Конкурентоспособность как анализ экономической ситуации - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Конкурентоспособность как анализ экономической ситуации

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

В условиях рыночных отношений повышается ответственность и самостоятельность предприятий в выработке и принятии управленческих решений по обеспечению эффективности их деятельности. Стремление к получению прибыли ориентирует товаропроизводителей на увеличение объема производства продукции, нужной потребителю, снижение затрат на производство. При развитой конкуренции этим достигается не только цель предпринимательства, но и удовлетворение общественных потребностей.

1.1 Что понимают под конкурентоспособностю

Одна из важнейших предпосылок экономического возрождения России - стабилизация и рост производства во всех отраслях, но, прежде всего, - в промышленности, на каждом ее предприятии. Однако в отличие от планово-административной в условиях рыночной экономики нужен (и, в конечном счете, длительно возможен) рост не любого производства и любой ценой, а только конкурентоспособного. Последнее, представляет собой такое производство, которое, используя достижения научно-технического прогресса, позволяет обществу удовлетворять производственные и личные потребности в товарах, получать ресурсы, как для расширенного воспроизводства, так и для развития непроизводственной сферы, а отдельному предпринимателю - избежать банкротства, выжить в конкурентной борьбе за покупателя и источники инвестиций.

«Конкурентоспособность» часто трактуется как «комплекс потребительских свойств товара, определяющий его отличие от других аналогичных товаров по степени и уровню удовлетворения потребностей покупателей и затратам на его приобретение и эксплуатацию (ценой потребления)». Такое понимание конкурентоспособности допустимо, но, на наш взгляд, не является универсальным и исчерпывающим вообще, а в специфических российских условиях переходного к рынку периода в особенности. В частности, в приведенном определении не прослеживается связь с таким сущностным признаком конкуренции как соперничество, борьба за достижение лучших результатов. Развитие рыночных отношений неразрывно связано с борьбой товаропроизводителей за более выгодные условия производства и сбыта товаров с целью получения максимальной прибыли. В научной литературе и обыденном общении подобное столкновение интересов получило название конкуренция. И если этимология слова «конкуренция» предельно ясна, то его экономическое содержание и способы количественного выражения остаются дискуссионными.

Конкурентоспособность имеет качественную и количественную стороны. Качественная сторона конкурентоспособности включает в себя противостояние конкурентов, столкновение и сближение их экономических интересов при относительном равновесии между спросом и предложением. Причем экономическая борьба имеет непреходящий характер, поскольку интересы конкурентов гораздо чаще находятся в противоречии, чем в гармонии. В подобных условиях каждый субъект рыночных отношений объективно ориентирован на изучение составляющих рынка, их тенденций и соотношений.

Успешное формирование цивилизованного рынка в настоящее время обусловлено не столько осознанием его необходимости всеми участниками воспроизводственного процесса, сколько затратами времени на поиск сво­его места и направления деятельности в экономической системе координат отрасли, области, региона, страны, мирового сообщества. В этой связи степень экономического выживания субъектов рынка будет определять точный расчет конкурентоспособности товаров и услуг. Наиболее адекватно отражающими сущность конкурентоспособности могут выступать такие показатели, в основу которых положены издержки производства, степень насыщения данным видом товаров и услуг, уровень покупательной способности конечных потребителей.

1.2 Индекс конкурентоспособности

Для полного и объективного отражения возможностей экономической жизнеспособности товаров и субъектов рыночной среды пользуются индексами конкурентоспособности. (В условиях крайне нестабильной финансовой ситуации расчеты индексов конкурентоспособности практической ценности не имеют.) Они исчисляются путем деления фактических уровней рентабельности (для конкретных товаров и однородных товарных групп) или нормы прибыли (для отрасли, хозяйствующих субъектов, регионов и т. д.) на расчетные (нормативные) значения соответствующих показателей.

