Развитие малого бизнеса в Республике Адыгея - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Развитие малого бизнеса в Республике Адыгея

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
ВВЕДЕНИЕ

В последнее время в России созрел достаточно серьезный вопрос: кто займет место ныне распадающихся крупных монополистических предприятий, относящихся как к тяжелой, так и к другим не менее важным отраслям промышленности? Ответ кажется простым только на первый взгляд: заполнить освободившееся пространство структурами, вновь образовавшимися за счет крупных вложений в изуродованные распавшимися связями государственные предприятия. Но на самом деле все гораздо сложнее. Деньги вкладываются, время идет, а результат равен нулю. А дело все в том, что руководители предприятий, избалованные несамостоятельной жизнью в стране, где никто ни за что не отвечает, никак не могут найти ту гибкость в принятии решений, которой им так не хватает. Государственные предприятия в нашей стране, к сожалению, пока не умеют работать в среде развития конкуренции, научно-технического прогресса, нормализации процессов ценообразования, постепенного освобождения от тенденций к упадку и т.д. Поэтому необходимо дать свободу для развития предприятий малого бизнеса. Они могут дать России необходимую насыщенность рынка, тенденцию к устойчивости цен, среду конкуренции, которой так не хватало крупным монополистам-гигантам, из-за чего страдало качество, а процесс внедрения новых технологий всегда был заторможен. Но чтобы избежать как можно больше ошибок, которые неизбежны при образовании нового течения в экономике России, сначала следует поучиться на взлетах и падениях других стран в этой области и понять, какие же условия необходимы для развития мелкого предпринимательства в нашей стране.

Экономический интерес, энергия и изобретательность предприимчивых людей активно содействовали прогрессу во всех областях человеческой  жизнедеятельности. Поэтому абсолютное большинство развитых государств всемерно поощряет их деятельность и особенно, в создании новых, разнообразных по специализации и направлениям малых предприятий.

В мире существуют разные варианты государственной поддержки малого бизнеса прямое выделение бюджетных средств в страховые фонды, фонды риска смешанные фонды поддержки - государственные и частные; выдача гарантий в обеспечение кредита коммерческого банка - обязательство компенсировать банку возможные потери; налоговые льготы.

В нашей стране малый бизнес привлекает к себе внимание только в последнее время, в связи с переходом к рыночной экономике, поскольку предпринимательская деятельность возможна в условиях рыночной и не возможна в административной системе.
Глава 1. Место и роль малых предприятий в экономическом развитии общества.

1.1 Понятие и признаки малого предприятия.

Сложилось ошибочное мнение,  что малое предприятие /МП/ - это не просто небольшое по численности  или  объему  продукции производство, но  и  совершенно  новая  структура,  особый вид предприятия, основанного на специальной  форме  собственности. На самом  деле  термин  МП определяет лишь количественные параметры, а формы собственности и  организации  хозяйственной деятельности при этом могут быть любые. Государственные, индивидуальные предприятия,  общества с  ограниченной  ответственностью, акционерные общества, арендные предприятия, кооперативы - все это предприятия,  и они могут быть малыми, если попадают под критерии МП. Закон "О предприятиях в РФ" говорил  о  двух  признаках малого предприятия: численность работающих и бьем хозяйственного оборота, но не определял ни первого, ни второго, отсылая к законодательству РФ.  Аналогичная ситуация наблюдается и в "Законе о  предприятиях  и  предпринимательской  деятельности" Р.Ф.  Постановление  N 790 определило только первый признак, оставляя определение второго республиканскому законодательству. Пока такого законодательства нет,  следует руководствоваться только первым :  в промышленности и строительстве до 200 работающих,  в  науке и научном обслуживании до 100,  работающие в непроизводственной сфере до 25, в розничной торговле до 15 работающих человек, причем в отдельные периоды численность работающих может колебаться в ту или иную сторону.

Чтобы правильно руководствоваться признаком малого предприятия  численность работающих,  как  признаком  объема  хозяйственного оборота  (когда он будет установлен),  необходимо верно определить отраслевую  принадлежность  предприятия.

