Можно сказать, что постановка обучения математике в школах вызывает всеобщее недовольство во всем мире. Например, американский изследователь С. Пейперт считает, что тот род математики, каторый навязывается детям школы, бессмыслен, скучен и крайне беспомощен [цит. по 3, с.3]. Сегодня в Болгарии положение с обучением математике в средних школах как будто стало еще хуже. Ряд международных исследований в последних 10 лет показывают, что качество обучения математики в средней школе постоянно ухудшается. Заучивание фактов зачастую преобладает над пониманием и умением применять методы решения задач. Ученики не выделяют из решения приемы и подходы, вхоящих в общую деятельность по решению задач. С другой стороны в нашей стране есть богатый опыт и традиции при работе с одаренными школьниками по математике, лучшие из которых имеют блестящие достижения в международных математических олимпиадах.
Можно сказать, что одной из главных причин для этого является теоретическая неразработанность методики обучения математике. По мнению И. Ганчева и Л. Портева, одно из направлений в таком аспекте является „ разрабатывание и реализация принципов, подходов и средств для структуриравания уже накопленых методических познаний" [1, с.74].
Умение решать задачи является одним из основных показателей уровня математического развития. Ето считают главной целью обучения математике, а также и определящее възможностей школьников при участии в олимпиадах. Умение решать задачи очень сложно. В научной литературе в достаточной полноте исследуются методы решения задач. В большой глубине развиваеться теория задач. В исследованиях умение решать зядачи принимается как что-то понятное само сабой. Иногда принимается точка зрения авторитетного ученого, без анализа и дискусии еe сущности. На наш взгляд умение решать задачи может быть подходящей единицей для глубокого анализа методики обучения математике.
Много лет мы исследовали умения решать задачи, например в монографии [2]. Основной круг вопросов был: его проявление как феномен; выстраивание прототипа; изучение отношения умений решать задачи - способность - интеллект; процессы формирования теоретичного подхода и его усваивания; образовательная стратегия, основанная на типологию умения решать задачи.
Передвижение в понимании умения решать задачи связано с выяснением развивающих функции задач. В дипломной работе К.Иванова исследуются развивающие функций задач в обучении математике в IV классе.
Гипотеза исследования формулируется так:
- Лучшее понимание сущности развивающей функции задач связано с целями интеллектуалного развития;
- Реализация развивающей функции задач приносит более эфективную организацию обучения математике в IV классе.
Цель исследования: выяснить развивающую функцию задач и исследовать возможности для развития интеллекта школьников.
Объект исследования: процесс обучения математике путем решения задач в IV классе.
Предмет исследования: развивающая функция задач и условия для ее реализации.
Задачи исследования:
1. Исследование и выяснение сущности развививающей функции задач. Конструирование описательного определения.
2. Извлечение и формулировка възможных целей интелекталного развития. Выстраивание примерной классификации.
3. Разрабатывание фрагментов уроков математики и серии задач (решений задач) для самостоятельной работы, в каторых выявляются характеристики как: высокая степень обосновывания, как пропедевтика „доказательства"; анализ с „конца"; дивергентное моделирование, инвариантность в задаче; оценка как познавательный процесс; оперирование наглядных представления; исследователский стиль решения.
4. Применение статистических методов для анализа и представления результатов; определить стандарт успешности и оценка качества задач в некоторых тестах.
Методы исследования включают: наблюдение, теоретичный анализ и синтез, дидактический эксперимент, математико-статистические методы для обработки результатов.
В заключении можно сделать следующие выводы в контексте исследования:
- Показатели качества задач в сериях сравнительно хорошие;
- При такой постановки задач дивергентность удачно усваиваться как интеллектуальная характеристика умения решать задачи;
- „Анализ с конца" мало осознается и он не включается в стиле решениях задач. Поэтому необходимо подбрать и разрабатывать задачи, при решении которых без такого анализа не возможно;
- Субординация и преоритизация, рассмотренных характеристик умения решать задачи, очень трудны. Поэтому необходимо исследовать и применять различные описания одного решения данной задачи.
ЛИТЕРАТУРА
1. Ганчев, И., Л. Портев. Методиката на обучението по математика в България на прага на XXI-я век. "Математика и математическо образовоние", С., 2001, с. 66-77.
2. Петров, П.Д. Формиране на умения за решаване на задачи от училищния курс по математика (теоретико-приложниа спекти). Стара Загора, Издателство Кота, 2003,120 с.
3. Петров, П. Феноменът умение да се решават задачи от училищния курс по математика. Годишник на ТрУ - Педагогически факултет, т. 9, 2008, Стара Загора.
4. Петров, П. и др. Някои аспекти на приемствеността в обучението по математика в началното училище. ИК "Кота", Стара Загора, 2005, 128 с.
5. Колева, А. Чуждоезиковото обучение на деца в съвременната образователна среда. Пловдив, 2007.
6. Трифонова, М. Относно формирането на умения за текстообработка в обучението на студенти бъдещи начални учители, сборник Четвърти Балкански конгрес - Образованието, Балканите, Европа, Стара Загора, 2007
7. Фридман, Л. М. Теоретические основы методики обучения математике. М., "Флинта", 1998, 217 с.