Индексы конкурентоспособности имеют неограниченные рамки применения. Они сопоставимы по всем товарам и отраслям, территориальным образованиям и периодам времени. При этом значения индексов меньше «1» свидетельствуют об отсутствии достаточных условий выживания в конкурентной борьбе и о необходимости переориентации экономической деятельности; близкие или совпадающие с «1» - сигнализируют о важности поиска новых вариантов развития производства и рынков сбыта; превышающие единицу на 5 пунктов и более - подтверждают безошибочность выбранного экономического курса. (При расчетах индексов конкурентоспособности неизбежны различного рода условности, допущения и вытекающие отсюда погрешности в их значениях)

Индексы конкурентоспособности формируются под влиянием конъюнктуры рынка и степени его освоения, изменений в покупательной способности населения, продолжительности жизненного цикла товаров, масштабов внедрения новых технологий и т. д. Поэтому необходим глубокий анализ причин и факторов той или иной динамики индексов конкурентоспособности, их фактических и ожидаемых соотношений по различным товарам и хозяйствующим субъектам. И тогда неминуемо возникает вопрос: сколько «стоит» конкурентоспособность и достижение ее оптимального уровня субъектами рыночных отношений в данных условиях места и времени? Подчеркнем, что речь идет об оптимальных границах конкурентоспособности, ибо стремление к уровню конкурентоспособности с неким «запасом прочности» сопряжено, как правило, с игнорированием более выгодных сфер приложения капитала и упущенной выгодой.

Ответ на этот вопрос возможен при детальном анализе производственной, инвестиционной, организационно-распорядительной и коммерческой деятельности товаропроизводителей. И тем не менее, учитывая, что величина конкурентоспособности является производной от прибыли и совокупных затрат труда, мероприятия по увеличению числителя и снижению знаменателя упомянутого соотношения повышают вероятность экономического выживания субъектов рынка. В этом смысле весьма полезны многочисленные исследования издержек и рентабельности товара. Усилия по экономии всех видов ресурсов и поиску наиболее выгодных каналов реализации продукции должны сопровождаться изучением опыта преуспевающих конкурентов, современных технологий и возможностей их внедрения. Чтобы в максимальной степени оказаться подготовленным к конкурентной борьбе, каждый товаропроизводитель вынужден стремиться к достижению научно обоснованных уровней затрат труда и средств, уметь классифицировать и оценивать нормообразующие факторы конкурентоспособности. При всем многообразии и взаимозависимости условное разграничение причин и факторов конкурентоспособности, допустим, на внутренние и внешние позволяет с большей вероятностью утверждать, в какой сфере воспроизводственного процесса находятся и кому принадлежат реальные рычаги воздействия на уровень конкурентоспособности, каковы этапы и сроки преломления той или иной тенденции индексов конкурентоспособности.

1.3. Проблема конкурентоспособности товара

Состояние отечественной обрабатывающей промышленности становится все более угрожающим и затрагивает не только предприятия со средним уровнем технического и технологического развития, но и отличающиеся высокими технологиями и наукоемкой продукцией. Обладая значительным потенциалом конкурентоспособности, они практически лишены возможности эффективно использовать его. Почему так складывается ситуация, какие меры следует принять, чтобы сделать устойчивым производство конкурентоспособных изделий индустрии?

Сегодня проблема конкурентоспособности товара имеет не только внутренний, но и внешний аспект. Около 40% продовольствия, потребляемого в России, ввозится из-за рубежа. Это закономерное проявление рыночных отношений сопровождается все возрастающим дефицитом собственного сырья и продовольствия. В результате на российский рынок бурным потоком хлынули импортные сыры, йогурты, масло, мороженое и т. п., что, с одной стороны, способствовало формальному удовлетворению спроса на молочную продукцию, а с другой - поставило отечественных товаропроизводителей и население в заведомо проигрышную ситуацию. На рынок стало поступать низкокачественное продовольствие по ценам, сопоставимым с ценами на отечественную продукцию.

Наша молочная продукция, равно как и остальная, очень продолжительное время не сможет конкурировать с западной. Страны-экспортеры имеют более высокий биоклиматический потенциал, в 2,5-3 раза превосходящую продуктивность полей и ферм, компенсируют фермерам от 40 до 60% производственных затрат. В результате уровень рентабельности нашей, скажем, молочной продукции оказывается в 2-2,5 раза ниже западной. При сопоставимой оценке затрат живого труда это соотношение возрастает до 5-кратной величины. Следовательно, чтобы уравнять шансы зарубежных и российских товаропроизводителей, необходимо на ввозимую молочную продукцию установить пошлины в пределах 60-80% от ее закупочной цены на внутреннем рынке.