Цели создания малых предприятий.

Так  называемая малая экономика - важный сектор полноценного рынка. Без  малого бизнеса  невозможно становление цивилизованной рыночной экономики.

Целями создания малых предприятий, или предприятий малого бизнеса, являются:

активизация структурной перестройки экономики;

насыщение потребительского рынка товарами;

преодоление отраслевого и регионального монополизма;

расширение конкуренции;

создание материальной основы для трудоустройства работников, высвобождающихся с действующих предприятий.

укрепление экономической базы местных органов власти.

Развитие сел, небольших городов

Возрождение художественных промыслов.

Сейчас еще рано вести речь об уровне достижения целей, поставленных перед малыми предприятиями, так как в стране они пока малочисленны, хотя налицо положительная динамика развития малого бизнеса. [1]

1.2. Структура малого бизнеса.

Исторически малое предпринимательство представляло собой са­мостоятельную хозяйственную деятельность, ориентированную на локаль­ный рынок товаров и услуг.

Сферы деятельности традиционного малого бизнеса - мелкосе­рийное и индивидуальное производство товаров, розничная торгов­ля, гостиничное хозяйство и общественное питание, строительство, транспорт, здравоохранение.

Это - первый вид малых предприятий. Он широко распространен в настоящее время. В развивающихся и развитых странах оно пред­ставляет собой чрезвычайно важный элемент хозяйственной жизни провинции. Гарантией существования такого типа малых и средних предприятий выступают местные природные условия (местные виды сель­скохозяйственной продукции, природных материалов), предпочтения потребителей, традиционная специализация.

Данный вид предпринимательства будет существовать и процве­тать всегда: крупные производители не смогут его вытеснить, так как ресурсы и спрос носят локальный и часто специфический характер, они не дают простора для массового производства. Перспективы развития предприятий этого вида зависит от роста покупательной способности местного населения, развития туризма, оно сдерживается налоговым бременем, возглавляемым на  них государством. По мере изменений в структуре потребностей населения региона меняется и структура местного малого бизнеса.

Отличительные черты этой группы малых и средних предприятий: накопленный семейный капитал в основе дела, зависимость в первую очередь от местных рынков, отсутствие склонности к перемещению капитала в другие виды деятельности или регионы. Эта группа малых предприятий была полностью уничтожена в России в ходе социалистических преобразований и замене местной промышленностью и потребительской кооперацией  (естественно замена была  неадекватной).   Возрождение самостоятельного местного  предпринимательства идет медленно и с трудом не только из-за нехватки  капитала и  невысокого платежеспособного спроса в российской  глубинке, но и из-за неприятия феномена предпринимательства общественным сознанием, по инерции склонным к традиционным и социалистическим идеям уравнительности в распределении.

Второй, самый массовый вид малого и среднего бизнеса - это поставщики комплектующих и услуг для крупных предприятий. Этот вид малого предпринимательства необходим для нормального функ­ционирования экономики; по мере роста производства, разделения труда и развития научно-технического прогресса его масштабы будут увеличиваться. Однако назвать такие предприятия экономически полностью са­мостоятельными нельзя.

 Характерные черты рассмотренного второго, самого многочислен­ного вида малых и средних предприятий: недостаточный собственный капитал, сильная зависимость от главного партнера, от его це­новой, кредитной, научно-технической политики, вообще от его судьбы. Этим обусловлены неустойчивость таких предприятий, их болезнен­ная реакция в первую очередь не на состояние рынка вообще, а на положение и хозяйственную политику главного партнера. Предприятия этого вида легче, чем действительно независимые, меняют сферу и место своей деятельности.

Третий вид рассматриваемых предприятий - относительно не большая и практически не существующая в нашей стране группа малых и средних акционерных и паевых обществ, по сути являющихся формой производственной кооперации.

Кооперация проникает в самые разные сферы экономики: существуют кооперативные строительные компании, объединения, за­купающие и сдающие в аренду дорогостоящую технику. Объединение нескольких адвокатов или врачей разной специализации также выс­тупает как малая или средняя кооперативная компания.

