Поведенческие установки 7-8 летних детей - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Поведенческие установки 7-8 летних детей

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Особенности возрастного периода, определенного как детство влияет на все стороны в развитии маленького человека - физическую, физиологическую, психологическую, медицинскую и поведенческую. Ранние школьные годы являются временем серьезных испытаний для детей, потому что тогда они приспосабливаются к новым условиям, к новым видам деятельности, к новому содержанию и организации жизни. В первом классе, дети отличаются относительно большей лабильностью психики, которая охватывает почти все психические процессы и структуры. Первоклассникам трудно сосредотачиваться надолго, выполнять одни и те же действия в течение длительного времени, следить или рассуждать над явлением или процессом в протяжении целого или большей части урока в классе. У большой части первоклассников и второклассников наблюдаются обостренная чуствительность и  уязвимость. В содержании этой доминанты включены отрицательные эмоции, которые могли бы перерасти в агрессивные настройки  поведения. В целом это обусловлено индивидуальностью ребенка, типом высшей нервной деятельности и характеристикой отношения, с которыми он идет в школу [2, с.153]. Если ребенок воспринимает отношение и ситуацию в школе как враждебные, он будет готов реагировать подобным образом, это является хорошей базой для создания стратегии агрессивного поведения.

Целью данного исследования было изучить и проанализировать влияние агрессивного и депрессивного фона у детей 7-8 лет и факторов их формирования.

Основная задача этого исследования должна быть изучить зависимость агрессивного отношения  поведения 7-8 летних детей от характеристики возраста и фактора развития социальной среды. Очень важной задачей оказалась и  возможность проверить достоверность утверждений из преподавательских наблюдений за постепенным увеличиванием в агрессивном фоне у школьников. Объектом исследования были ученики первого и второго класса школы „Петко Рачов Славейков" гр. Стара Загора. В исследовании использовались психологический тест по изучению агрессии и депрессии для детей с 7 до 10 лет, адаптированный Эли Драголовой [1, c. 284] и тест - рисунок.

Результаты и их интерпретация. Исследование детей тестом агрессии и депрессии обнаружило, что 4 из 31 детей с первого класса (13 детей) и второго класса (18 детей) имеют агрессивные отношения и 5 депрессивные, что составляет соответственно 12,90% детей с повышенным агрессивным фоном и 16,12% с повышенным  депрессивным фоном. Процент так же показывает, что количество мальчиков с повышенным агрессивным фоном в поведении больше, чем девочек с таким же фоном. В процентном отношении эти результаты  составляют 9,67%,мальчиков и 6,45%  девочек из всех исследованных. На основании этих результатов можно сделать вывод, что для мальчиков в первом классе эти отношения являются более выраженными. Наиболее вероятные причины этого результата - это характеристика возраста и факторы социальной среды. В психологической практике, рисунок давно утвержденное средство психодиагностического исследования и детей и взрослых, но оно имеет и большое значение в качестве терапевтического средства. В своих рисунках дети сами находят решения - разрешают внутренние и внешние конфликты, но и находят успокоение  своих страхов.

Возраст 7-8 лет находится в периоде развития названным „интеллектуальным реализмом" (с 4 до 10 лет). На данном этапе развития ребенок нарисует то, что он знает об объекте, а не то, что видно (к примеру, нарисует оба уха человека в профиль). Объекты на рисунках воссозданы без перспективы - около одной точки или центральной оси. Они прозрачны - передаются вместе с содержимым (дом с мебелью внутри).

Анализ рисунков, которые представлены на тему - „Рисунок животных", заданой детям 7-8 лет - соответственно 13 детей из 1-вого класса (8 девочек и 5 мальчиков) и 18 детей в возрасте 2-го класса(6 девочек и 12 мальчиков). Цель состоит в том, чтобы определить эмоциональное состояние - положительные или отрицательные эмоции, мысли, чувства и деятельная активность обследованных детей. Мы могли бы разделить представленые рисунки на три группы, в зависимости от темперамента животных: Первая группа животных, которых боятся, или имеют показатели агрессии, такие как: волк, лев, тигр, большая фигура с пугающей позой или выражением; рисунок с резкими отрывистыми линиями, длинными вертикальными или слегка косыми штрихами,с угловатостью или большими количествами острых предметов, таких как перья, шипы, иглы, острые зубы, когти и т.д. Юные художники этих рисунков воспринимают себя как непредсказуемые и угрожающие. К этой группе картин мы можем отнести 13 из 31 рисункок. 6 из них - рисунки детей 1-вого класса - все мальчики и семь детей 2-го класса- 4 мальчика и 3 девочки. Из этих 13 рисунков  только  30% (все мальчики) совпадают с результатами теста  агрессии и депрессии. В осуществлении рисунка, у  большинства детей проявляется желание заполнить все чертежное поле, а некоторые даже выходят за рамку листа и даже нарисовали на обороте листа. Это несоблюдение предел рисунка обнаруживается у импульсивных детях. Заполнение всей области рисовательного поля  и преднамеренное отклонение от его границы показатель сильного чувства беспокойства. Сильное заштрихование, которое мы видим в некоторых изображениях - знак отсутствия контроля над импульсами. Большинство изображений представлены очень отрывочно, присуствуют, в основном, острые углы, зубы и когти животных, являются типичными для детей, которые считают себя  непредсказуемыми и угрожающими.