Чтобы оценить выбранный курс, важно определить социально-экономические результаты его осуществления. Неоспорим тот факт, что переориентация на ввоз готовой продукции позволила наполнить продовольственный рынок и ликвидировать очереди. Однако реального улучшения в питании населения не наступило. Напротив, уровень и структура среднестатистического рациона значительно ухудшились. Так, годовое потребление молока и молочных продуктов, мяса и мясопродуктов в расчете на душу населения по Российской Федерации за 1999-2004 гг. сократилось на 1/3, яиц - на 30%

Для повышения конкурентоспособности отечественных товаропроизводителей необходимо пересмотреть пошлины и ввести квоты на импортное продовольствие. Одновременно важно сместить акценты с закупок готовых продуктов на частичный ввоз дефицитного сырья для их производства внутри страны, руководствуясь при этом комплексной оценкой социально-экономических последствий.

Границы экономической целесообразности импорта продовольствия и полуфабрикатов можно установить с помощью неравенства х<у -j-

где х - закупочная цена 1 т импортного продовольствия, долл.; у - средняя оптовая цена за 1 т аналогичного продукта из отечественного сырья, долл. по соответствующему курсу; j - размер пособий по безработице за счет возможной ликвидации рабочих мест в сопряженных отраслях АПК, обусловленной снижением производства сельскохозяйственного сырья, долл. на 1 т импортного продовольствия; г - прямые и косвенные экономические потери сельского хозяйства от сокращения производства сырья, долл. на 1 т ввозимых продуктов.

Соблюдение условий неравенства, полученных на основе фактических или проектных данных, будет свидетельствовать об экономической выгоде импорта продовольствия. Результаты расчетов, не соответствующие знаку неравенства, укажут на необходимость наращивания производства отечественной продукции, что позволит не только удовлетворить потребности населения в продовольственных товарах, но и сэкономить валютные ресурсы.

Таким образом, научно обоснованные методы исчисления конкурентоспособности товаров позволяют каждому хозяйствующему субъекту с достаточной степенью надежности определить направление экономического развития, стратегию и тактику достижения поставленной цели. Одновременно индексы конкурентоспособности побуждают исполнительные и законодательные органы власти вносить необходимые коррективы в инвестиционную, налоговую, кредитную и экспортно-импортную политику.

1.4 Конкурентоспособность как анализ экономической ситуации

Конкурентоспособность является одной из важнейших интегральных характеристик, используемых для анализа экономической ситуации в народном хозяйстве. Как правило, ее применяют в качестве критерия оценки и индикации экономической деятельности хозяйствующих субъектов.

Различают следующие основные виды оценки:

- конкурентоспособность национальной промышленности или всей экономики на страновом уровне;

- конкурентоспособность товаропроизводителей;

- конкурентоспособность конкретных видов промышленной продукции или услуг.

Достижение высокой конкурентоспособности товаропроизводителей промышленных отраслей должно стать приоритетом экономической политики страны, так как их успешное функционирование является необходимым условием национальной безопасности, включая оборонный и экономический аспекты, повышение жизненного уровня населения страны, насыщение внутреннего рынка и обеспечение успешного интегрирования в мировой экономический процесс.

Уровень конкурентоспособности промышленного комплекса России в настоящее время снизился, о чем свидетельствуют итоги развития экономики за 2000-2004 гг.

Из-за недостаточной покупательной способности на внутреннем рынке отечественные производители в наибольшей степени ориентированы на зарубежных покупателей. Увеличение объема экспортных поставок российских производителей послужило главным фактором роста производства и отдельных видов продукции: дизельного топлива, готового проката черных металлов, черной руды, цветных металлов, химической и целлюлозно-бумажной продукции, минеральных удобрений, полиэтилена, синтетических каучуков, целлюлозы и бумаги.

