Методика тренировочного процесса юнных спортсменов-ориентировщиков - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Методика тренировочного процесса юнных спортсменов-ориентировщиков

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Общеизвестно, что в последние годы резко возрос интерес специалистов в области спортивного ориентирования к вопросам подготовки спортивного резерва. Спортивное ориентирование - это сложный взаимосвязанный комплекс, создавать и совершенствовать который необходимо с первых лет занятий данным видом спорта. Для эффективного управления многолетней подготовкой спортивного резерва в ориентировании чрезвычайно важна рациональная система применения тренировочных и соревновательных нагрузок. Под воздействием занятий ориентированием значительно развиваются объем и переключение внимания, наглядно-образная память.

Исследование проводилось в 2009/2010 учебном году, в котором принимали участие педагоги дополнительного образования Государственного Автономного Образовательного Учреждения Дополнительного Образования Детей Кемеровской Области «Областной центр детского и юношеского туризма и экскурсий». Они имеют разный стаж работы (от 1 года до 26 лет), категорию (от II до высшей категории), спортивный разряд (от кандидата в мастера спорта до мастера спорта). Педагогам дополнительного образования была предоставлена анкета, на вопросы которой они отвечали.

Большинство педагогов считают, что в подготовке юных спортсменов-ориентировщиков первое место должна занимать общая физическая подготовка (в среднем ее значение составляет 39% от всей подготовки, проводимой в годичном цикле тренировок). В дополнительной образовательной программе «Спортивное ориентирование» первое место также занимает общая физическая подготовка (120 часов в год). Мы полностью согласны с педагогами и программой, что больше часов нужно отводить на общую физическую подготовку, которая важна для юных ориентировщиков, так как основной ее целью является всестороннее развитие спортсмена. Средствами являются: кроссовый бег, гимнастика, упражнения на гибкость, координацию, спортивные и подвижные игры, плавание, лыжные гонки и др.

На второе место педагоги ставят техническую подготовку (в среднем 24%). В дополнительной образовательной программе техническая подготовка занимает третье место. (18 часов в год). Педагоги считают, что нужно больше времени работать с компасом и картой. Мы думаем, что техническая подготовка для юных спортсменов - не сильно важна, основное время нужно уделять физической подготовке спортсменов.

Третье место занимает специальная физическая подготовка (в среднем 22%), в программе специальная физическая подготовка занимает второе место (42 часа в год). Она направлена на совершенствование физических качеств (воспитание специальной и силовой выносливости, координационных способностей и др.) для юных спортсменов это необходимо.

Проведенный анализ тренировочных нагрузок позволил получить средние значения объемов основных средств тренировки у юных спортсменов - ориентировщиков за год. Для анализа основных тенденций в распределении нагрузки частные объемы основных тренировочных средств рассчитывались по месячным циклам в процентах к суммарному годовому объему, принятому за 100 %.

Мы выявили, что годичный цикл в спортивном ориентировании состоит из трех периодов: подготовительного, соревновательного и переходного. В подготовительном периоде основное место занимают специально-подготовительные упражнения (работа с картой), далее соревновательные упражнения и общеразвивающие упражнения. В соревновательном периоде основное время уделяется специально-подготовительным и общеразвивающим упражнениям. В переходном периоде - спортивные и подвижные игры, общеразвивающие упражнения.

При подведении итогов года, мы сравнили спортивные результаты, показанные на соревнованиях юными ориентировщиками, тренирующимися у разных тренеров. Более стабильно выступали спортсмены, тренирующиеся у тренера № 2, следовательно, его тренировочный план является более рациональным. Процентное соотношение видов подготовки юных спортсменов-ориентировщиков в данном плане должно быть таким:

Общая физическая подготовка - 35%                   Специальная физическая подготовка - 20%

Техническая подготовка - 35%                              Тактическая подготовка - 10%

Просмотров работы: 6