Потребительский рынок Республики Адыгея - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Потребительский рынок Республики Адыгея

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Оборот розничной торговли  за  2009 год составил 29366,4 млн. рублей, что в товарной массе на 4,3% больше, чем за  2008 год. Прогноз  выполнен на 120,9%. В декабре 2009 году оборот розничной торговли на 85,3% формировался торгующими организациями и индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в стационарной торговой сети (вне рынка); доля рынков составила 14,7% (на начало 2008 году соответственно 72,4 и 27,6%). Такое резкое снижение доли рынков в общем объеме оборота розничной торговли связано за счет ввода в 2008 году гипермаркетов «ИКЕА» и «АШАН», а также «Леруа Мерлен».

Рынок сегодня выполняет определенные социальные функции по обслуживанию незащищенных слоев населения, а также способствует  сдерживанию роста розничных цен. По состоянию на 1 января 2010 года  в соответствии с Планом организации розничных рынков, утвержденным постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 18 июня 2007 года № 101 «О плане организации розничных рынков» в республике действуют 15 розничных рынков, из них 10 универсальных, 3 специализированных сельскохозяйственных рынков  и 2 специализированных непродовольственных. По 15-ти действующим рынкам  общая площадь составляет 41440 тыс. кв. м; общее количество торговых мест на них составляет 4880. В том числе: на универсальных рынках 4390 торговых мест, на специализированных 490 торговых мест, из которых 250 торговых мест на сельскохозяйственных рынках. Число торговых мест в капитальных зданиях составляет 1259, что составляет всего лишь 25,8% от общего количества торговых мест. Это очень низкий показатель. 

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров в декабре 2009 года составил 36,3%, непродовольственных товаров- 63,7%. В условиях финансового кризиса это хороший  показатель, т.к. население не переориентировано на покупку только продовольственных товаров.

В 2009 году общий объем оборота оптовой торговли организаций всех видов деятельности составил 12361,6 млн.рублей, что на 22,3%  меньше, чем в 2008 году, в том числе оборот оптовой торговли крупных и средних организаций - 6612,8 млн.рублей, или на 28,5% больше по сравнению с 2008 годом.

Организации оптовой торговли за 2009 год продали продукции и товаров на 10685,7 млн. рублей, что в сопоставимых ценах на 23,5% меньше, чем в предыдущем года, в том числе крупные и средние организации - на 5467,3 млн.руб. (на 1657,2 млн.руб. больше по сравнению с 2008 годом). За 2009 год доля объема оборота  оптовой торговли малых предприятий всех видов деятельности составила 46,5% об общего объема продажи. Субъекты малого предпринимательства за 2009 год  продали товаров на сумму 5748,9 млн. руб., что в сопоставимых ценах на 53,4% меньше, чем за 2008 год.

Оборот общественного питания за истекший период составил  1061,9 млн. рублей, или 124,5% (в сопоставимых ценах) к 2008 году. Этому способствуют происходящие качественные преобразования в предприятиях общественного питания за счет улучшения качества приготовления блюд и культуры обслуживания, а также ввода новых современных предприятий.

Известно, что наибольший доход в бюджет приносит производство и продажа алкогольной продукции.

Рынок алкогольной продукции Республики Адыгея в настоящее время является стабильным и имеет тенденции к росту объема продаж. Так  в 2006 году продажа составила 565,3 тыс. дал., в  2007 году - 599,5 тыс. дал., за  2008 год - 803,9 тыс. дал., за  2009 год -830,3 тыс.дал.

По состоянию на 1.01.2010 года на территории Республики Адыгея действуют 620 лицензии  на розничную продажу алкогольной продукции, распространяющиеся на 945 объектов розничной торговли и общественного питания. В течение 2009 года выдано, переоформлено и продлено 106 лицензий на розничную продажу алкогольной продукции, 4 лицензии на лом цветных металлов,5 лицензий на лом черных металлов. Таким образом, в течение года общее количество объектов торговли и количество выданных лицензий  составляет 115.

В соответствии с постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22 июля 2008 года № 130 «О декларировании розничной продажи алкогольной продукции на территории Республики Адыгея» Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея осуществляется декларирование розничной продажи алкогольной продукции. По итогам декларирования за 2009 год  выявлено, что с начала года процент представления декларации предприятиями возрос с 64,2% по итогам 1 квартала до 80,2% по итогам  четвертого квартала.

В 2009 году в общем объеме поступившей в розницу алкогольной продукции доля алкогольной продукции, произведенной в Адыгее, составляет 11,45%, импортной 4,1%. Как показали данные по итогам декларирования за 2009 год доля алкогольной продукции, производимой  местными производителями все еще  низка. Во втором полугодии 2009 года в  сравнении с аналогичным периодом 2008 года  реализация возросла на 3,6 пункта.

В условиях финансового кризиса и спада покупательского спроса опора на собственные силы приобрело особое значение. Увеличение объемов продаж продукции в торговой сети, произведенных местными товаропроизводителя-ми является одной из главных антикризисных мер.

В целях продвижения продукции местных товаропроизводителей  всем муниципальным образованиям городов и районов республики рекомендован ассортиментный перечень продукции местного производства конкурентный по цене и качеству и рекомендуемый удельный вес по их реализации во всех торговых предприятиях: хлеб и х/булочные изделия-90%; молоко и молокопродукты - 50%; алкогольная продукция - 30%; пиво - 30%; вода минеральная - 50%; детское питание -30%.