Малые и средние кооперативные компаний поддерживают кон­куренцию в стране, стабилизируют цены, увеличивают занятость и налоговую базу, в том числе и местных бюджетов, способствуют раз­витию местной экономики и народного хозяйства в целом.

Характерные черты малых кооперативных предприятий:  финансовая устойчивость, ориентация на местный рынок и поставщиков. И то, и другое гарантированно, так как поставщики, а часто и покупатели являются совладельцами этих предприятий.

В условиях переходного периода от плановой к рыночной экономике возник  и получил широкое распространение специфический вид малого и среднего предпринимательства. Одной из форм легализованного перераспределения национального дохода, произведенного в государственном секторе экономики в пользу частных лиц, имевших непосредственное отношение к управлению государственными объектами, было создание малых предприятий, которые практически ничего не производили. При товарном дефиците они покупали на государственных предприятиях товары по заводским (трансфертным ) ценам и , в лучшем случае упаковав и приклеив  свою этикетку продавали их по рыночным ценам.

Экономический смысл паразитической деятельности этих малых фирм- перевод прибылей, а иногда и части оборотного капитала, амортизационных отчислений с крупного государственного или  приватизационного  предприятия на счете заинтересованных лиц или подставных компаний.

Я считаю, что государственная поддержка малого предпринимательства должна быть адресной. При возникновении большой разницы в налоговом бремени у малого и крупного бизнеса ради достижения декларированных целей государственной экономической политики надо сделать так, чтобы льготы достались действительно малым и средним предприятиям, а не перерегистрированным подразделениям крупных компаниям.

1.3. Организационно - экономические особенности малого бизнеса.

Согласно закону Российской Федерации, под субъектами малого предпринимательства понимаются коммерческие организации, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, ее субъектов, общественных или религиозных объединений, благотворительных и иных фондов не превышает 25%, а доля, принадлежащая одному или нескольким юридическим лицам, не являющимся субъектом малого предпринимательства, не превышает 25%.  При этом численность предприятия не должна превышать:

§ для промышленности, в строительстве, на транспорте - 100 человек;

§ в сельском хозяйстве, научно-технической сфере - 60 человек;

§ в оптовой торговле - 50 человек;

§ в розничной торговле, бытовом обслуживании населения - 30 человек;

§ в остальных отраслях и видах деятельности - 50 человек;

Под субъектами малого предпринимательства понимаются также физические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью  без образования юридического лица.

Для предпринимателя предприятие и он сам воспринимается как единое целое. Здесь все зависит от знаний и умений прежде всего предпринимателя.

Малое предприятие имеет ряд особенностей:

1. Его работники составляют единую небольшую команду, объединенную единством целей.

2. В деятельности отдельного работника совмещаются функции управления и труда.

3. Активно используется взаимозаменяемость и помощь.

4. Каждый из работников стремится к постоянному совершенствованию, к повышению полезности своего труда.

5. Интенсивность деятельности часто очень высокая, что вызвано обостренным чувством личной ответственности.

6. Новые решения руководителя быстро реализуются.

В целом на малых предприятиях занято огромное число работников. В успешности их деятельности заинтересованно все общество, поэтому из государственного бюджета выделяют специальные средства на государственную поддержку малых предприятий. Эти средства предоставляются в виде финансовой помощи, методических рекомендаций, налоговых льгот, оплаты обучения сотрудников, льготных кредитов. При федеральном правительстве и региональных органах власти создаются специальные подразделения по поддержке малого предпринимательства.

В правительстве Российской Федерации имеется комитет по государственной поддержке малого предпринимательства, образован соответствующий федеральный Фонд поддержки и развития малого предпринимательства. Основными направлениями государственной поддержки малого предпринимательства являются:

§ формирование инфраструктуры поддержки и развития;

§ создание льготных условий использования государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;

§ установление упрощенного порядка регистрации и лицензирования деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;

§ поддержка внешнеэкономической деятельности, содействие развитию торговых, научно-технических, производственных и информационных связей с зарубежными странами;

§ организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров.

