Несмотря на то, что средства и методы физического воспитания в детском оздоровительном лагере остаются такими же как и в школе, они обладают специфическим воздействием на организм школьника. Специфика возникает, на наш взгляд, благодаря условиям организации физкультурно-оздоровительной деятельности в детском оздоровительном лагере. В связи с этим, мы задались целью определить особенности организации физкультурно-оздоровительной деятельности в детском оздоровительном лагере.
Исследование проходило в детском загородном лагере «Пламя». В исследовании принимали участие 20 мальчиков и 20 девочек в возрасте от 11 до 14 лет.
В ходе исследования была проанализирована научно-методическая литература, раскрывающая характеристику летних детских оздоровительных лагерей, особенности физического воспитания в детском оздоровительном лагере, организационные условия физического воспитания в детском оздоровительном лагере.
Для определения уровня физической подготовленности участников исследования мы использовали: тест на определение скоростных качеств (бег 60 метров), тест на определение координационных способностей (челночный бег 3 х 10 метров), тест на определение выносливости (шестиминутный бег), тест на определение скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места), тест на определение силовых способностей (подтягивание).
С целью анализа интереса школьников к физкультурно-спортивной деятельности в течение смены проводилось анкетирование. Анкета состояла из 15 вопросов.
Анализ научно-методической литературы позволил определить принципы, на которых основана деятельность детских оздоровительных лагерей:
-безопасности жизни и здоровья детей, защиты их прав и личного достоинства;
-приоритета индивидуальных интересов, личностного развития и самореализации ребенка в сочетании с соблюдением социальных норм и правил лагеря;
-гуманного характера отношений и оздоровительно-образовательных программ;
-конфиденциальности в разрешении личных проблем и конфликтов детей;
-единоначалия в сочетании с детским и педагогическим самоуправлением.
Анализ нормативных документов, связанных с организацией летнего отдыха детей позволил выявить следующие особенности: сравнительно короткий период пребывания детей в лагере, разнообразие контингента детей по возрасту, ограниченность территории детского лагеря, комплексность воздействия на организм школьника оздоровительных факторов.
Определение уровня физической подготовленности показало, что среди исследуемых параметров оказались в большей степени развиты скоростно-силовые способности и выносливость. Так уровень развития скоростно-силовых качеств у всех мальчиков был на среднем уровне и выше среднего, а у девочек этот показатель составил 70%. Оценка выносливости установила, что преобладающее количество подростков имели средний и выше среднего уровень развития данного качества.
Исследование составляющих отношения школьников к физкультурно-оздоровительной деятельности в детском оздоровительном лагере выявило, что все опрошенные имеют желание заниматься на свежем воздухе и предпочитают занятия плаванием и подвижные игры.
Как для мальчиков, так и для девочек имеет большое значение наличие водоема или бассейна на территории лагеря. Все респонденты дали положительный ответ. Большинство мальчиков проявили интерес к игровым видам спорта, а именно к футболу, а большинство девочек отдает предпочтение волейболу. Так, 75% мальчиков имеют интерес к футболу, а 70% девочек к волейболу.
Большинство мальчиков (95%) проявили положительное отношение к закаливающим процедурам и утренней гимнастике, тогда как несколько меньшее количество девочек (80%) желают заниматься вышеуказанной физкультурно-оздоровительной деятельностью.
На вопрос «Общаетесь ли вы с друзьями, с которыми уже ездили раньше в лагерь?» большая доля как девочек (70%) , так и мальчиков (65%) общаются со своими сверстниками, но непродолжительное время. Половина мальчиков (50%) и 40% девочек легко адаптируются в коллективе, это говорит о том, что дети в этом возрасте (11-14 лет) легко находят контакт со сверстниками.
Таким образом, условия организации детского оздоровительного лагеря способствует повышению интереса школьников к физкультурно-оздоровительной деятельности.