Агробизнес – современное обоснование места и роли в экономике республики Адыгея - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Агробизнес – современное обоснование места и роли в экономике республики Адыгея

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Сейчас наступило время, когда коррек­тируются приоритеты развития экономики в мире и в России. Инвестиции в агробизнес сегодня становятся реальным инструментом получения прибылей. В условиях нестабиль­ной нефтяной конъюнктуры рынок продо­вольствия является более устойчивым и бо­лее прибыльным. Применение современных технологий на селе способно вывести бюд­жет из зависимости от нефтяных денег. Если говорить образно, продукция сельско­го хозяйства для России - это нефть буду­щего. При огромных земельных ресурсах для России открывается хороший шанс стать крупным игроком на рынке продо­вольствия мира. Не стоит забывать, что это традиционное направление экономики Рос­сии. Страна, обладающая половиной черно­земов мира, в условиях продовольственного кризиса должна кормить как минимум две или три такие же страны.

И сегодня как никогда необходимо уде­лять первостепенное внимание селу, скорее выводить технологии сельхозпроизводства на мировой уровень, менять психологию сельхозпроизводителя.

Во всем мире агробизнес, при соответст­вующей господдержке, один из самых высо­кодоходных секторов экономики. Нужно лишь обеспечить приемлемые условия кре­дитования и возвратность ресурсов. Только при таких условиях будет отдача, будет обо­рот и денег, и сельхозпродукции.

Цель  работы состоит в изучении основных вопросов развития и регулирования агробизнеса на современном этапе.

Для достижения поставленной  цели в работе были поставлены следующие основные задачи:

 раскрыть понятие и структуру агробизнеса;

 рассмотреть развитие агробизнеса за рубежом;

 изучить особенности развития агробизнеса в Адыгее;

Глава 1. Теоретические аспекты развития агробизнеса.

1.1. Проблема развития и регулирования агробизнеса на современном этапе

Понадобились годы экономических реформ, детальное изучение опыта развитых стран, чтобы понять: бизнес - это дело, без которого невозможен прогресс, особенно в аграрной сфере.

Предпринимательство может обеспечить реализацию основной цели - получение устойчивого и оптимального размера дохода, если основные функции менеджмента (планирование, организация, оперативное управление, использование персонала, координация, экономический контроль) будут ориентированы на стратегию развития, постоянные изменения внутри хозяйствующих структур, адаптацию к окружающей среде. Предпринимательство требует менеджмента инноваций и риска.

Бизнес часто определяют как деятельность, направленную на извлечение дохода, прибыли. Однако добиться получения прибыли совсем непросто, для этого от предпринимателя требуются личные деловые качества, инициатива, поиск, высокий уровень самостоятельности и ответственности, знание правовых, экономических и финансовых основ рыночной экономики.

В реальной практике бизнесмену надо выбрать сферу коммерческой или предпринимательской деятельности; произвести конкурентоспособный товар; изучить рынок сбыта; обеспечить сохранность товара, транспортировку его на место продажи, надлежащую рекламу для привлечения покупателя; уплатить налоги, осуществить все необходимые расчеты с партнерами.

Как известно, существуют три главных фактора производства: земля, труд, каптал. Английский по происхождению и американский по месту работы экономист Иозеф Шумпетер выделил в качестве четвертого фактора производства предпринимательство. Говоря о предпринимательстве как о факторе производственной, экономической деятельности, имеют в виду предпринимательские способности, предприимчивость, предпринимательскую активность участников экономической деятельности. Это в известном смысле качество второго фактора, то есть труда, трудовых ресурсов. Но предпринимательство можно считать и самостоятельным фактором с той точки зрения, что оно представляет собой движущую силу, способную активизировать, усиливать действие трех основных факторов.

Бизнес - чрезвычайно многогранный вид экономической деятельности, охватывающий практически все сферы экономики. Наиболее сложным и общественно необходимым является производственный бизнес, включая и аграрный. Не будь производственного бизнеса, торговый бизнес потерял бы материальную, вещественную основу, осталась бы только возможность торговать импортными товарами. Производственный бизнес тесно связан с бизнесом в сфере обращения, обмена, сопутствует ему. Ведь производимые товары надо продавать, обменивать на деньги или другие товары. Торговый бизнес, выявляющий спрос на товары, возбуждает производственный.

Торговым называют предпринимательство, связанное с куплей-продажей товаров, товарообменными, товарно-денежными операциями. Коммерция в узком смысле слова - это торговля, а коммерсант - человек, занятый торговлей. Основная формула торговой сделки: «товар - деньги» при продаже и «деньги - товар» при покупке. Торговля охватывает и так называемые бартерные (товарообменные) сделки, осуществляемые по формуле: «товар - товар».

Особый вид торгового бизнеса представляет финансовое предпринимательство. Его следует выделить в качестве самостоятельной формы, так как объектом купли-продажи в этом случае является весьма специфический товар - деньги, иностранная валюта, ценные бумаги. Естественно, что при этом имеется в виду не только и не столько продажа и покупка иностранной валюты за рубли, хотя это тоже финансовая сделка.

Финансовое предпринимательство как никакое другое нуждается в хорошо поставленной информации, в обеспечении вычислительной и организационной техникой. За все предприниматель должен платить. При проведении финансово-кредитной сделки он предоставляет потребителю свои деньги, валюту, ценные бумаги в долг (в кредит), а через определенное время получает большую сумму на определенный процент. При этой сделке предприниматель должен особое внимание уделять проверке финансовой состоятельности покупателя, установить гаранта, который поручается за него.

Все виды предпринимательства тесно связаны между собой: за производственным предпринимательством обычно следует торговое; производство и продажа неразрывны с финансовыми операциями. Иногда даже в одном предпринимателе сочетаются производственник, торговец, финансист.

Схема проведения отдельных операций примерно следующая: идея, формирование замысла, планирование бизнеса, заключение сделки, ресурсы для осуществления сделки, получение продукции, ее реализация, полученный доход, прибыль.

После того как выбрана наиболее рациональная, эффективная форма ведения предпринимательской деятельности, предстоит зарегистрировать создаваемое предприятие (фирму). Для этого в первую очередь следует подготовить учредительные документы, они представляют по существу проект будущего предприятия.

Право государственной регистрации организации (независимо от ее организационо0правовой формы) принадлежит специальным органам в составе муниципальных властей, именуемым иногда регистрационными палатами.

Для регистрации учредитель представляет пакет документов: личное заявление, устав организации, решение о ее создании или договор учредителей, свидетельство об уплате государственной пошлины.

После этого организация начинает функционировать как полноправный хозяйственный агент, товаропроизводитель, приобретает права юридического лица (в тех случаях, когда это предусмотрено законодательством).

После регистрации необходимо:

- открыть расчетный счет в банке и сделать положенный взнос в уставный капитал фирмы;

- изготовить фирменную печать;

- зарегистрироваться в налоговых органах и Пенсионном фонде.

Какими бы материальными, денежными и трудовыми ресурсами ни обладала предпринимательская фирма, ей не обойтись без взаимодействия с другими организациями. Кстати, индивидуальный предприниматель без контакта с другими бизнесменами тоже вряд ли способен провести выгодную бизнес - операцию.