Фонд поддержки малого предпринимательства является некоммерческой организацией, создаваемой в целях финансирования программ, проектов и мероприятий по поддержке и развитию малого предпринимательства. В фонд поступают бюджетные средства, добровольные пожертвования, доходы от собственной деятельности. Расходуются средства только по целевому назначению.

Малое предприятие является юридическим лицом. Это означает, что имеется его государственная регистрация, оно может выступать как участник хозяйственных сделок и договоров, его деятельность индивидуально учитывается и контролируется.

Юридическое лицо -  учреждение, предприятие, фирма, отвечающие определенным законодательным признакам,  (наличие устава, печати, счета в банке, государственной регистрации, названия). В качестве юридического лица может быть не только группа граждан, но и отдельный гражданин.

Однако интересы малого предприятия представляют конкретные люди: владелец, руководитель, бухгалтер, работник. Они подписывают договора, закупают сырье, продают продукцию, совершают сделки, но при этом каждый из них действуют только лишь как представитель предприятия и поэтому ответственность за действия конкретного работника несет предприятие. Таким образом, малое предприятие участвует в хозяйственной деятельности как единый коллектив.

Малому предприятию принадлежит имущество (оборудование, автомобиль, мебель, здание). Оно может приобретать и продавать свое имущество, управлять его использованием. Ни владелец, ни руководитель, ни работник малого предприятия не являются владельцами имущества. Малое предприятие может заниматься любой деятельностью, разрешенной законами страны, но имеются виды услуг и продукции, которые реализуются в основном малым предприятиями.

Предпринимателем может стать служащий, студент, рабочий, инженер, продавец, пенсионер, преподаватель и т.д. Ограничений нет. Но останется предпринимателем лишь тот человек, который сможет совместить выполнение деловых обязанностей с обязанностями по отношению к семье, обществу.

Всю совокупность малых предприятий можно разделить на две группы:

§ помощники крупного предприятия,

§ самостоятельные, ориентирующиеся на индивидуальные услуги.

Предприятие - помощник крупного завода может, например, изготавливать конкретную деталь или узел, осуществлять при необходимости ремонт оборудования, быть посредником при продаже продукции. Успехи такого малого предприятия зависят от достижений обслуживаемого завода.

Малое предприятие, ориентирующееся на индивидуальные услуги, специализируется в конкретной области деятельности. Его клиентами оказываются отдельные граждане. Примером такого предприятия являются фотография, столовая, авторемонтная мастерская и т.п. Успешность деятельности малого предприятия по оказанию предпринимательских услуг зависит от количества клиентов.

Глава 2. Развитие малого бизнеса в Республике Адыгея.

Малый бизнес в России как инструмент социально-экономического развития страны.

В настоящее время для федеральных и региональных властей приоритетными направлениями деятельности остаются укрепление социальных гарантий для граждан, недопущение массового роста безработицы, сохранение квалифицированных рабочих кадров в условиях мирового экономического кризиса. Властью считается, что наиболее эффективным способом решения этих приоритетных задач стало развитие малого предпринимательства как в целом по стране, так и в регионах. «Малый бизнес - это база для развития предпринимательской активности и основа для расширения среднего класса, для того, чтобы к 2020 г. численность малого бизнеса составляла в среднем 60-70% от населения нашей страны. Кроме того, развитие малого бизнеса - это один из решающих факторов инновационного обновления. Обновления на принципах реализации человеческого капитала, роста инициативы и ответственности.

Анализ малого бизнеса в Республике Адыгея за 2008-2009 гг.

