Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Профилактика плоскостопия у детей дошкольного возраста

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Плоскостопие - это достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка. Нередко плоскостопие является одной из причин нарушения осанки, изменения положения таза, затруднения походки. Все это негативно влияет на общее самочувствие ребенка: снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение, вызывает головные боли, нервозность, рассеянность, быструю утомляемость.

Распространение плоскостопия у детей (по данным разных авторов, от 15 до 50% и более) ставит проблему профилактики и коррекции плоскостопия как одну из актуальных в системе охраны здоровья детей.

Причинами плоскостопия являются: врожденная патология (11,5% от всех дефектов стопы), перенесенный рахит, заболевания нервной системы (параличи, парезы нижних конечностей, общая мышечная гипотония и другие), травмы стоп (переломы костей стопы, лодыжек, раны с повреждением нервов, сухожилий, мышц), частые или длительные заболевания, наследственная предрасположенность (скорее к определенному образу жизни) и неадекватная статическая нагрузка, например, ношении нерациональной обуви детьми с нарушением мышечного тонуса и повышенной эластичностью сумочно-связочного аппарата. Как правило, несколько причин действуют в комплексе.

Диагноз плоскостопия подтверждается плантографией - получением отпечатков стоп. Для этого используют плантограф, рамку с натянутой на нее непромокаемой тканью, с нижней стороны смазанную краской. Обследуемый встает на плантограф с равномерной нагрузкой на обе ноги. Исследуемую стопу обводят. Иногда между 3 и 4 пальцами на уровне головок плюсневых костей ставят точку. На плантограмме соединяют эту точку с центром пятки. Полученная линия является границей грузового и рессорного сводов. В норме грузовой свод закрашен, рессорный - свободен.

Предупреждением плоскостопия надо заниматься с раннего возраста, т. к. именно в детском возрасте, первые 7 лет, формирование сводов стоп идет наиболее интенсивно.  В коррекции различных видов плоскостопия преобладают функциональные методы лечения, среди которых лечебная физическая культура занимает ведущее место.

Задачи лечебной гимнастики: развитие основных функций стоп; обучение правильной постановке стоп при ходьбе; повышение тонуса, уменьшение длины коротких мышц стоп; увеличение длины, устранение гипертонуса трехглавой мышцы голени; укрепление сумочно-связочного аппарата и увеличение подвижности суставов стоп; улучшение кровообращения стоп; улучшение координации движений.

Наибольший эффект оказывают специальные корригирующие упражнения, для развития и укрепления мышц голени, стопы и пальцев, если их выполнять босиком и по несколько раз в день: утром, как только встал с постели, и после дневного сна. Эффективность лечебной гимнастики возрастает, если использовать ее в комплексе с водными процедурами, закаливанием, рациональным питанием, оптимальным двигательным режимом, ношением обуви, соответствующей возрасту ребенка, а в случае заболевания - специальной обуви и ортопедических стелек.

Педагогический эксперимент проводился с целью определения эффективности использования коррекционно-профилактического комплекса упражнений и ежедневного самомассажа на профилактику плоскостопия у детей посещающих детское образовательное учреждение (ДОУ). Наблюдения велись в течение шести месяцев.

Для достижения поставленной цели были решены следующие задачи:

- выявлены нарушения опорно-двигательного аппарата у детей посещающих ДОУ;

- разработан комплекс корригирующих упражнений для профилактики плоскостопия у детей дошкольного возраста;

- определена эффективность составленного комплекса упражнений.

Из 40 детей 5-7 лет, посещающих в ДОУ, патология стопы была выявлена у 10. Эти дети составили экспериментальную группу. Результаты, полученные после шести месяцев эксперимента, сравнивались с первоначальными показателями.

Через шесть месяцев занятий контрольная плантография показала, что из 10 детей у 3-х произошло улучшение, у 4-х детей наметилась тенденция к улучшению, у 3-х детей изменений не произошло (две девочки имеют лишний вес, мальчик часто болел и пропускал занятия).

Результаты исследования: разработанные комплексы коррекционно-профилактических упражнений и массаж, применяемые ежедневно на занятиях в ДОУ, позволяют скорректировать имеющееся плоскостопие у детей 5-7 лет.

Просмотров работы: 4