Успех дела во многом связан с ценами на товары и услуги. При прочих равных условиях прибыль предпринимателя будет тем больше, чем выше цена продаваемого им на рынке товара. В интересах предпринимателя продать товар дороже, если это только не скажется отрицательно на объеме продаж и выручке в целом. Основной ориентир при установлении цены - собственные издержки продавца на получение товара, включая расходы при продаже. В любом случае предприниматель должен исходить из формулы цены: «себестоимость плюс прибыль» и одновременно ориентироваться на увеличение суммарной прибыли за счет роста объема продаж. Обычно чем ниже цена, тем выше объем продаж. Но так как выручка - это произведение объема продаж на цену единицы товара, то приходится искать оптимальное соотношение. Исходя из практики ряда коммерческих структур и предпринимателей для определения оптимальных рыночных цен соблюдают следующую очередность действий: постановка задач по ценообразованию, определение спроса, оценка издержек производства, анализ цен конкурентов, выбор метода ценообразования, установление окончательной цены.

Рекомендуется использовать следующие методы расчета рыночной цены:

- средние издержки плюс прибыль;

- на основе анализа безубыточности и обеспечения целевой прибыли;

- на основе уникальности предлагаемого товара;

- с учетом регулирующей роли государства в области ценообразования. Эта роль проявляется в установлении различных дотаций к ценам в целях стимулирования выпуска нужной продукции или обеспечения социальной защищенности населения, использовании особой формы налогообложения.

Доходность, рентабельность бизнеса зависят от многих факторов. Это прежде всего знания конъюнктуры рынка, применение новейших технологий, наличие своевременного финансового и ресурсного обеспечения, формы и методы сбыта продукции и т.д. Оптимального сочетания перечисленных факторов можно достичь только благодаря планированию предпринимательской деятельности.

Опыт многих преуспевающих компаний свидетельствует, что в условиях рыночной конкуренции планирование - важнейшее условие выживаемости, экономического роста и процветания фирм.

Применяются стратегическое, долго- и краткосрочное, а также текущее планирование. Каждый из перечисленных видов планирования имеет свою методологию, формы и методы увязки и расчета показателей.

Планирование предпринимательской деятельности - это еще и важнейшее условие снижения хозяйственного риска. Планирование должно быть непрерывным, касаться как отдельной сделки, так и нескольких, связанных друг с другом.

План осуществления предпринимательской деятельности (проект) в целях получения прибыли называют бизнес - планом. Бизнес - план представляет собой документ, в котором описаны все новые аспекты предпринимательской деятельности, проанализированы главные проблемы, с которыми может столкнуться предприниматель, определены основные способы их решения.

В зависимости от конкретного характера и условий предстоящей деятельности (объема производства, вида продукции (услуги), ее новизны и т.п.) состав и структура бизнес - плана могут существенно различаться, но содержательная сторона должна быть одной и той же. Чаще всего в нем присутствуют следующие разделы: цели и задачи бизнеса, основные показатели, характеристика товара и услуг, анализ и оценка конъюнктуры рынка, объем продаж, ресурсное обеспечение сделки и ее эффективность.

В числе основных сводных показателей эффективности - уровень прибыли и рентабельность. Кроме того, учитывается социальная и научно-техническая эффективность (получение новых научных результатов). Здесь же целесообразно проанализировать долговременные последствия предпринимательской сделки.

Сочетание оптимальных издержек производства с высоким качеством продукции и ценовой политикой фирмы обеспечивает высокую результативность бизнеса.

Важнейшими направлениями повышения уровня рентабельности предпринимательской деятельности являются: научно-технический прогресс, снижение издержек производства, рациональное использование основных производственных фондов, совершенствование рыночной структуры фирмы, оптимальная инвестиционная, инновационная и ценовая политика, качество продукции, научное обеспечение бизнеса, усиление государственной поддержки.

Государственная поддержка должна быть направлена на:

- введение упрощенной системы налогообложения;

- создание условий для использования малыми предприятиями бездействующих и недогруженных основных фондов;

- концентрацию ресурсов на формирование в малом бизнесе высокотехнологического товаропроизводящего и инновационного секторов экономики;

- развитие кооперации малого предпринимательства с крупным производством;

- создание нормативной базы, обеспечивающей государственную поддержку инвестиционных проектов субъектов малого предпринимательства, а также привлечение для этих целей иностранных кредиторов.

Неотъемлемой частью современной рыночной системы хозяйствования следует считать малое предпринимательство (МП).

Серьезными препятствиями в становлении и развитии предпринимательской деятельности являются сложность доступа к финансово-кредитным ресурсам, отсутствие государственной системы гарантирования кредитов для малых предприятий. Все это существенно снижает предпринимательскую активность населения, не стимулирует развитие малых производств.

Устранению или хотя бы существенному ограничению влияния всех негативных    факторов будут способствовать:

- во-первых, эффективная государственная политика и оказание поддержки малому предпринимательству;

- во-вторых, разработка региональной программы поддержки и развития малого бизнеса;

- в-третьих, содействие организации и проведению региональных и муниципальных выставок и ярмарок продукции, работ и услуг субъектов малого предпринимательства;

- в-четвертых, создание эффективной системы научного обеспечения процесса развития предпринимательства.

Мировой опыт свидетельствует, что государственное регулирование экономических процессов в аграрном секторе - обязательный компонент современной политики, причем вмешательство государства имеет решающее значение, определяющее развитие экономики сельского хозяйства и смежных отраслей. Например, в середине 1990-х годов уровень государственного регулирования в США составлял 38%, в Японии 35, в ФРГ, Великобритании, Италии и Норвегии свыше 65%. Необходимость государственного регулирования экономики отмечалась многими видными отечественными экономистами (Л.И.Абалкин, А.Г.Аганбегян, С.С Шаталин и др.).

В условиях рынка сельское хозяйство не может на равных участвовать в межотраслевой конкуренции. Его особое положение связано с природными факторами, пространственной рассредоточенностью, производством жизненно важных видов продукции, сырья и продовольствия, что предопределяет специфику использования всех рычагов рыночного механизма. Здесь нужны меры государственного экономического регулирования и поддержки вплоть до прямых вне ценовых субсидий и дотаций. Принцип протекционизма в аграрной сфере необходим и в кредитно-финансовой политике, исключающей поддержку хозяйств - банкротов. На данном этапе аграрной реформы подходы могут быть селективными, причем не только в отношении крестьянских (фермерских) хозяйств. Поддержка нужна и новым формам крупных коллективных хозяйств - агрофирмам, акционерным обществам, кооперативам, предприятиям холдингового типа.

В ценовой политике, в целом ориентированной на свободное ценообразование, регулирующее функции государства состоит в создании условий для обеспечения доходности производственной деятельности сельскохозяйственных товаропроизводителей, эквивалентности в межотраслевых экономических отношениях, формировании равных условий конкуренции с зарубежными производителями.

 В условиях рыночной экономики цена на продукцию - это наиболее концентрированное отражение рыночной конъюнктуры, процесс ее формирования весьма сложен и определяется рядом факторов, включая производственные затраты, выбранный сегмент рынка, жизненный цикл и характер товара, потенциальные объемы предложения и спроса, кредитно-денежную и социальную политику, степень монополизации рынка, условия организации товародвижения, изменения конъюнктуры мировых рынков.