Согласно данным Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея, в 2009 году в республике зарегистрировано 2896 малых предприятий, 68 средних предприятий и 18,5 тысяч индивидуальных предпринимателей. В сфере малого и среднего предпринимательства задействовано более 40 тысяч человек (30% занятых в экономике республики). Вклад малого и среднего предпринимательства в экономику Республики Адыгея характеризуется следующими показателями: третья часть валового внутреннего продукта; четвертая часть бюджета; каждый четвертый, занятый в экономике. Этот сектор формирует более 70% оборота торговли и общественного питания, 40% оборота строительства, 25 % выпуска промышленной продукции. Поддержка малого и среднего предпринимательства  рассматривается Кабинетом  Министров   Республики Адыгея как одно из основных направлений деятельности.  В целях совершенствования государственной политики развития малого и среднего предпринимательства принята и  реализуется Республиканская программа развития субъектов  малого и среднего предпринимательства на 2009-2011 годы, на реализацию которой предусмотрены средства республиканского бюджета в сумме 210 млн. рублей, в том числе 60 млн. рублей - в 2009 году.

К приоритетным антикризисным мерам правительства Республики Адыгея, направленным на развитие малого бизнеса в республике относятся:

- предоставление грантов начинающим предпринимателям,

- микрокредитование субъектов малого и среднего бизнеса,

- снижение ставки финансирования по всем программам кредитования,

- субсидирование процентных ставок по кредитам, полученным предпринимателями в кредитных организациях,

- предоставление гарантий и поручительств (в республике гарантийный фонд в сумме более 40 млн.руб.), планируется привлечь 150 млн.руб. кредитных ресурсов, при этом оплата за пользованием гарантийным фондом снижена с 4% до 1% от суммы гарантий,

- увеличение доли субсидирования представителей малого и среднего бизнеса по оборотным средствам с половины до двух третей ставки ЦБ,

- стимулирование интереса представителей малого и среднего предпринимательства республики к участию в специализированных Форумах и выставках, при чем в 2009 году сумма компенсации за участие в выставочных мероприятиях увеличилась с 70 до 100 тыс.рублей,

- предоставление субъектам малого и среднего бизнеса преимущества при выкупе государственного имущества, которое они арендуют посредством принятия соответствующего республиканского закона и утверждения перечня из 16 объектов государственного имущества общей площадью 900 тыс.кв.м., которые готовы передать во владение и пользование предпринимателем,

- создание бизнес-центров и строительство Республиканского бизнес-инкубатора для развития инфраструктуры и поддержки предпринимательства во всех муниципальных образованиях Адыгеи.

В Адыгее заключены договоры с муниципальными образованиями на 9 млн. рублей по итогам конкурса на софинансирование муниципальных программ поддержки предпринимательства. 6,5 млн. рублей перечислены в бюджеты четырех муниципальных образований, обеспечивших финансирование программ из местного бюджета, в основном, на кредитование малого бизнеса. Правительство республики стало активнее участвовать в конкурсах по дополнительному привлечению федеральных средств на поддержку малого бизнеса. Адыгея стала регионом-победителем в мероприятии "Создание и развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого предпринимательства" и предполагает получить из федерального бюджета дополнительное финансирование на 22,3 млн. рублей на завершение строительства республиканского бизнес-инкубатора.

По данным Министерства экономического развития и торговли Республики Адыгея, в 2009 году совершенствуются механизмы государственной поддержки малого и среднего бизнеса в республике.

- Максимальная сумма микрокредита на оборотные средства увеличена с 300 до 500 тыс. рублей, сумма микрокредита для финансирования товаропроизводителей и развития инфраструктуры туризма установлена в размере 1 млн. рублей под 16% годовых, оплата за пользование гарантийным фондом снижена с 4 до 1% от суммы гарантий.

- Принят закон, предоставляющий преимущество субъектам малого и среднего бизнеса при выкупе арендуемого государственного имущества (предельные нормы: площадь 2500 кв.м., срок рассрочки оплаты - 5 лет). Утвержден перечень государственного имущества, предназначенного для передачи во владение и пользование малым предприятиям и предпринимателям.

- Утвержден порядок предоставления грантов начинающим субъектам малого предпринимательства на создание собственного бизнеса.