Продолжается работа по продвижению продукции  в крупные сетевые компании  «Ашан» и ООО «Тандер» (сеть магазинов «Магнит»), сеть магазинов «Спутник», которая  в последнее время существенно улучшилась. С гипермаркетом «Ашан» успешно работают такие производители как: ООО «Питейный Дом»; ООО «Лимонадная фабрика; ООО «Комплекс-Агро» Также в гипермаркете «Ашан»    представлена продукция ООО «Ресурс», ОАО молзавод «Гиагинский», ООО «Тамбовский», ЗАО молкомбинат «Адыгейский», ЗАО молзавод «Шовгеновский».

В сети магазинов «Магнит», а их в республике 24, представлена продукция ООО «Новое качество» (Питейный дом), ЗАО «Санэ», ООО «Акватера-Амаль», ООО «Ресурс», ЗАО молкомбинат «Адыгейский, ООО «Комплекс-Агро», ООО «МПК» пивоваренный завод «Майкопский». В результате проведенных Министерством экономического развития и торговли Республики Адыгея переговоров, совещаний и организационных мероприятий с руководством ЗАО «Тандер» практически уже в 20 магазинах «Магнит» на территории республики реализуется  пиво разливное, которое пользуется повышенным спросом. После вхождения в сеть ЗАО «Тандер» в 40 торговых предприятиях «Магнит» за пределами республики реализуется пиво ООО «МПК» пивоваренный завод «Майкопский».

Также проводится работа по обеспечению участия предприятий агропромышленного комплекса Республики Адыгея в международных  и российских выставках. Так, ООО «МК» пивоваренный завод «Майкопский» принял участие в престижных международных специализированных выставках «Продэкспо-2009» и «Пивовар-2009», где продукция предприятия удостоена медалей, в т.ч. золотой - за пиво «Майкопское «Честное».

Решаются вопросы продвижения не только продовольственной группы товаров. Так, в настоящее время актуальна проблема продвижения товаров местных производителей, занимающихся производством материалов для выполнения строительно-ремонтных и отделочных работ через сеть «Леруа Мерлен». Для установления новых деловых контактов 15 предприятий-производителей Республики Адыгея приняли участие в презентации компании «Леруа Мерлен» и мы надеемся, что в ближайшее время на полках этого крупного торгового центра появится паркет, плинтус, обналичка, двери и окна, краски и другие строительные и отделочные материалы, произведенные в Республике Адыгея.

В 2009 году принимались меры для создания условий бесперебойного обеспечения населения жителей республики социально-значимыми продуктами питания по более низким ценам, а также для расширения ассортимента и увеличения объемов поставок продуктов питания на продовольственный рынок отечественных и особенно местных товаропроизводителей. В связи с чем,  в 2009 году в республике было организовано и проведено 3 республиканские и 132 муниципальных ярмарок выходного дня, на которых реализовано порядка 150 тонн мяса, 169 тонн масла растительного, 84,3 тонн свежей рыбы, 58 тонн молочной продукции, 135 тонн овощей и 110 тонн фруктов,  3,0 млн. штук яиц и другой продукции более чем на 50 млн. рублей по ценам ниже рыночных до 30%. В рамках продвижения сельскохозяйственной продукции, произведенной на территории Республики Адыгея в городе Белореченске проведена ярмарка, посвященная Республике Адыгея.

С января 2009 года начата и продолжается акция «Народный хлеб», которую поддержали руководители хлебопекарной промышленности республики. Основная цель данной акции - обеспечение приобретения социального хлеба по ценам производителя. Всего с начала данной акции (с января 2009 года) по состоянию на 1 января 2010 года реализовано по республике более 1870 тыс.булок хлеба. В  городе Майкопе начата работа по формированию социальной ответственности предпринимателей перед незащищенными слоями населения, особенно пенсионерами. Примером является обслуживание пенсионеров и малообеспеченных граждан  ООО «Лидер» - руководитель Шукова  Сафьят  Амербиевна, которая с апреля по ноябрь 2009 года на открытой площадке организовала по вторникам горячее питание на 50 человек. С апреля 2010 года акция будет возобновлена. В магазине «Кавказ» проводится акция по отпуску продовольственных товаров (в соответствии с ассортиментным перечнем из 17 продовольственных товаров) участникам и инвалидам ВОВ по низким ценам.

За 2009 год населению республики было оказано ПЛАТНЫХ   УСЛУГ  на 5826,6 млн. рублей, что в сопоставимых ценах к прошлому году составляет   103,0%,  прогноз по платным услугам выполнен на 101,75%.  Удельный вес расходов на оплату услуг в потребительских расходах населения в октябре составил 17,9%. В 2009 году 74,2% объема платных услуг было оказано крупными и средними организациями. В структуре объема платных услуг населению 76,3% приходилось на бытовые и коммунальные услуги, услуги транспорта и связи.

В структуре объема бытовых услуг  57,1% приходилось на долю таких видов услуг как услуги по ремонту и строительству жилья и других построек; ремонт и ТО машин и оборудования, услуг по ремонту и обслуживанию бытовой аппаратуры и изготовление мебели.

Просмотров работы: 17