При общей ориентации на свободное ценообразование, ликвидацию ножниц цен можно пойти по пути установления предельных уровней цен для монопольных товаропроизводителей, особенно 1 и 3 сфер АПК. Поскольку монопольные амбиции могут развиваться и у сельскохозяйственных производителей, регулируемые цены можно распространить на всю монопольную систему предприятий и организаций АПК с постепенным отпуском цен по мере установления рыночного равновесия. Дотирование отдельных видов продукции сельского хозяйства целесообразно заменить возмещением затрат, достижением необходимой средней рентабельности непосредственно через цены. Неценовые субсидии поддержки могут применяться как исключение, прежде всего под специальные программы. Практически все развитые страны осуществляют регулирование цен на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие. Они изначально ориентировались на обеспечение определенного уровня доходов и накоплений в сельском хозяйстве, а изменение соотношения цен на отдельные виды продукции стимулировало структурные преобразования в сельскохозяйственном производстве в зависимости от конъюнктуры рынка или национальных интересов.

1.2. Крупные и мелкие хозяйства агробизнеса: преимущества и устойчивость развития

В формах хозяйства и их раз­мерах переплетаются основопо­лагающие фундаментальные и прикладные аспекты теории и практики аграрных отношений, их развития в направлении со­временных мирохозяйственных процессов. Среди них особое мес­то занимают не потерявшие своей актуальности вопросы преиму­ществ и устойчивости крупных и мелких хозяйствующих субъектов аграрного сектора.

Понятия размеров производ­ства (крупное, среднее, мелкое), или (если рассматривать его с по­зиций рыночного хозяйства) крупного, среднего и мелкого бизнеса, соответственно укруп­ненные группировки сельскохо­зяйственных производителей со­держат в себе элементы услов­ности, поскольку в каждой груп­пе выделяются различные, опти­мальные по размерам подгруппы и производственные типы хо­зяйств. Вместе с тем методоло­гически оправдано выделение именно крайних укрупненных групп крупного и мелкого произ­водства, с тем чтобы, учитывая социальный статус хозяйства, форму собственности, более предметно рассмотреть действи­тельные преимущества крупного и мелкого производства в сель­ском хозяйстве.

Общие принципы исследова­ния и социально-экономической оценки достоинств и недостатков различных по размерам хозяйств были сформулированы с самого начала научных обсуждений и дискуссий по так называемому аграр­ному вопросу, а в общей поста­новке выдвинуты И. Г. Тюненом (начало XIX в.). Причем дискуссионность проблемы в целом во многом связана с недооценкой или игнорированием понятий­ного аппарата, касающегося са­мих терминов «преимущества» и «устойчивость» применительно к социально-экономическим и эко­логическим процессам^ том чис­ле в сельском хозяйстве.

В специальной литературе, в энциклопедических изданиях по­нятие «преимущества» часто не раскрывается и даже не упоми­нается. В.Даль в своем знамени­том Толковом словаре привел по­нятие преимущества как «превос­ходство» с четким и точным опре­делением, что это «перевес по доб­рым качествам, по достоинству».

Для сельского товаропроиз­водителя самые «добрые» качес­тва - это высокая эффективность в ее экономической, социальной и экологической составляющих, соответственно высокая конку­рентоспособность на агропродовольственном рынке, включая внешний, мировой. Но если крупное хозяйство отрасли по его количественным признакам (земельная площадь, объемы производства, товарность, круп­номасштабные машинные тех­нологии и т.д.) имеет такой пере­вес, но не демонстрирует высо­кую эффективность, другие луч­шие качества и достоинства, не сохраняет, а загрязняет окружа­ющую среду, не оптимизирует по размерам землевладения для данной специализации, то гово­рить о его преимуществах только потому, что оно крупное, нельзя. По крайней мере, нужна оговор­ка, что сравнение со средним или мелким хозяйством по кон­кретным показателям делается при прочих равных (или нерав­ных) условиях, имея в виду, что исторически мелкое частное про­изводство неизменно демонстри­ровало устойчивость, экономич­ное хозяйствование, рациональное природопользование

В методологическом плане и непосредственно для хозяйст­венной практики принципиаль­ное значение в связи с этим име­ет само соотношение понятий преимуществ и устойчивости, которая, по определению В.Да­ля, выражается в стойкости, про­чности, твердости, «нешаткости» и является фактически сино­нимом понятия стабильности развития.

Принципиальное значение имеет дос­тигнутое состояние устойчивости. С позиций классического опреде­ления этого понятия признак устойчивости «приписывался» как раз мелкому, индивидуаль­ному, семейному крестьянскому хозяйству. При бесспорности, до­казательности преимуществ круп­ного производства (оптимально­го по размерам, особенно земле­пользования и землевладения) следует особо подчеркнуть, что именно в мелком, прежде всего в частном, хозяйстве органичес­ки сочетается активная, творчес­кая жизнедеятельность в тесной гармонии с природой. А это в со­вокупности является важней­шим признаком преимуществ, то есть «добрых» качеств и досто­инств данной формы хозяйства. Это доказано многолетней исто­рической практикой «культур­ных» семейных крестьянских хо­зяйств, а также более мелкой их современной формы сельских подворий, так называемых хо­зяйств населения, составляющих особый обособленный уклад в социальной структуре аграрного сектора приусадебных семейных хозяйств (ПСХ).

По поводу мелкого производ­ства, особенно приусадебного семейного, приверженцами яко­бы бесспорного приоритета и аб­солютных преимуществ крупно­го, в том числе и особенно кол­лективного, производства вы­двинут целый арсенал «нелице­приятных» оценок и обобщений: тяжелый, чуть ли не рабский труд, примитивная техника и тех­нология, незащищенность от внешних факторов и условий, недопотребление и т.д. При этом забывают, что это труд добро­вольный, созидательный, бази­рующийся на высокой личной заинтересованности и социаль­ной активности, удовлетворенности этим трудом.

Рассматривая преимущества крупного (по социальному стату­су, прежде всего, частного) про­изводства, нельзя исключать и для него признаков устойчивос­ти, определяющим критерием которой является высокая эффек­тивность, следовательно, прочное финансово-экономическое состо­яние, социальное положение занятых.

В ряде крупных животноводческих хозяйств, осо­бенно свиноводческих комплек­сах и фермах многоотраслевых сельхозорганизации, динамичное развитие животноводства и эко­номики хозяйства в целом не со­четается с устойчивостью приро­допользования, с экологическим благополучием, сопровождается загрязнением окружающей среды отходами отрасли. Лучше с эко­логическим состоянием обстоит дело в растениеводстве, что во многом объясняется противоре­чащим задачам интенсификации сокращением внесения необхо­димых для ее повышения минеральных удобрений, средств хи­мической защиты, хотя и в этих хозяйствах вред экологии нано­сится и химизацией, и мелиора­цией, и сливом в почву отрабо­тавших масел, и разрушением структуры почвы тяжелыми ма­шинами и другими негативными проявлениями в природопользо­вании. Здесь бесспорные преи­мущества, во всяком случае в ны­нешней российской практике, за мелким производством (хозяйст­вами населения и крестьянскими (фермерскими) хозяйствами).