Следовательно, мы можем отметить (с учетом опыта деятельности развитых стран), что обеспечение устойчивой конкурентоспособности отечественных производителей во многом обусловлено условиями становления конкурентной среды и формированием рыночной психологии управления руководителей высшего и среднего звена. И без действенной системы мероприятий государственной поддержки и стимулирования платежеспособного спроса потенциальных потребителей и определения приоритетов структурной политики в условиях адаптации к рынку, развития национальной экспортной программы невозможно обеспечение устойчивой экономики, проведение эффективной конкурентной политики и повышение конкурентоспособности отечественных товаропроизводителе

2 Анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия (ЗАО Лабинский маслоэкстракционный завод)

2.1 Характеристика предприятия

Лабинский маслоэкстракционный завод образован на базе маслобойни частных  владельцев Захаровых. Масло получали методом отжима  мятки деревянными клином. К началу  гражданской войны предприятие выпускало 28 тонн масла в сутки. С 1925 года началось переоборудование завода . Завод стал носить  название Госмаслозавод  № 5 и его мощность достигла 40 тонн масла в сутки.

В 1929 году началась реконструкция завода, были построены основные корпуса, зернохранилище емкостью 9 тысяч тонн масло - семян, установлено новое оборудование, а также 300 сильный дизель. Реконструкция закончилась в 1940 году и мощность  завода увеличилась  ещё  на 8 тонн  масла в сутки. Был построен клуб завода и столовая для рабочих. В период войны, во время оккупации фашистами, завод очень  сильно пострадал, сгорели склады сырьевого отдела, производственные корпуса, уничтожены  сепараторы, вейки, рушильные барабаны, остальное оборудование  также побывало в огне. Ущерб составлял девятнадцать миллионов рублей.

Восстановление завода осуществлял в основном коллектив предприятия  и к 1949 году он был восстановлен. Ежегодно на заводе приобреталось новое оборудование , совершенствовалась организация труда.

В 1969 году началась коренная реконструкция завода. Были построены экстракционный  цех, элеватор шрота, пожарное депо, основное и оборотное бензохранилище, оборотное водоснабжение и т.д. Введена новая экстракционная линия, оборудование было приобретено в ГДР. Увеличилась мощность завода. Следующая реконструкция проводилась в 80-е годы. Предприятие было переименовано в Лабинский маслоэкстракционный завод и давало более одного миллиона прибыли, выпускаемое масло было высокого качества.

Завод выпускал 55 тысяч тонн масла, 55 тысяч тонн шрота, 4 тысячи тонн олифы и 250 тонн пищевых растительных фосфолипидов.

С 1991 года завод стал закрытым акционерным обществом, руководит которым, общее собрание акционеров и наблюдательный совет, функции администратора переданы генеральному директору.

За последние три года основные фонды обновлены на 80 % . Введены в эксплуатацию элеватор для хранения масло- семян емкостью 14 тысяч тонн и склад № 5 емкостью 6 тысяч тонн, введена линия по производству фасованного масла, начал действовать цех по рафинации и дезодорации масла с использованием новейших мировых технологий. В 2000 году был построен и начал действовать новый цех с линией экстракции масла фирмы "Европа- Краун" производительностью до 100 тонн масло семян в сутки. Заводская лаборатория использует современные методы анализа , что позволяет выпускать качественную продукцию. Завод имеет сертификат Российской федерации "Лидер Российской  экономики " и входит в состав пяти тысяч ведущих предприятий страны.

Организационно- производственная структура предприятия имеет линейно- функциональную связь и представлена блоками.

- главного инженера;

- заместителя директора по снабжению и сбыту;

- заместителя директора по социальным вопросам.

Производственные участки конкретизированы и имеют свою специализацию:

- сырьевой участок;

- цех по производству майонеза;

- участок олифоварения;

- маслоэкстракционный комплекс, который включает: масло- прессовый участок, участок очистки масла, экстракционный участок и шротовый участок.

После присоединения консервного завода был организован консервный комплекс со своим начальником и главным инженером.

Продукция, выпускаемая заводом в настоящее время это:

- масло подсолнечное нерафинированное прессовое и экстракционное;

- масло подсолнечное рафинированное дезодарированное;

- майонез;

- фосфатидный кормовой концентрат (шрот);

- фосфолипиды растительные пищевые;

- халва.

Завод постоянно работает над расширением ассортимента продукции.

Коллектив предприятия стабилен, заводоуправлением принимаются меры для его закрепления. Имеется клуб, музей, кафе, медицинский пункт, пансионат на берегу Черного моря и база отдыха.

