цель деятельности здесь - достижение лучшего качества жизни, воспитание в людях достойнства и ответствености при учете их индивидуальных особенностей, характера межличностных отношений и ресурса социальной общности.

Наши наблюдения и профессиональное изучение психического развития детей, живущих в Защищенных поселениях устанавливают наличие следующих положительных изменений:

1. На социально-психическом уровне:

перестройка личностных ориентаций в направлении социально-целесообразных моделей поведения с помощью предварительно организованной, целенаправленной социально-психологической работы. Этот процесс может быть определен как „разрыв с прошлым" и понимается как ресоциализация, в рамках которой осуществляется демократический контроль за личностью, предусматривающий формирование нового образа жизни, новых отношений и образцов поведения у данного ребенка;

постепенное преодоление с помощью соответствующего специалиста трудностей в общении и взаимодействии ребенка с другими людьми;

способность к проявлению настойчивости и ответственности при решении проблем;

способность к идентифицированию взрослых, которые потенциально могут помочь при решении проблем;

преодоление пост-институциональной неуверености при помощи среды, создающей условия для поддержки и поощрения;

превенция и коррекция поведенческих проблем.

2. На индивидуально-психическом уровне:

формирование адекватных реакций на поведение ровесников, отражающих причинно-следственную связь между поведением и отношением;

формиравание эффективного контроля за импульсами;

способность генерализовывать полученные умения;

конструирование оригинального творческого мышления.

Исследования, которые мы провели с помощью анкетного листа, созданного специально для целей нашего анализа, были направлены на изучение мнения потребителей услуги „Защищенное поселение" в городе Смоляне. Они касались оценки того влияния, которое оказывает на жизнь людей, их социальное и личностное развитие подобное пребывание в малой социальной группе. Результаты показывают, что все анкетированные дети положительно оценивают предостовляемую им услугу, как возможность жить в домашней обстановке, обучаться и спокойно подыскивать работу. При анализе ответов участников установлено следующее. Благодаря жизни в малой группе:

83% детей усваивают в разной степени ежедневные навыки, необходимые для нормальной, полноценной жизни и связанные с культурой питания и приготовления пищи;

такой же процент детей знакомится с сущностью механизмов медицинското страхования и способами его формирования;

67% из них овладевают умениями управлять своим личным бюджетом;

66% детей оценивают как важную информацию о структурах социальных институций и тех услугах, которые они предоставляют, а 33% сообщают, что уже успели возпользоваться ими;

83% детей сообщают, что Защищенное поселение помогло им создать новые знакомства как на территории самого поселения, так и за его пределами;

50% считают, что благодаря поддержки, которую они получили в Защищенном поселении, им удалось усвоить способы овладения собственными эмоциями и преодоления конфликтных ситуаций;

66% выражают мнение, что в Защищенном поселении им была предоставлена необходимая подготовка по актуальным вопросам, связанным с созданием семьи, заботой о новорожденных, мерах по предохранению от нежелательной беременности и болезнях, предаваемых половым путем;

больше половины детей указали но то, что жизнь в Защищенном поселении помогла им выработать умения организации свободного времени и выбрать хобби.

      Несмотря на то, что резултаты проведенного исследования не являются представительными для Болгарии, они намечают прочные тенденции в процессе утверждения альтернативной услуги „Защищенное поселение". Самое большое достойнство данной услуги состоит в том, что в подобного рода поселениях создается благоприятная среда для поддержки психического и социального развития детей группы риска посредством их ресоциализации в социальную общность.

Литература:

1. Андреев М., "Образование и общество.Педагогическа социология", 1998, София

2. Парсънз, Т., "Социализацията на детето и интернализация на своеобразни ценностни ориентации", 1990

3. Серафимова В., "Процесът на социализация: Стратегии на признаване, 2005, София

4. Стойкова Ж., Деца в риск - девиации в поведението психологически профили , превенция. ДАН, 2005 Стара Загора

5. Указание за организиране работата по предоставяне на социалната услуга в общността Защитено жилище, 2004, София

6. Методика за условията и реда за предоставяне на социалната услуга Защитено жилище, 2004,

7. Годишен доклад за дейността на фондация "международна социална служба - България за 2005г.

8. Наръчник за обучители по програма CLIP

Просмотров работы: 2