Таким образом, опираясь на факты, можно признать, что пре­имуществами и устойчивостью обладают как крупные, так и мел­кие хозяйства (и все промежу­точные между ними).За счет ка­ких факторов достигаются эти «добрые» качественные состоя­ния? И в тех и в других бесспорна роль всех трех составляющих тео­рии факторов производства: тру­да, земли и капитала. Но совре­менная экономическая наука к традиционной схеме добавляет четвертый важнейший приори­тетный и ресурсосберегающий фактор - предпринимательскую способность всех хозяйствующих субъектов агробизнеса независи­мо от их социального статуса и размеров производства.

По своей природе, функциям бизнес (то есть рыночное пред­принимательство), являющийся источником роста материального благосостояния, присущ любому, даже самому мелкому потреби­тельскому хозяйству. Все дело в стремлении, желании, способнос­ти к предпринимательству, тем бо­лее рыночному. В большей мере ими обладали и обладают «культурные» хозяева и хозяйства.

Относительно стабильными и эффективными являются разра­ботки по оптимальным размерам сельскохозяйственных предпри­ятий, осуществляемые в более или менее стабильных полити­ческих и социально-экономичес­ких условиях, при высоком тех­ническом и технологическом уровне производства. Хотя в раз­витых странах средние размеры ферм имеют огромные различия, внутристрановые оптимумы, сло­жившиеся к началу XXI в. с теми или иными коррективами, со­хранятся, по меньшей мере, на ближайшую перспективу.

3. Государственное регулирование аграрного сектора экономики

Минсельхозом России совмес­тно с другими министерствами и ведомствами, органами исполни­тельной власти субъектов Федера­ции осуществлены достаточно мас­штабные меры по стабилизации аг­ропромышленного производства. Основные функции по планирова­нию и прогнозированию эффек­тивной работы АПК должны быть возложены на регионы. Такая ра­бота уже проводится и дает поло­жительные результаты.

Сельскохозяйственным товаропроизводителям предоставлены существенные льго­ты в налогообложении; установле­ны льготные тарифы на электро­энергию, используемую на произ­водственные нужды. Осуществляют­ся процессы реструктуризации и углубления специализации в агро­промышленном комплексе, дикту­емые конъюнктурным спросом на продовольственном рынке. Сельхозтоваропроизводители все лучше адаптируются к рыночным услови­ям хозяйствования.

Совместно с зарубежными фирмами создаются современные производства, все большее разви­тие получают кооперация и агро­промышленная интеграция сельс­кого хозяйства и перерабатываю­щей промышленности, обслужива­ющих отраслей, торговых и бан­ковских организаций. Развиваются интегрированные структуры на базе птицефабрик, животновод­ческих комплексов и зерновых хо­зяйств. Организуются совместные коммерческие структуры (пред­приятия сельского хозяйства и пе­рерабатывающей промышленнос­ти) в виде продуктовых холдингов.

Одним из направлений государ­ственной поддержки аграрного сектора является лизинг. Однако в связи с большой задолженностью хозяйств за поставленную ранее технику формирование федераль­ного лизингового фонда осложни­лось. В целях совершенствования лизинговой деятельности в АПК предусмотрено усилить роль госу­дарства в обеспечении эффективного использования средств бюджета.

Государственная поддержка и защита отечественных сельхозтоваропроизводителей определяют не­обходимость регулирования ставок ввозных таможенных пошлин, ус­тановления продовольственных квот. Введение компенсационных тамо­женных сборов на отдельные про­довольственные товары и одновре­менное снижение таможенных ста­вок на импорт прогрессивных тех­нологий, новой техники и обору­дования предусмотрены в федераль­ных законах «О государственном регулировании агропромышленно­го производства» и «О мерах по за­щите экономических интересов Рос­сийской Федерации при осуществ­лении внешней торговли товарами». Большие резервы для развития производства, снижения издержек и увеличения доходов имеются и у самих товаропроизводителей. Перс­пективно, например, создание раз­личных интеграционных структур, начиная с простых форм объедине­ния предприятий и организаций до формирования холдингов, финан­сово-промышленных групп. В после­днее время получает распростране­ние интеграция производителей жи­вотноводческой продукции с пере­рабатывающими, комбикормовыми предприятиями, организациями сервисного обслуживания, торговыми и финансовыми структурами.

В целях государственной под­держки товаропроизводителей АПК необходимо реализовать пре­дусмотренные Федеральным зако­ном «О государственном регули­ровании агропромышленного производства» положения, касаю­щиеся аграрного рынка. В комплек­се мер воздействия на него важная роль отводится закупочным и товарным интервенциям.

Важный фактор устойчивости сельского хозяйства - страхование урожая. Из-за отсутствия эффек­тивной системы страхования и недостатка у сельхозпроизводите­лей страховых резервов их просро­ченная кредиторская задолжен­ность возрастает ежегодно в сред­нем на 4 млрд руб. В неурожайные годы возникают трудности с воз­вратом полученных кредитов. Здесь существенную роль могут сыграть региональные и федеральные от­раслевые союзы, ассоциации и другие формирования. Они вполне могут стать основными защитни­ками интересов крестьян и парт­нерами государства в развитии АПК.

Аграрный сектор экономики должен остаться в поле деятельно­сти государственных рычагов и стимулов рынка.

Глава 2. Аграрная Адыгея: перспективы развития.

2.1. Адыгея - аграрный регион России.

Географическое расположение Республики Адыгея, его природно-ресурсный потенциал в большей мере обеспечивает благоприятные условия для развития сельского хозяйства. Её умеренно-теплый и мягкий климат, богатый фонд плодородных земель сельскохозяйственного назначения (44,2%), водные и лесные ресурсы способствуют развитию агропромышленного комплекса (АПК) на территории республики.

Следовательно, Республику Адыгея как аграрного региона России характеризуют следующие особенности:

1) высокий удельный вес сельского населения (47,4%);

2) относительно крупные по числу жителей сельские поселения;

3) исторически сложившаяся практика сочетания сельскохозяйственного труда с другими видами деятельности;

4) наличие в хозяйственном комплексе республики видов деятельности, ориентированных на использование трудовых ресурсов, рассредоточенных по территории сельских поселений.

Сельское хозяйство является одной из крупнейших сфер экономики республики, на долю которой приходится производство 14% ВВП, доля занятых - 4,6% от общей численности занятых в экономике. Общее количество земель, используемых землепользователями, занимающимися сельскохозяйственным производством, на 1 января 2008 года составляет 362,8 тысячи гектаров, что составляет 46,6% от общей территории республики, при этом

- 72% приходится на пашню (261,5 тысячи гектаров),

- 25,8% - на кормовые угодья (93,6 тысячи гектаров),

-  2,2% относятся к прочим сельхозугодиям.

Таблица земель сельскохозяйственного назначения по районам на 2009 г.

Основными направлениями производственной специализации в сельском хозяйстве являются растениеводство и животноводство. Общий объем продукции хозяйств всех категорий по итогам 2007 года в действующих ценах составил 7 911,5 миллиона рублей, в том числе:

- растениеводства - 64,5% (5102,9 миллиона рублей);

- животноводства - 35,5% (2808,6 миллиона рублей).

В разрезе категорий хозяйств наибольшая доля приходится на личные подсобные хозяйства - 52,1%, доля сельскохозяйственных организаций составляет 26%, крестьянские (фермерские) хозяйства - 21,9%.