2.2. Анализ технико-экономических показателей

Анализ деятельности предприятия опирается на ряд показателей, которые можно сформировать по блокам. Система аналитических показателей отражает реальные процессы и явления, она освещает не только хозяйственную деятельность предприятия в целом, но и результаты труда каждого подразделения, учитывает зависящие от него факторы повышения эффективности производства. Система показателей отражает как экстенсивный путь развития предприятия, так и факторы интенсификации производства. Интенсификация затрагивает все стороны производственно- хозяйственной деятельности предприятия ; политику инвестиций ,научно-технический прогресс, улучшение использования производственного потенциала, совершенствование организации труда и производства, активизацию экономических интересов каждого работника, соблюдение режима экономики бережливости.  Конечным результатом интенсификации является повышение эффективности производства.

Блоки экономических показателей можно представить в следующей последовательности:

- технико-организационный уровень и другие условия производства;

- средства труда;

- предметы труда;

- труд и его эффективность;

- продажа продукции;

- себестоимость проданной продукции;

- капитал предприятия;

- прибыльность продукции;

- оборачиваемость капитала;

- рентабельность активов предприятия;

- финансовое состояние и платежеспособность

Рассмотрим и проанализируем основные показатели производственно- хозяйственной деятельности маслозавода.

Коэффициент обновления составил 24,6 % за счет чего износ основных фондов снизился до 41 % Внедрены новые технологии по изготовлению растительного масла. Фондоотдача  по сравнению с базовым периодом увеличилась в два раза . Темп роста производительности труда составляет 217,2 % , что опережает рост средней заработной платы на 30,8 % . Относительная экономия численности составила 506 человек. Фондовооруженность увеличилась на 4,2 % .

Прибыль от реализации увеличилась в 2,5 раз, рост балансовой прибыли составил 284,4 % и чистой прибыли за минусом налогов 314,3 %

Затраты на один рубль  реализованной продукции снижены на 0,04 копеек, в тоже время увеличилась материалоемкость продукции. Особую роль в отражении эффективной деятельности предприятия играет не только прибыль, но и показатели рентабельности.

Рентабельность производства увеличилась в два раза, рентабельность реализации на 3,7 % ,рентабельность продукции на 8 %. Рентабельность  капитала является основным из показателей эффективности предприятия, он возрос на 15,6 % . Исходя из  приведенных факторов  следует отметить интенсивный путь развития предприятия.

Так как себестоимость продукции является основополагающим  фактором образования  прибыли,  проведем ее анализ.

2.3. Анализ себестоимости продукции

Себестоимость продукции является важным показателем характеризующим работу предприятия. От ее уровня зависит финансовые результаты, темпы расширенного воспроизводства , финансовое состояние .

Объектами анализа себестоимости продукции могут быть следующие показатели:

- полная себестоимость товарной продукции в целом и по элементам затрат;

- затраты на рубль продукции;

- отдельные статьи затрат;

- себестоимость отдельных изделий;

- затраты по центрам ответственности.

Анализ себестоимости начнем с анализа общей суммы затрат по основным элементам затрат.

2.4. Анализ прибыли

Конечный финансовый результат деятельности предприятия - это балансовая прибыль, которая представляет собой сумму результатов от реализации продукции ( работ , услуг ), результата от финансовой деятельности и сальдо доходов и расходов о  прочих внереализационных  операций.

Валовый доход от реализации растет быстрее, чем выручка от реализации продукции (работ, услуг), это свидетельствует об относительном снижении затрат.

Следует отметить рост операционных доходов в т.ч. от экономии по переработке давальческих мало семян в сумме 21,4 тысяч рублей.

Сальдо от внереализационных результатов, по сравнению с минусовым в базисном году дало прибыль в сумме 1577 тысяч рублей. За счет данных факторов балансовая прибыль превысила валовый доход на 26,9 %. Чистая прибыль растет быстрее , чем прибыль от реализации и балансовая прибыль, это свидетельствует об использовании предприятием льготного налогообложения. Если рассмотреть структуру прибыли, то следует отметить, что в базовом периоде  валовый доход от реализации составлял 93,6 % , а в отчетном  84,7 % , сальдо от нереализационных результатов увеличилось на 6,5 %

2.5  Финансовое состояние предприятия

Финансовое состояние предприятия выражается в соотношении его активов и пассивов, то есть средств предприятия и его источников. Анализ финансового состояния определяет качество финансового состояния , изучает причины его улучшения или ухудшения за период, определяет устойчивость  и  платежеспособность .