Вторая группа животных, классифицируются как мелкие , или робкие: муравей, бабочка, птица, кролики, мыши и много других. Рисунки таких животных показывают низкую самооценку и сильный  негативизм к себе. В эту группу входят девять картин, 5 из них детей 2-го класса - все девочки. Остальные 4 - 3 мальчика и 1 девочка из 1-вого класса.Анализ этой группы картин показывает следующие  особенности: очень маленькие части, окрашенные с неопределенными линиями в местах, едва заметно. Описание некоторых частей неровное, с переменами направлений и давления, что дает неопределенность и страх перед оценкой других. Есть, также частые вытирания в поисках лучшего образа, знак нерешительности и проблемы в общении. В этих случаях, картины более красочны, чем у тех детей, у которых можно обнаружить агрессивные показатели в рисунках.

Третья группа животных с нейтральным характером, такие, как кошки, собаки и другие. Идентификация с животными, которые напоминают домашнее животное, как кошка или собака, как правило показывает тенденцию к зависимости и подчинению, чувственность и необходимость тактильного контакта,заботу и доброту. В эту группу попадают остальные 9 рисунков. Только 2 из них детей второго класса - 1 девочки и 1 мальчика. Остальные 7 рисунков детей из 1-вого класса - 5 девочек и 2 мальчиков. Рассмотр общего представления нарисованного начинается  с расположения фигур, которые в большинстве из этих конструкций в нижней части рисовального поля. Это размещение фигур, связано с конкретностью мышления, практичностью и стремлением к безопасности. Следует отметить, что рисование линий уверено, безпеременное давление и направление движения, говорит о крайней уверености и эмоциональной зрелости. Рисунки этих детей показывают положительное отношение и мышление,  используя ярких красок они демонстрируют ощущение счастья и любви.

В центре нашего рассуждения стоит корреляция результатов словесного теста с теми самыми рисунками. При 30% детей (все мальчики) анализ фигур на рисунках, подтверждает результаты, полученные после применения словесного испытания тревожности и агрессии. Анализ выбранных цветов в рисунках детей с высоким и преобладающим агрессивным фоном попадает в темный диапазон, в основном черный и серый цвет. Почти все эти дети использовали только черный карандаш или ручку для изображения фигур, хотя им предложили цветные карандаши. Черный цвет выбран детьми в качестве «крика о помощи» [3, с. 206]. Он выражает тревогу, страх, депрессивное отношение, сильную оппозицию  с тенденцией к потенциальной агрессии - во внутрь или наружу. Эти результаты подобны тем, из словесных исследований подростков, в поведение которых преобладают стойкие агрессивные отношения [4, с.128]. Сильное затемнение, которое присутствует в большинстве изображений, знак отсутствия контроля над импульсами. Они имеют очень отрывочный вид, наличие острых углов, зубов и когтей животных, типичных для детей, которые считают себя непредсказуемыми и угрожающими.Результаты исследования показывают, что у учащихся есть известная степень агрессивного и депрессивного отношения, связаная с их новым статусом в обществе, с увеличением их нагрузки и новыми обязанностями и с окружающей средой, в которой они живут и учатся.В первом классе у мальчиков, эти отношения являются более выраженными, вероятная причина этого - особенности развития возраста и факторы социальной среды. Данные исследования позволяют сделать вывод, что на уровень агрессии и депрессии влияют и другие факторы, связанные с семейной средой и психическим климатом в социальной среде.

Список литературы

1. Батоева, Д., Попов, Т., Драголова, Е., Педагогическа и психологическа диагностика, С. 2006.

2. Йорданов, Д., Жекова, С., Крумов, К., Педагогическа психология, С., 1986

3. Стойкова, Ж., Златева, А., Консултиране и арттерапия, Ст. Загора, 2009

4. Стойкова, Ж., Деца в риск-агресия, девиации в поведението, психологически профили, превенция, ДАН, Стара Загора, 2008

Просмотров работы: 389