Индекс производства продукции сельского хозяйства Республики Адыгея за последние 2-3 года незначительно превышает показатели по ЮФО и Российской Федерации. В частности, в 2005 году превышение составило 12% по сравнению с ЮФО и 13,8% по сравнению с Российской Федерацией, в 2006 году этот показатель превышал на 8,9% ЮФО и 7,6% показатель по Российской Федерации, в 2007 году данный показатель превышает ЮФО оценочно на 6,1%.

Доля сельхозпредприятий в общем количестве предприятий и организаций республики на 1 января 2008 года составляет 13,4% (998 единиц), что является третьим по величине показателем после торговли (1818 организаций, или 24,3% от общего количества) и промышленности (1014 предприятий, или 13,6%). Основная доля приходится на частную собственность (91%), доля государственных и муниципальных предприятий составляет 5,1%.

Количество крупных и средних сельскохозяйственных предприятий за последние 4 года сократилось на 18%, при этом количество крестьянских (фермерских) хозяйств за аналогичный период выросло на 5,5%. В то же время объем выпускаемой продукции сельского хозяйства всеми сельхозпроизводителями вырос на 166,7% (с 4745,4 миллиона рублей в 2005 году до 7911,5 миллиона рублей в 2007 году). Сальдированный финансовый результат по итогам 2007 года составил 198,6 миллиона рублей, доля убыточных предприятий по сравнению с 2006 годом сократилась на 28% и составила 33,3%, рентабельность продукции выросла на 94%.

Структурный состав АПК Адыгеи выглядит следующим образом:

- предприятия, осуществляющие выпуск сельскохозяйственной продукции (ЗАО "Колхоз Ленина" Красногвардейского района, ПК "Крестьянское хозяйство "Ника" Майкопского района, СПА "Животновод" Шовгеновского района, ЗАО "Радуга" Майкопского района и другие);

- предприятия пищевой промышленности (ОАО "Птицекомбинат "Майкопский", ОАО "Молзавод "Гиагинский", ООО "Адыгейский комбикормовый завод", ОАО "Гиагинский КХП", ЗАО "САНЭ", ПТПО "Хлебокомбинат "Тульский", ЗАО "Молкомбинат "Адыгейский" и пр.);

- учебные учреждения, осуществляющие подготовку и повышение квалификации кадров для предприятий агропромышленного сектора (Адыгейский государственный университет, Майкопский государственный технологический университет, ГОУ профессиональные училища N 1, 2, 4, 7);

- смежные и обслуживающие предприятия по видам экономической деятельности "Производство и распределение электроэнергии, газа и воды", "Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг", "Транспорт"».

2.2. Государственная политика в области развития сельского хозяйства в Адыгее.

Развитие сельского хозяйства в Республике Адыгея рассматривается руководством республики как приоритетное направление социально-экономического развития региона. В настоящее время в Адыгее реализуются такие федеральные целевые программы (ФЦП), как

-  ФЦП "Юг России (2008-2012 годы)", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 января 2008 года N 10 "О федеральной целевой программе "Юг России (2008-2012 годы)" (с последующими изменениями);

-   ФЦП "Социальное развитие села до 2012 года", утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 3 декабря 2002 года N 858 "О федеральной целевой программе "Социальное развитие села до 2012 года" (с последующими изменениями);

- ФЦП «Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006 - 2010 годы», утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 22 февраля 2006 года.

В целях реализации Федерального закона «О развитии сельского хозяйства», в Адыгее действует Государственная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, утвержденная постановлением Правительства Российской Федерации от 14 июля 2007 г. № 446. Целями Государственной программы являются

-  устойчивое развитие сельских территорий, повышение занятости и уровня жизни сельского населения,

- повышение конкурентоспособности российской сельскохозяйственной продукции на основе  российской сельскохозяйственной продукции на основе финансовой устойчивости и модернизации сельского хозяйства,  а также на основе ускоренного развития приоритетных подотраслей сельского хозяйства,

-  сохранение и воспроизводство используемых в сельскохозяйственном производстве земельных и других природных ресурсов.

Ожидается, что посредством реализации Государственной программы в России

-    улучшатся жилищные условия в сельской местности (увеличатся ввод и приобретение жилья в 3,7 раза по отношению к 2006 г.),

-    повысятся обеспеченность сельского населения питьевой водой до 66% и уровень газификации домов природным газом - до 60%,

-   увеличится объем производства продукции сельского хозяйства на 24,1% по отношению к 2006 г.,

- будут привлекаться инвестиции в основной капитал сельского хозяйства за 2008-20012 гг. в размере 946,8 млрд руб.,

-   доля российских продовольственных товаров в розничной торговле продовольственными товарами будет доведена до 70%.

В рамках реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы между Кабинетом Министров Республики Адыгея и Министерством сельского хозяйства Российской Федерации заключено Соглашение от 15 февраля 2008 года № 83/17, которым утверждены целевые индикаторы реализации мероприятий Государственной программы. В соответствии с пунктом 2.2 указанного Соглашения распоряжением Президента Республики Адыгея от 7 мая 2009 года № 51-рп утвержден сетевой график реализации Государственной программы в 2009 году.

Финансирование АПК Республики Адыгея.

В 2009 году руководство Адыгеи направило 311,3 млн рублей на поддержку агропромышленного комплекса региона для субсидирования части затрат на уплату процентов по кредитам сельхозтоваропроизводителям.

По данным Министерства сельского хозяйства республики, на государственную поддержку сельскохозяйственным товаропроизводителям, предприятиям и организациям АПК республики Адыгея из федерального бюджета в текущем году выделены средства в сумме 230,4 млн рублей. Средства направлены на поддержку племенного животноводства, элитного семеноводства, производства конопли, закладки и ухода за многолетними насаждениями, компенсации части затрат на приобретение средств химизации, компенсации части затрат по уплате процентов за полученные кредиты, на комбикорма, на социальное развитие села. Кроме того, в текущем году направлено 94,9 млн. рублей средств республиканского бюджета на поддержку агропромышленного комплекса. В целях стимулирования развития перерабатывающей отрасли предусмотрена государственная поддержка организаций агропромышленного комплекса в виде субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам и займам, направленным на закупку сырья для первичной и промышленной переработки.

Из-за следствий мирового финансового кризиса в республике наблюдается

снижение доступности кредитных ресурсов,

увеличение процентных ставок по кредитам.

Это не может не оказать влияние на работу сельскохозяйственных предприятий республики, так как они активно используют кредитование в своей деятельности. Во избежание застоя, Правительство Российской Федерации предпринимает меры для обеспечения кредитования сельского хозяйства необходимыми финансовыми средствами.

Федеральная программа развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы и аналогичная республиканская программа позволяют сельхозпредприятиям получать возмещение основной части процентной ставки по их кредитам за счет федеральных и республиканских бюджетных средств.

Однако, несмотря на это, сельхозтоваропроизводитель остается незащищенным от диспаритета цен и нестабильности рынка продовольствия.