Прежде всего проведем  структурный анализ активов и пассивов предприятия, предварительно оценив общую динамику активов получаемую путем сопоставления темпов прироста активов с темпами прироста финансовых результатов.

Так как темпы роста выручки и прибыли выше темпов роста активов, то следует отметить более эффективное их использование. Темпы роста прибыли больше темпов прироста активов, а темпы прироста выручки меньше, то повышение эффективности использования активов происходило за счет роста цен на продукцию , работы и услуги.

Активы предприятия состоят из внеоборотных и оборотных активов , и общую структуру активов характеризует  коэффициент соотношения оборотных и внеоборотных активов  

Заключение

Предприятия в своей деятельности преследуют две цели: удовлетворение спроса потребителей и получение прибыли с помощью конкуренции.

Прибыль - это конечный результат финансово- экономической деятельности предприятия. Она выполняет ряд важнейших функций : является критерием и показателем эффективной деятельности предприятия; выполняет стимулирующую  функцию и является источником формирования доходов бюджетов различных уровней. И наконец, прибыль как источник собственного капитала дает возможность вести инвестиционную деятельность и улучшать социальное положение работников предприятия. Одним из факторов повышения прибыльности предприятия является способность предприятия к конкуренции, снижение себестоимости. Конкурентоспособность выражает интересы хозяйствующих субъектов по поводу способов и границ экономического выживания в рыночной среде товаров и услуг с востребованными или заведомо согласованными стоимостными и потребительскими свойствами и проявляющиеся в процессе различных форм конкурентной борьбы.

Список литературы

1. Керашев М.А. Экономика пищевой и перерабатывающей промышленности. -Краснодар, 1998.

2. Наносова Н., Магаладзе Г. Продовольствие - 99: импорт и внутреннее производство: (Аналитический обзор) // Экономика и жизнь-1999-N50

3. Емельянова Ф.Н., Кириллов Н.К. Организация переработки сельскохозяйственной продукции. Учебное пособие и практикум. --М.: Ассоциация авторов и издателей "ТАНДЕМ". Издательство "ЭКМОС", 2000

4. Некрасов Г. Кто больше производит, тот меньше тратит.//Экономика и жизнь. - 2000 - N 63

5. Муромцев С.В. Маркетинг для менеджеров. - Краснодар: "ООО ФЛЕР-1", 1997

6. Современный маркетинг/Под ред.Е.В.Хруцкого - М.: Финансы и статистика, 1999

7. Хоскинг А. Курс предпринимательства: практическое пособие (гл.7- 12) - М.: Международные отношения, 1993

8. Котлер Ф. Основы маркетинга / Пер.с англ.- М.: Прогресс, 2001

9. Голубков Е.П. Основы маркетинга: Учебник - М.: Издательство "Финпресс",1999

10. Маркетинг: Учебник/А.Н.Романов, Ю.Ю.Корлюгов, С.А.Красильников и др.,: Под ред. А.Н.Романова - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2001

11. Маркетинг: Учебник для вузов / Н.Д.Эриашвили, К.Ховард, Ю.А.Цыпкин и др.; Под ред. Н.Д.Эриашвили - 2-е изд., перераб. И доп. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2002

12. Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: 4-е изд., перераб. и доп. - Минск: ООО "Новое знание", 2000

13. Ковалев В.В. Финансовый анализ: управление капиталом, выбор инвестиций, анализ отчетности. М.: Финансы и статистика, 2001

14. Шеремет А.Д., Сайфулин Р.С. Финансы предприятий - М.: ИНФРА- М,2000

15. Юг России на рубеже III тысячелетия: территория, ресурсы, проблемы, приоритеты /Под ред. А.Г.Дружинина, Ю.С.Колесникова - Ростов на Дону: Издательство РГУ, 2000

Просмотров работы: 6