В 2009 году на реализацию Республиканской программы государственной поддержки малого и среднего предпринимательства будет выделено до 60 млн. рублей. В Минэкономразвития России направлена заявка на получение субсидий из федерального бюджета на сумму 150 млн. рублей через участие в федеральном конкурсе. За прошедшие 2,5 месяца 2009 года в виде микрокредитов поддержку получил 41 предприниматель на сумму 11,5 млн. рублей. Адыгея располагает многоотраслевым сельским хозяйством и развитой перерабатывающей промышленностью. В связи с этим, приоритет в малом предпринимательстве отдается производству товаров народного потребления и переработке сельскохозяйственной продукции. В большинстве своем малые предприятия являются многопрофильными, что существенно повышает их устойчивость на рынке. Они способствуют созданию альтернативных рынков транспортных и строительных услуг, хлебопечения, деревообработки.

Согласно анализу малого предпринимательства в Адыгее, наибольшую активность проявляют  предприниматели города Майкопа, на их долю приходится 60 % предпринимателей, получивших финансовую поддержку, а также предприниматели Майкопского (12,6%) и Кошехабльского (8,8%) районов. 

Республиканской программой предусмотрено оказание помощи в развитии малого предпринимательства и самозанятости. Планируется привлечение 400 человек безработных к организации собственного бизнеса. На эти цели запланированы средства в сумме 13,8 млн. руб. В рамках программных мероприятий работники Центров занятости населения в муниципальных образованиях оказывают помощь в составлении бизнес-планов, проводят обучение, желающих заняться малым бизнесом, оформляют документы для регистрации в налоговых органах. Для данной категории лиц предусмотрена выдача субсидий и оказание финансовой помощи на оформление необходимых документов для открытия собственного дела. Из числа безработных граждан изъявили желание заняться этими видами деятельности 212 человек. Из их числа для приобретения профессиональных навыков предпринимательской деятельности направлены на обучение 69 человек. Выдана субсидия 10 безработным на сумму 58 800 руб., им же оказана финансовая помощь для оформления необходимых документов для открытия собственного дела.

Для эффективного внедрения программ, направленных на развитие малого бизнеса в республики создано Автономное учреждение Республики Адыгея «Агентство развития малого предпринимательства», согласно Постановлению Кабинетов Министров Республики Адыгея № 77 от 22.05.2007 «Об автономном учреждении Республики Адыгея «Агентство развития малого предпринимательства» в целях приведения правового статуса Фонда поддержки предпринимательства и развития конкуренции Республики Адыгея в соответствии с гражданским законодательством, реализации мер по обеспечению занятости населения. Агентство подведомственно Министерству экономического развития и торговли Республики Адыгея.

В 2008 году на поддержку предпринимательства было израсходовано 73 млн рублей, в том числе 40 млн рублей - из республиканского бюджета. В результате прямую государственную поддержку получили 367 субъектов малого и среднего бизнеса, из них финансовую - 207. В 2008 г., для развития сельского хозяйства в рамках оказания поддержки малым формам хозяйствования на селе в 2008 году кредитными организациями выделены кредиты на сумму 545,8 млн. рублей. Из них 133,5 млн. рублей предоставлено гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, 339,1 млн. рублей крестьянским (фермерским) хозяйствам и 73,2 млн. рублей кредитным кооперативам. В Республике Адыгея в 2008 г. успешно начали действовать 2,5 тысячи малых и средних предприятий, а также 16 тысяч предпринимателей без образования юридического лица. Они обеспечивают 24 процента доходной части республиканской казны.

Федеральное и республиканское законодательство.

Федеральным законом от 24 июля 2007 года N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» устанавливается понятие малых и средних предприятий и определяется инфраструктура поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства. Федеральный закон «Об установлении предельного значения площади и срока рассрочки оплаты при возмездном отчуждении недвижимого имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и арендуемого субъектами малого и среднего предпринимательства».  С 1994 года в Адыгее действует Закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в Республике Адыгея». Основы правовой базы создания и развития малых предприятий определяются законами Республики Адыгея «Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства», «О едином налоге на вмененный доход» и другими нормативно-правовыми актами. В первом полугодии 2009 гг. в целях оказания государственной поддержки малому предпринимательству Госсоветом - Хасэ РА были приняты