В октябре 2009 г. в Министерстве сельского хозяйства проведено координационное совещание по вопросу «О совместных действиях органов исполнительной власти Республики Адыгея и Федеральных органов исполнительной власти на территории Республики Адыгея по усилению налоговой дисциплины в Республике Адыгея, обеспечению государственного учета сельскохозяйственных предприятий, организаций, плательщиков земельного налога в целях обеспечения поступлений налога на землю и других обязательных платежей в республиканский и местный бюджеты и развитию налоговой базы в Республике Адыгея на 2010г.» с участием представителей Управления Федеральной налоговой службы по Республике Адыгея, Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея, Управлений сельского хозяйства муниципальных образований Республики Адыгея, Адыгейского межрайонного отдела ветеринарного и фитосанитарного надзора Управления Россельхознадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея, Комитета Республики Адыгея по имущественным отношениям, Управления Федеральной регистрационной службы по республике Адыгея, Управления Федерального агентства кадастра объектов недвижимости по Республике Адыгея.

В целом, если анализировать государственную политику в области сельского хозяйства, Адыгеей выполнены в части развития агропромышленного комплекса все целевые показатели, сформулированные Министерством сельского хозяйства РФ в рамках Госпрограммы:

производство зерна сохранено на уровне показателей 2008 года.

производство продукции животноводства увеличено: мяса - на 17,8 процентов, молока - на 0,9, яиц - на 16,6 процентов.

На сегодняшний день Адыгея занимает второе место в РФ после Белгородской области по производству мяса птицы на душу населения. За два последних месяца 2009 года в республику завезено 1320 голов племенного скота. Для его выращивания и реализации в Адыгее будут созданы специализированные фермы. Снизить цены на мясо в республике позволит реализация продукции населению без посредников. А именно, в этом году все бойни, действующие на территории Адыгеи, создадут свои фирменные магазины, предлагающие продукцию без торговой надбавки. Для поддержки местных товаропроизводителей, сдающих молоко на переработку предприятиям, республика перейдет на сезонную субсидию молока.

В целом объем производства продукции сельского хозяйства в 2009 году составил 9,9 млрд. рублей. Темпы роста выше среднероссийского показателя и составляют 6,7 процентов к уровню 2008 года. За 2009 год Адыгея произвела порядка 39 тонн мяса, в том числе 28 тысяч тонн - мяса птицы.

Согласно официальному сайту Президента Республики Адыгея и официальному отчету Кабинета министров РА о статусе реализации Государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, по итогам 2009 года, выполнены все мероприятия сетевого графика реализации Государственной программы в 2009 году, а именно:

2.3. Агропромышленные проекты в Адыгее.

В регионе ведется активная работа по созданию благоприятных условий для привлечения крупных капиталовложений. Появился целый ряд инвестиционных проектов, многие из которых либо реализуются, либо находятся в стадии завершения. 

В конце 2009 года Правительство Адыгеи направило в Минсельхоз Российской Федерации на рассмотрение 5 инвестпроектов в сфере АПК общей стоимостью 2,8 млрд рублей. На территории республики предлагается реализовать проекты закладки садов по интенсивной технологии, реконструкции 6 корпусов по выращиванию и содержанию поголовья свиней, строительство 2 свинокомплексов на 1260 и 2500 продуктивных свиноматок, а также строительство комплекса приемки, послеуборочной обработки, хранения и глубокой переработки риса. Предполагается, что Минсельхоз России рассмотрит инвестпроекты и подготовить предложения о реализации для Правительства Российской Федерации /по материалам пресс-службы Президента Республики Адыгея.

К наиболее важным инвестпроектам в республике относятся:

- строительство рисозавода в Адыгейске, осенью 2009 года завершилось возведение элеваторного комплекса мощностью 60 тысяч тонн зерна,

- на стадии завершения животноводческий комплекс «Адыгейский», куда в 2009 году были завезены 2000 племенных свинок, - это мощный холдинг, который, как планируется, будет не только выращивать свиной молодняк, но и производить в завершенном цикле готовую мясную продукцию,

- строится еще один свинокомплекс в Кошехабльском районе на базе крестьянского хозяйства «Машуков», планируется ввести его в строй до конца 2009 года.

На VIII Международном инвестиционном форуме «Сочи-2009», руководством Адыгеи представлен проект строительства агропарка «Южный» в Теучежском районе. Общий объем инвестиций, который власти Адыгеи рассчитывают привлечь, 10 млрд рублей. Агропарк планируется построить на участке площадью 100 га. В его состав войдут логистический комплекс площадью 30 тыс. кв. метров и агрокомплекс по производству, переработке, хранению и сбыту сельскохозяйственной продукции общей площадью 170 тыс. кв. метров.

Подписано соглашение о строительстве тепличного комплекса «Велес» в Красногвардейском районе.

Крупные проекты АПК Адыгеи, заявленные в СМИ:

"Васюринский мясоперерабатывающий комбинат" (МПК) приобрел у пайщиков артели "Нива" (Майкопский район Республики Адыгея) 15 корпусов (разбиты на три фермы) для содержания коров и взял в долгосрочную аренду 5 тыс. га сельхозугодий. Два хозяйства будут заниматься разведением крупного рогатого скота мясной породы, третье - молочной породой. На фермах будут построены 13 новых корпусов для содержания коров. На молочной ферме также планируется строительство доильного зала. Часть арендуемых площадей будет отдана под выращивание зерновых, для их обработки уже закуплены 15 единиц сельхозтехники Caterpillar и John Deer. Урожай будет частично продаваться, частично перерабатываться в комбикорм - в планы инвестора входит строительство в Майкопском районе комбикормового завода. Размер маточного стада на мясных фермах будет доведен как минимум до 1,5 тыс. голов, планируется получать 4,3-5,4 тыс. тонн молока и около 1,2 тыс. тонн мяса в год, а молоко будет продаваться молочным комбинатам Адыгеи. По оценкам представителей Минсельхоза республики и департамента сельского хозяйства края, затраты на такое поголовье составят порядка 150 млн рублей, на сельхозтехнику - 40 млн рублей, на строительство коровников - несколько десятков миллионов. На втором этапе "Васюринский" планирует построить в Майкопском районе мясокомбинат мощностью переработки 6 тыс. тонн в год и молочный завод. Правда, эти проекты целиком зависят от возможности привлечения кредитных ресурсов.

ЗАО «Агропромышленный комплекс «Еленовское» планирует инвестировать 670 млн рублей в строительство в Адыгее свинокомплекса на 25 тысяч голов будет построен на территории поселка Саратовский в Красногвардейском районе республики, говорится в сообщении. Ввод комплекса в эксплуатацию намечен на 2010 год.

Группа агропредприятий «Ресурс» заключила пятилетний сервисный контракт с голландской фирмой «Мein» по производству оборудования для переработки мяса птицы на сумму более 1,5 млн. долларов, согласно которому, наряду с техническим обслуживанием, технологической поддержкой и поставкой запчастей, предусматривается осуществление программы обучения специалистов всех уровней от высшего руководства комбината до мастеров и операторов ключевого оборудования, что знаменует достаточно серьезный технологический перелом в развитии отрасли: то есть ориентацию на долгосрочное инновационное развитие. В рамках долгосрочного партнерства с французской консалтинговой компанией «ALM Eastern Europe Consulting» в ближайшее время «Ресурс» намерен подписать еще один договор, предусматривающий обучение специалистов и стажировки на передовых птицеперерабатывающих предприятиях Евросоюза - во Франции, Бельгии и, возможно, в Голландии.

