В настоящее время роль физического воспитания в образовательных учреждениях, и в первую очередь в школах, значительно возросла. Несмотря на постоянное повышение требований к учащимся, наблюдается традиционный, подчас научно необоснованный, подход к использованию средств и методов физического воспитания.
Цель исследования - доказать положительное влияние использования различных видов аэробики на уроках физической культуры на физическую подготовленность школьниц старших классов.
Учитывая тенденцию к уменьшению популярности уроков физической культуры в общеобразовательной школе, мы постарались вывить основные причины падения интереса к занятиям у старшеклассниц. На вопрос «Всегда ли Вы, с интересом и желанием посещаете уроки физической культуры?», 50% школьниц посещают урок физкультуры, на следующий вопрос «Нравятся ли Вам традиционные уроки в школе по физической культуре?», 70 % школьниц ответили, что не нравятся традиционный урок в школе по физкультуре. На следующий вопрос «На Ваш взгляд в вашей школе имеется хороший инвентарь для проведения уроков по физической культуре?» где 50% ответили, что не на достаточном уровне.
Разработанные комплексы (упражнений) аэробики использовались на уроках физической культуры в экспериментальной группе, которые были включены в подготовительную, заключительную и вторую половину основной части урока (первая половина основной части была посвящена изучению программного материала). Экспериментальные комплексы аэробики были составлены из упражнений, отобранных на основе результатов анализа научно-методической литературы, и наиболее полно, отвечающим возрастным особенностям школьниц. В комплексы базовой аэробики были включены шесть серий упражнений: упражнения стоя; беговая серия; упражнения стоя с большой амплитудой; танцевальная серия; упражнения в партер; стретчинг. А комплексы тай-бо состояли из четырёх серий: упражнения стоя; упражнения стоя с большой амплитудой; упражнения в партере; стретчинг. Комплексы чередовали через два урока. По данному комплексу экспериментальная группа занималась с октября 2009г по май 2010г. в течение 9 месяцев. А контрольная группа занималась по традиционной программе физического воспитания. Занятия обеих исследуемых групп проходили 2 раза в неделю по 45 минут в течение всего учебного года.
Вместе с тем, в рамках проведения констатирующего эксперимента нами были протестированы 18 школьниц в возрасте 15-16 лет с целью выявления их уровня физической подготовленности. Результаты определения исходного уровня физической подготовленности школьниц в возрасте 15 лет экспериментальной и контрольной группы практически не отличаются.
В результате осуществления второго этапа эксперимента произошли существенные изменения в экспериментальной группе, которая занималась по комплексам аэробики в течение учебного года, а в контрольной группе результаты отличаются не значительно от исходных данных. Сопоставление результатов тестирования экспериментальной группы по контрольным упражнениям (прыжок в длину с места) показатели выше, чем были. По второму тесту (бег 30м) также мы наблюдаем, что четыре школьницы показали лучшие результаты. По третьему тесту (наклон вперёд из положения стоя) практически у всех школьниц высокий прирост физической подготовленности. И по последнему четвёртому тесту (поднимание туловища на низкой перекладине) у шести школьниц наиболее высокие результаты.
Результаты итоговых данных уровня физической подготовленности школьниц в конце эксперимента контрольной группы, которые занимались по учебной программе физической культуры практически не изменились. Таким образом, в результате применения различных видов аэробики на уроках физической у всех школьниц экспериментальной группы наблюдается изменения в лучшую сторону по всем показателям физической подготовленности. А в контрольной группе, которая занимались по учебной программе, без внедрения комплексов аэробики результаты на среднем уровне и практически не изменились в ходе нашего эксперимента.
Использование различных видов аэробики в процессе учебных занятий в общеобразовательных школах можно считать наиболее эффективными для развития физически качеств у школьниц старших классов по сравнению с традиционными уроками физической культуры.