- Закон Республики Адыгея «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в республиканский бюджет Республики Адыгея, для отдельных категорий налогоплательщиков». Основная цель закона - облегчение налогового бремени и государственная поддержка организаций, осуществляющих производство товаров и услуг, розничную торговлю и ряд других видов экономической деятельности. Уменьшена ставка налога на прибыль организаций с 18 до 16%. При этом сохранена налоговая ставка в размере 13,5%, установленная действующими законами республики для отдельных категорий налогоплательщиков. Ожидается, что снижение налоговой нагрузки на организации создаст условия для получения организациями дополнительных доходов, сохранения и развития производства товаров и услуг в Республике Адыгея, а также сохранения рабочих мест;

- Закон Республики Адыгея «О ставках налога при применении упрощенной системы налогообложения», которым ставки налога снижены до 10 и 11% при применении упрощенной системы налогообложения в случае, если объектом налогообложения являются доходы, уменьшенные на величину расходов. Данная мера позволит снизить налоговую нагрузку на малый бизнес и создаст дополнительную мотивацию для его развития, позволит сохранить и обеспечить развитие производства товаров и услуг в Республике Адыгея, сохранить рабочие места, а также снизить тенденцию ухода предпринимателей в «теневой» сектор.

- Закон Республики Адыгея «О развитии малого и среднего предпринимательства в Республике Адыгея».

Актуальные проблемы малого предпринимательства в республике и пути их разрешения.

На сегодняшний день, несмотря на законодательство и на мероприятия, проводимые исполнительной властью субъектов федерации, создание малого предприятия продолжает оставаться довольно хлопотным делом. И на это есть несколько причин.

Во-первых, основной причиной медленного роста малого бизнеса продолжает оставаться административное давление. Открывая собственное дело предприниматели вынуждены пройти длинный список согласований. Для решения этой проблемы руководство республики требует, чтобы органам власти всех уровней обеспечили доступ субъектов малого и среднего предпринимательства к финансовым ресурсам.

Во-вторых. Несмотря на республиканскую целевую программу, позитивную, динамику малого предпринимательства в Адыгее, многомиллионные субсидии в его развитие, капиталоемкое строительство бизнес-инкубатора, а также помощь Центров занятости населения муниципальных образований, проблема безработицы продолжает существовать. Согласно анализу данных, по итогам работы за 1 квартал текущего года, уровень регистрируемой безработицы в республике составил 4,3 % (на начало года было 3,1 %). Среди субъектов Южного федерального округа Адыгея по этому показателю оказалась на 5 месте. Всего в органы занятости населения республики за предоставлением государственных услуг за этот период обратилось 16533 человека, что в 2,3 раза выше показателя прошлого года. Следовательно, официально зарегистрированное безработное население составляет 16533 человека, почти 15% трудоспособного населения республики. А республиканской программой предусмотрено привлечение безработных граждан к организации собственного бизнеса численностью 400 человек или 0,3% трудоспособного населения.

В-третьих. Одна из главных проблем малого бизнеса - это ограниченный доступ к кредитным ресурсам. Обеспечить всех жителей субсидиями и кредитами руководство республики не в состоянии, поскольку Адыгея остается дотационным регионом. В связи с этим, наблюдается реальный диссонанс между перспективами развития малого предпринимательства в регионе и социально-экономическим развитием республики. Возможно, целесообразнее было бы и  ориентироваться на малое предпринимательство, как на эффективное средство инновационного обновления, и развивать в республике крупный бизнес, который позволил бы значительнее снизить уровень безработицы в республике и обеспечить населению стабильный заработок, а республиканскому бюджету - постоянный доход в виде налоговых отчислений. Считающиеся крупными для Адыгеи несколько предприятий на самом деле крупными не являются. На них работало по несколько сотен человек. Доля остановившихся предприятий в наполнении республиканского бюджета мала. Предприятия эти существуют со времен социализма. Их оборудование, как и технологии, большей частью устарели. И остановка их деятельности выглядит логичной не только как следствие кризиса, но и как следствие более широкого процесса - постсоветской деиндустриализации республики (как и страны), в силу разных субъективных и объективных причин оказавшейся не способной  модернизировать промышленность. Только одно более или менее крупное промышленное предприятие, с количеством работающих свыше тысячи человек - «Картонтара» - смогло вписаться в рынок, приобрести новое оборудование и в период кризиса улучшить свои экономические показатели».