2.4. Перспективы развития АПК республики.

В «Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года» - как основополагающем документе, определяющем направления и механизмы перехода республики к устойчивому социально-экономическому развитию, предполагающему сочетание динамичного экономического роста с гармоничным развитием социальной сферы, эффективным и бережным использованием уникального природно-ресурсного потенциала региона, выделяются следующие приоритетные направления развития сельских территорий:

1) создание в сельском хозяйстве равных с другими отраслями экономики условий получения денежных доходов;

2) усиление "сельской направленности" национальных программ образования, здравоохранения и прочих социальных услуг;

3) освобождение сельскохозяйственных предприятий малых форм от бремени затрат на социальную и инженерную инфраструктуру;

4) обеспечение ускоренного социального развития сельских поселений;

5) осуществление мероприятий по государственной поддержке решения проблем газификации, дорожного строительства, жилья на селе;

6) создание условий по притоку финансовых услуг в сельскую местность;

7) поддержка "семейного подворья".

Согласно SWOT-анализу Республики Адыгея, представленному в Стратегии, оценивая перспективы развития сельского хозяйства, республике характерны

- сильные стороны:

-  благоприятные почвенно-климатические условия,

-    развитая транспортная инфраструктура,

-   высокая доля трудоспособного населения,

- обеспеченность относительно недорогой квалифицированной рабочей силой,

 - наличие инфраструктуры поддержки предпринимательства (17 кредитных кооперативов, из них 15 - сельскохозяйственных),

-  реализация Республиканской программы развития субъектов малого и среднего предпринимательства на 2009 - 2011 годы;

- слабые стороны:

- высокий уровень безработицы,

- высокая дифференциация оплаты труда по видам экономической деятельности,

- низкий уровень самообеспечения электроэнергией (16,1%),

- недостаток современных мощностей по переработке сельскохозяйственного сырья,

- низкий уровень финансового обеспечения деятельности предприятий, в частности сельхозпроизводителей,

- нерациональное использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов,

- низкая доля добавленной  стоимости в продукции, вывозимой за пределы Республики Адыгея, преимущественно сырьевая ориентация экономики,

- низкий технический уровень базовых секторов экономики (АПК),

- недостаточное природное увлажнение почв,

- высокий уровень влияния посредников на рынке сельскохозяйственной продукции, что снижает доходность производителей и формирует высокие цены для потребителей,

-  слабое развитие инфраструктуры АПК, что приводит к большим потерям сельхозпродукции,

- доля привлеченных внебюджетных источников финансирования в регионе ниже среднероссийских показателей, что является индикатором слабой инвестиционной привлекательности Республики Адыгея;

- возможности:

-  развитие социально-экономического положения Республики Адыгея за счет включения в различные национальные проекты и федеральные целевые программы,

- рост инвестиций в экономику Республики Адыгея за счет повышения инвестиционной привлекательности,

- увеличение производства продукции АПК за счет роста спроса на экологически чистые продукты на основе внедрения технологий производства экологически чистой продукции,

- расширения рынков сбыта продукции за счет увеличения доли присутствия в экономически развитых регионах,

-  снижение энергозависимости за счет строительства новых ГЭС и ТЭЦ, электростанций, работающих на альтернативных источниках энергии, реконструкции действующих объектов и перехода на энергосберегающие технологии,

-  использование национальных брендов продукции и товаров для развития перерабатывающей промышленности,

- ужесточение природоохранных требований и нормативов, повышение эффективности контроля за их соблюдением;

- угрозы:

- снижение численности населения на 8,3% к 2025 году (в том числе в трудоспособном возрасте на 16%),

- рост уровня безработицы из-за увеличения доли убыточных предприятий,

-  исчезновение лесов (или нарушение экологического баланса) из-за несоответствия материалов лесоустройства текущему состоянию лесов,

- загрязнение и истощение почв в результате нерационального природопользования в АПК,

- дефицит воды, отвечающей стандартам качества и санитарной безопасности, в результате сброса неочищенных сточных вод в водные объекты и на рельеф местности,

-  высокая степень зависимости от внешних поставщиков энергоресурсов,

-  дефицит квалифицированных кадров сельскохозяйственных профессий, вызванный отставанием уровня и качества жизни в сельской местности,

-  опасность закрепления роли республики как поставщика сырья для производства стройматериалов и продукции АПК,

-  возможная экономическая «изоляция» республики.

В Стратегии в ходе SWOT-анализа были рассмотрены четыре сочетания групп факторов, из которых следующие призваны раскрыть перспективы развития сельского хозяйства в республике до 2025 года:

1. Ключевые факторы успеха, обусловленные реализацией возможностей и сильных сторон:

- высокий уровень развития предприятий основных отраслей (сельское хозяйство, пищевая промышленность, добыча нерудных полезных ископаемых, промышленность строительных материалов, машиностроение, туризм) на основе использования благоприятных природно-климатических условий, разведанных полезных ископаемых и применения кластерных технологий,

- создание условий для развития инновационных и наукоемких отраслей промышленности, сельского хозяйства и услуг на основе использования научного потенциала высших учебных заведений.

2. Нейтрализация слабых сторон за счет возможностей:

- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума может быть сокращена за счет снижения уровня безработицы, повышения заработной платы, увеличения возможностей федеральной и региональной власти по выплате пенсий, пособий,

- повышение уровня занятости и увеличение денежных доходов населения возможно за счет увеличения в структуре экономики доли отраслей с высокой добавленной стоимостью (в первую очередь, трудоемкого сектора услуг), роста производительности труда в отраслях материального производства,

- формирование положительного инвестиционного климата и привлечение инвестиций для модернизации действующих предприятий и строительства новых объектов в экономике республики в целях повышения их конкурентоспособности, создания дополнительных рабочих мест, увеличения доходов населения и увеличения налоговых отчислений в бюджеты всех уровней,

- расширение использования современных финансовых инструментов в целях финансирования и страхования деятельности предприятий основных отраслей и секторов экономики, в том числе сельского хозяйства и малого бизнеса, а также улучшения покупательской способности населения за счет расширения потребительского кредитования,

3. Нейтрализация возможных угроз за счет сильных сторон:

- сокращение численности населения за счет естественного отрицательного прироста возможно компенсировать путем привлечения мигрантов в республику, путем создания дополнительных рабочих мест и формирования среды обитания с высокими социальными стандартами,

- сохранение экологического баланса в связи с расширением добычи полезных ископаемых, производства и оказания услуг возможно при использовании инновационных природосберегающих технологий.

4. Ограничения стратегического развития:

- несоответствие формируемого образовательными учреждениями предложения на рынке труда спросу со стороны реального сектора.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Адыгея до 2025 года, объем производства сельского хозяйства Республики Адыгея к 2025 году при различных сценарных условиях составит:

- 9 605,2 миллиона рублей при инерционном варианте (рост 58%);

- 12 048,7 миллиона рублей при оптимистическом варианте (рост в 1,98 раза);

- 14 558,3 миллиона рублей при инновационном варианте (рост в 2,4 раза).

Факторами, сдерживающими развитие сельского хозяйства и доминирующими в инерционном варианте, являются

- невысокий уровень энерговооруженности и химизации,

-  недостаточный уровень агротехнической культуры,

- рост цен на материально-технические ресурсы,

- неразвитость инфраструктуры внутреннего рынка, наличие проблем, связанных с обеспечением эффективного использования земель сельскохозяйственного назначения и упорядочением земельных отношений.

