Вспомогатеные упражнения в подготовке спортсменов 15-17 лет, специализирующихся в силовом троеборье - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Вспомогатеные упражнения в подготовке спортсменов 15-17 лет, специализирующихся в силовом троеборье

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Успех в занятиях силовым троеборьем, прежде всего, зависит от правильной ориентации желающих заниматься этим видом, об их возможностях и действиях, определяющих содержание тренировочного процесса на основе доступности, последовательности, вариативности и поддержания постоянного интереса в сотворении волнующего идеала - совершенного тела, достижении высоких спортивных результатов.

Целью работы является определение эффективности применения вспомогательных упражнений на тренажёрах, подобранных к каждому из соревновательных движений при подготовке спортсменов - разрядников по силовому троеборью на этапе начальной подготовки. Задачи исследования: 1. Изучить современную доступную научно - методическую литературу по силовому троеборью, тяжелой атлетике, культуризму. 2. Определить необходимые вспомогательные упражнения (на тренажерах) к каждому из соревновательных движений. 3. Разработать программу для этапа начальной подготовки в силовом троеборье с использованием вспомогательных упражнений и выявить эффективность ее применения. Методы исследования: теоретический анализ научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирования (контрольные испытания), методы математической статистики.

В исследовании приняли участия две учебно-тренировочные группы второго года обучения (экспериментальная и контрольная) юношей 15-17 лет по 10 человек в каждой, не имеющие спортивной квалификации или разряда. Длительность эксперимента составила 9 месяцев. Контрольные испытания проводились в момент начала эксперимента и через каждые 3 месяца тренировок, совпадая с соревновательными периодами. Программа предусматривала проведение учебно-тренировочных занятий, выполнение контрольных нормативов и участие в спортивных соревнованиях. Теоретические сведения сообщались в процессе практических занятий. Результаты оценивались по показателям трех контрольных испытаний, включающих в себя, жим лежа, становую тягу, проводимых каждые три месяца тренировок, совпадая с соревновательными периодами, в течение 9 месяцев.

При одинаковых системах тренировок в выполнении базовых упражнений, проводимых одним тренером, с целью обоснования эффективности применения вспомогательных упражнений на тренажерах, которые вводились в недельный тренировочный цикл, четыре раза при пятидневной тренировочной экспериментальной группе было определено следующее: после приседания со штангой на плечах использовать тренажер для жима ногами под углом180-250% от приседа - 4-6 подходов; 3-8 повторений; после жима лежа выполняется жим лежа в «машине Смита» - тренажер обеспечивающий движение штанги строго вертикально, что позволяет дополнительно прорабатывать мышцы груди и плечевого пояса - 60-90 % от жима лежа - 4 - 6 подходов 4-6 повторений; после становой тяги выполняется приседание в «гакк» -тренажере, находящегося в вертикальном положении - 30 -50 % от приседа  х 4 подхода 6-12 повторений.

Такого объема тренировочных нагрузок в течение девяти месяцев было достаточно, чтобы оценить эффективность применения вспомогательных упражнений на тренажере. Исходные показатели в трех соревновательных движениях экспериментальной и контрольной групп значительно не отличались друг от друга по значению средней арифметической.

Анализируя изменения результатов в приседание экспериментальной группы, приходим к мнению, что применение тренажера для жима ногами под углом дает значительный прирост результата лишь в первоначальном периоде тренировочного процесса - 20,1 % (контрольная группа улучшила результат на 10,3 %). Затем результаты обеих групп практически сравнялись: контрольная, по второму и третьему испытанию увеличила результат на 22,5 %, а экспериментальная на 21,9 %. Это означает, что применение тренажера для жима ногами, как вспомогательного упражнения, эффективно лишь в начальном периоде тренировок троеборцев.

Анализируя результаты эксперимента в жиме лежа приходим к мнению, что применение вспомогательных упражнений - жим лежа в «машине Смита» не дает прироста в результате базового движения. Контрольная группа во втором контрольном испытании, показала улучшение результата в жиме лежа на 5,7 %, а в третьем испытании на 5,8 %. Это позволяет сделать вывод о том, что вспомогательные упражнение: жиме лежа в «машине Смита», снизило результативность экспериментальной группы, а, значит, в наработке результата лучше работают базовые упражнения (жим на наклонной скамье штанги или гантелей).

Анализируя изменения результатов в становой тяге отметим, что в первом контрольном испытании контрольная группа, в сравнении с экспериментальной, показала улучшение результата на 3,6 %. Но во втором и третьем испытании результаты экспериментальной группы увеличились на 23,5 %, а контрольной на 15,6%. Это значит, что применение вспомогательного упражнения: приседание в «гакк» - тренажере, требует адаптации атлета к дополнительной нагрузке в начальном периоде тренировок, а затем позволяет добиться значительного прироста в результате.

При контрольном испытании, подводящем итоги девятимесячного эксперимента, члены контрольной и экспериментальной учебно-тренировочной групп показали определенные результаты в сумме трех соревновательных движений и выполнили спортивные разряды, на основе этого можно сделать вывод и дать практические рекомендации, которые позволят добиться высоких спортивных результатов.

Таким образом, в ходе исследования установлено, что начинать занятия силовым троеборьем можно с 13-14 лет при условии соблюдения правил рационального построения учебно-тренировочного процесса. Определены тесты для отбора детей и подростков в секции силового троеборья. Разработана программа для подготовительного и начального обучения силовому троеборью, способствующая укреплению здоровья и содействующая правильному разностороннему развитию организма. Определены необходимые вспомогательные упражнения на тренажерах, применение которых в тренировочном процессе позволяет добиться более высоких результатов в соревновательных движениях. Подводя итоги нашей работы, надеемся, что она найдет практическое применение в деятельности тренеров по силовому троеборью и поможет избежать некоторых ошибок в ходе отбора и начального этапа обучения, а также в использовании вспомогательных упражнений (на тренажерах) при подготовке спортсменов-разрядников.

Просмотров работы: 13