В-четвертых. В Адыгее совершенно не уделяется внимание молодежному предпринимательству, тогда как во многих крупных регионах страны на этом направлении делается акцент в рамках программы развития малого бизнеса. При этом молодого населения в республике - 30%. На сегодняшний день, власти Адыгеи решительно борются с социальными проблемами молодых, частично вовлекая их в социальные и политические проекты. Хотя активная занятость республиканской молодежи и её непосредственная вовлеченность в социально-экономические развитие республики стали бы более эффективными средствами в их разрешении. Остается надеяться, что само появление и функционирование бизнес-инкубатора, предназначенного в большей мере для молодых предпринимателей, будет способствовать этому. 

В-пятых. Это скорее проблемы общефедерального характера. В последнее время в России малый бизнес сильнее, чем раньше, чувствует давление налоговиков. За полгода число бизнесменов, у которых возникают проблемы с ФНС, выросло в 4 раза. Налоговой службе приходится искать возможность пополнить сокращенный бюджет.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Формирование рынка - процесс многоплановый. Требуется взаимодействие многих составляющих, одной из которых является становление и развитие малых предприятий. Понятие «малое предприятие» предполагает предпринимательскую деятельность небольших предприятий в традиционных областях.

В настоящее время вопрос развития сети малых предприятий включен как один из важнейших в программу демонополизации народного хозяйства страны. Малые предприятия создают благоприятные условия для оздоровления экономики: развивается конкурентная среда; идет насыщение рынка товарами и услугами; создаются дополнительные рабочие места; расширяется потребительский сектор; лучше используются местные сырьевые ресурсы.

Социальная функция малых предприятий состоит в их способности в больших масштабах поглощать незанятую рабочую силу, снижать социальную напряженность, безработицу. Поэтому развитие малых предприятий - это наиболее дешевый путь к рынку, закладывающий глобальные основы ресурсосберегающего экономического роста в стране.

Малые предприятия как неустойчивая предпринимательская структура, наиболее зависимая от колебаний рынка, нуждаются в разносторонней государственной поддержке.

Список использованной литературы 1. Бородина В.В. «Малые предприятия» - М: Книжный мир, 2001г.

2. Булатова А. С. «Экономика» - М: Экономист, 2003 г.

3. Грузинов В.П., Грибов В.Д. «Экономика предприятия» - М: Финансы и статистика, 1998 г.

4. Грязнова А.Г., Юрданова А. Ю. «Микроэкономика» - М: ИТД «КноРус», 2001 г.

5. Тихомирова А. «Инвестиционный климат в России : региональный рейтинг и риски.» М.: ФФПМП, 1997г.

6. А. Орлов «Малое предпринимательство в России: развитие или стагнация?» //Вопросы экономики 2001г. №10

7. Е.М. Бухвальд. А.В. Виленский « О роли малого предпринимательства в развитии экономики России»// Вестник РГНФ 2003г. №1

8. Л. Ходов «О структуре малого бизнеса и особенностях его мотивации»// Вопросы статистики 2002г. №7

9. А. Орлов « Перспективы Развития малого предпринимательства в России» // Вопросы статистики 2002 №7

10. Типугин И. «Системное решение в практике малого и среднего бизнеса (бизнес-кейс)» // Консультант директора, 2003 год, №14

11. Газгиреева Ф.Р. «Эволюция российского малого бизнеса» // Финансовый бизнес, 2003 год, №5

12. www.opora.ru/live/activity/asp

13. www.innov.ru/rus/infrastr/program2002

14. «Коммерсант» от 30.09.2009

Просмотров работы: 52