В инновационном варианте предусматривается ускорение интенсификации производства сельскохозяйственной продукции в результате реализации в полном объеме мер, определенных Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008 - 2012 годы. Главными составляющими высокого индекса продуктивности территории республики будут выступать высокоплодородные почвы и уникальные агроклиматические ресурсы, позволяющие возделывать широкий спектр земледельческих культур.

Основной стратегической задачей дальнейшего развития АПК республики, как отмечается в документе, является повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции, развитие смежных отраслей производства, обеспечение продуктами питания туристического сектора.

В связи с этим для достижения поставленной задачи планируется реализация следующих мероприятий:

- в части повышения производительности труда и качества выпускаемой продукции:

- повышение качества и объемов выпускаемой продукции с одновременным снижением затрат на ее производство за счет реконструкции и модернизации существующих предприятий;

- внедрение в производство новых перспективных научно-технических и технологических разработок;

- расширение рынков сбыта продукции, выход продукции на межрегиональные и международные рынки, для чего необходимо внедрение международных стандартов качества продукции;

 - в части расширения производства:

- строительство новых мощностей по переработке продукции сельскохозяйственного назначения;

- развитие системы кредитования предприятий сельхозиндустрии.

Так, среди перспектив развития перерабатывающей отрасли можно выделить

- восстановление собственной переработки пшеницы на муку, так как мощности действующих мельниц не могут в полной мере обеспечить потребности республиканских хлебопекарных предприятий по объемам производства и качеству вырабатываемой муки;

- развитие мясоперерабатывающей отрасли, в связи с чем, на сегодняшний день наиболее актуальным является строительство убойных цехов с последующей переработкой,что обеспечит, с одной стороны, сбыт продукции животноводства, с другой - расширит ассортимент мясопродуктов собственного производства.

 - в части проведения инвестиционной политики:

- интеграция региона в межрегиональное и международное сотрудничество;

- реализация мер по развитию бизнес-инфраструктуры и логистики;

- развитие механизмов государственно-частного партнерства через создание венчурных фондов, бизнес-инкубаторов.

Для развития АПК в регионе планируется реализовать ряд программ и проектов:

1) расширение прудного хозяйства для выращивания осетровых пород рыб на МУП "Живая рыба" (стоимость проекта 1,25 миллиона евро);

2) строительство тепличного комплекса по выращиванию ранних овощей (стоимость проекта 11,7 миллиона евро);

3) строительство свинокомплекса в селе Сергиевском (стоимость 3,37 миллиона евро);

4) реализация комплекса мер по развитию животноводства в КФХ "Магомед" (стоимость проекта 0,57 миллиона евро);

5) реконструкция свиноводческого комплекса "Кошехабльский" в селе Вольном (стоимость проекта 57,14 миллиона евро);

6) строительство корпусов откормочного комплекса крупного рогатого скота в поселке Красная Улька Майкопского района (стоимость проекта 10,47 миллиона евро).

Заключение.

Если давать объективную оценку потенциалу АПК Республики Адыгея, то следует отметить, что он в достаточной мере высокий, несмотря на угрозы и слабости, которые могут потенциально тормозить развитие сельского хозяйства в республике. Однако АПК современной Адыгеи не достигает уровня аграрного сектора советского периода. В советское время в каждом районе Адыгейской автономной области были сельскохозяйственные перерабатывающие заводы, трудовые ресурсы специалисты АПК в достаточном количестве. А главное была эффективная интеграция районных хозяйств, и не было проблем с землей сельскохозяйственного назначения. Кроме того, выделялись средства на социальное развитие села.

На сегодняшний день, несмотря на Государственную программу развития сельского хозяйства, ряд Федеральных целевых программ и существенную государственную поддержку сельхозтоваропроизводителей, не все проблемы села в Адыгее решены.

Во-первых, сельхозтоваропроизводитель остается незащищенным от диспаритета цен и нестабильности рынка продовольствия.

Во-вторых, в республике идет отток молодого сельского населения в города и сельскохозяйственные специальности не популярны среди сельской молодежи.

В-третьих, не все районы Адыгеи имеют газо- и водоснабжение, что осложняет там сельскохозяйственное производство.

В-четвертых, отсутствует эффективная защита земельных прав сельхозпроизводителей.

В-пятых, наблюдается сокращение земель категории сельскохозяйственного назначения, а также уменьшение площади сельскохозяйственных угодий, участвующих в сельскохозяйственном обороте за счет прекращения деятельности сельскохозяйственных организаций, перевода освободившихся земель в фонд перераспределения, перевода продуктивных земель в категорию земли промышленности и иного специального назначения или в категорию населенных пунктов.

 В современных условиях развитие сельского хозяйства в республике, как и в России в целом, не возможно без создания крестьянских (фермерских) хозяйств и малых сельхозпредприятий. Но для полноценного и эффективного функционирования фермерства необходимо кооперирование сельскохозяйственного производства на договорной или партнерской основе. Это связано с тем, что крестьянские (фермерские) хозяйства в ходе своей деятельности сталкиваются с рядом проблем, а именно:

- не сформирована до конца правовая основа для развития фермерства и сельскохозяйственного производства и кооперации;

- отсутствие значительных  материальных активов, которые можно было бы использовать в качестве залога, гарантирующего возврат кредитов;

- не развита сельская инфраструктура, и не достаточна материально-техническая база, трудности с приобретением технологий аграрного производства;

- отсутствие каналов получения рыночной информации, консультационных услуг правового, экономического и технологического характера;

- недостаток профессиональных трудовых ресурсов и возможностей повышения их квалификации;

- не налажена эффективная система сбыта сельскохозяйственной продукции фермеров;

- недостаток мощностей для хранения сельскохозяйственной продукции, её предпродажной подготовки, доработки, переработки и фасовки, как следствие: реализация по сильно заниженной цене.

Для решения этих проблем фермерским хозяйствам и малым сельскохозяйственным предприятиям следует кооперироваться, что позволит значительно увеличить материальные, технические и финансовые средства, оказывать взаимное содействие друг другу, увеличить объемы производства в тех или иных направлениях АПК, а также оказывать друг другу консультационные услуги, обмениваться опытом на безвозмездной основе и представлять общие интересы в органах государственной и муниципальной власти.

Список литературы.

1. «Земельный вопрос Республики Адыгея»/www.khashiraa.ru/

2. Буздалов, И. Крупные и мелкие хозяйства агробизнеса//Аграрная политика: проблемы и решения. Журнал АПК: экономика, управление. 2006.

3. Булатова А. С. «Экономика» - М: Экономист, 2003 г.

4. Грузинов В.П., Грибов В.Д. «Экономика предприятия» - М: Финансы и статистика, 1998 г.

5. Грязнова А.Г., Юрданова А. Ю. «Микроэкономика» - М: ИТД «КноРус», 2001 г

6. Меркушкин, Н.И. Агробизнес//Агрокредит. Финансовый журнал АПК. 2009

7. Ремезков, А. Государственное регулирование аграрного сектора экономики// Аграрная политика: проблемы и решения. Журнал АПК: экономика, управление. 2006.

Просмотров работы: 11