В сфере школьного образования имеет место проблема, обусловленная с одной стороны интенсификацией учебного процесса, влекущей за собой значительные отклонения в состоянии здоровья учащихся, с другой стороны - малой эффективностью уроков физической культуры, назначение которых заключается не только в приобретении учащимися знаний, умений и навыков по физической культуре, но и в развитии психофизиологических качеств учащихся. В связи с этим целью нашего исследования стало изучение воздействия акцентированного внимания на развитие координационных способностей на уроках физической культуры на умственную работоспособность младших школьников.
В исследовании участвовали 187 учащихся младших классов. Контрольную группу составили учащиеся общеобразовательной школы, где двигательный режим был традиционным и включал в себя 2 урока физкультуры в неделю. Экспериментальную группу составили учащиеся школы-интерната спортивного профиля (юные гимнасты) Двигательный режим здесь был с повышенной двигательной активностью и включал ежедневные тренировки 5 раз в неделю. У всех учащихся изучались показатели физической подготовленности, а также параметры умственной работоспособности в динамике учебного года.
Анализ полученных данных показал, что в начале учебного года исходные показатели физической подготовленности у детей изучаемых групп существенно не отличались. Исключение составили показатели скоростно-силовой выносливости, которые были выше у юных гимнастов, что можно объяснить проведением спортивного отбора для занятий спортивной гимнастикой, которого не проводится в общеобразовательной школе. Наиболее «отстающими» показателями физической подготовленности в обеих группах были показатели силы и гибкости. По показателям умственной работоспособности в начале года также не выявлено достоверных отличий между изучаемыми группами школьников.
В ходе педагогического эксперимента при проведении повторного тестирования были получены следующие результаты. В динамике учебного года значительные различия были выявлены в силовой выносливости, гибкости, скоростно-силовом проявлении у девочек, скоростной и силовой выносливости у мальчиков. Умеренные отличия имели место в статической выносливости и гибкости у мальчиков, в статической и скоростной выносливости у девочек. Наблюдается преимущество у мальчиков экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой по всем исследуемым показателям двигательных качеств. Таким образом, занятия спортивной гимнастикой положительно и эффективно воздействуют на развитие двигательных качеств у младших школьников. Результаты исследования умственной работоспособности были следующими. При повторном тестировании в обеих группах увеличилось число просмотренных знаков. Но прирост в экспериментальной группе был значительно выше, чем в контрольной. Соответственно в динамике учебного года произошло уменьшение количества сделанных ошибок. В экспериментальной группе этот показатель стал лучше, чем в контрольной. На основании полученных результатов можно заключить, что повышенная двигательная активность в младшем школьном возрасте более эффективно воздействует на развитие умственной работоспособности по сравнению с традиционной программой, которая ограничивается двумя уроками физической культуры в неделю.
Таким образом, полученные результаты подтверждают выдвинутую в начале исследования гипотезу о том, что повышенный объем двигательной активности с направленным развитием координационных способностей позволяет увеличить не только показатели двигательных качеств учащихся, но и повысить показатели умственной работоспособности младших школьников.