К вопросу о содержании категории ЛИ в конфуцианской культуре (на основании изучения классического тракта«ЛИ ЦЗИ») - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

К вопросу о содержании категории ЛИ в конфуцианской культуре (на основании изучения классического тракта«ЛИ ЦЗИ»)

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Трактат «Ли цзи» - «Записи о ритуале» - входит в число основополагающих памятников конфуцианского идеологического учения. Текст трактата составлялся в основном в IV - I вв. до н.э., однако еще надписи на гадательных костях, относящиеся к иньскому периоду, свидетельствуют о том, что письменная фиксация ли началась очень давно.

Временем сбора, сверки и упорядочения разрозненных текстов в единый сборник, получивший название «Ли цзи», стала ханьская эпоха (III в. до н.э. - III в. н.э.). В I в. до н.э. «Ли цзи» был включен в состав конфуцианского Пятикнижия. Находясь в числе древних письменных памятников Китая, в центре внимания которых находится ли («Чжоу ли», «И ли»), «Ли цзи», однако, обладает большим авторитетом и считается более важным памятником, занимая более высокую ступень в иерархии текстов о ли. Его можно назвать «энциклопедией жизни» или «сборником заповедей» для современного китайского общества, которое  в культурных и идеологических вопросах до сих пор во многом опирается на традиционные ценности и придерживается тех норм, что были даны пращурами конфуцианской идеологической мысли и впитали мудрость поколений. Цель составления трактата - не роспись конкретных обрядов. Созданный в период Хань - время становления официального конфуцианства, «Ли цзи» является своего рода идеологическим памятником, который разъясняет сущность, содержание и важность исполнения ли.

Понятие ли появилось в китайской культуре еще в глубокой древности. Ли составляют основу социального порядка в государстве, являясь не только церемониалом светским и сакральным, но и даже правом в управляемом государстве. Ли - регулятор социальных отношений, поведения конкретного человека в обществе. Нормы ли заложили основу отношений не только в семье, но и в социуме в целом. В то же время они выросли из повседневной социальной практики. Сформулированное в «Ли цзи» учение о ли образовало фундамент конфуцианских и вообще традиционных для Китая представлений о культуре.

Многие ли, применяемые в практике, относятся к реальной жизни. Это наиболее значимые события в жизни человека, как то: процесс роста и взросления, свадьба, смерть. Человек должен приводить свои мысли в должный порядок, следить за физической формой, отвечать за свои поступки - всему этому соответствуют ли и даже учат, как «правильно» идти по жизни. Таким образом, ли - во всем человеке, и весь человек - синтез различных ли.

Провозглашаемые «Ли цзи» принципы были важными и, боле того, обязательными в жизни аристократии. Эти принципы были представлены в сборнике в основном для сдачи экзаменов для получения должности чиновника. Столь подробное и чуть ли не скрупулезное описание всех норм ли должны были знать наизусть не только претендующие на звание цзюнь-цзы, но и все чиновники.

Ли - одна из центральных категорий китайской философии, сочетающая в основном два смысла - «этика» и «ритуал». Конфуций превратил ли в самую общую характеристику правильного общественного устройства и поведения человека по отношению к другим и к себе: «Правитель [должен] руководить подданными посредством ли», «Не следует смотреть на несоответствующее ли, не следует слушать несоответствующее ли, не следует говорить несоответствующее ли».

В целом же ли является категорией полисемантической. «Благопристойность», «этико-ритуальные нормы», «этикет», «этика», «ритуал», «церемонии» и др. - все эти значения содержит в себе категория ли. Семантика и смысловая нагрузка ли настолько широка, что в европейских языках невозможно найти адекватного слова, которое могло бы охватить эту этико-культурную систему. Несмотря на многочисленность переводов слова «ли» и их форм,  суть ли со всей ее полнотой так и не передана ни в одном словаре.

Сформулированное в «Ли цзи» учение о ли образовало фундамент конфуцианских и вообще традиционных для Китая представлений о культуре. Категория ли, войдя в один ряд с такими основополагающими и философскими понятиями, как «гуманность», «справедливость», «разумность», «благонадежность», стала выражать идею социального, этического, религиозного и общекультурного норматива. В самом начале первой главы трактата читаем: «Дао, дэ, жэнь, и - без ли не обретут силу». Таким образом, ли как бы замыкает цепочку наиважнейших категорий конфуцианского учения, соблюдение которых и есть жизнь истинного конфуцианца. Все категории конфуцианского идеологического учения, так или иначе, переплетаются с ли. Ли указывают, как правильно следовать тем или иным нормам, что должен делать истинный конфуцианец и просто добропорядочный человек. Ли пронизывали всю жизнь традиционного Китая, а «Ли цзи» выступали в роли своего рода конституции такого большого и идеологически сложного «государства», как человек.

Весь трактат пронизан идеей, согласно которой в основе организации жизни должен лежать ритуал ли. Акцент делается на то, что ритуал и церемониал - основа общества и государства. Без ли не может существовать ни то, ни другое. С помощью ли регулируются чувства и поведение людей, их взаимоотношения; посредством ли сплачивают людей в прочный социум; именно ли является фундаментом мудрого и добродетельного управления, всей административно-политической стабильности. Цель ритуала - упорядочение общества, выправление его по определенному эталону, вне которого оно рушится, замещается суетой, хаосом и в конечном итоге гибнет. Ритуал ли - основа порядка, а порядок - основа общества и государства, что в принципе согласуется с выводами многих современных социологов.

Итак, этика и ритуал - основа заповедей «Ли цзи», как и всей традиционной китайской культуры. Весь трактат пронизан идеей, согласно которой в основе организации жизни должен лежать ритуал ли. Однако следует отметить, что не стоит ограничиваться семантическими рамками понятия ритуал. Ритуал основан на ли, а потому впитал в себя всю многозначность этого понятия. «Ли цзи» не только описывал ритуал, но и регламентировал все, что должно было быть связано с ним.

Ли очень тесно связаны с организацией семейных отношений. Семья и дом в Китае всегда были построены на основе сформулированных в «Ли цзи» правил ли. Важнейшее из этих правил - сяо, принцип сыновьей почтительности. Две эти категории классической конфуцианской культуры тесно связаны, так как, собственно, именно вокруг сяо и концентрируется в «Ли цзи» все то, что имеет отношение к семейной жизни. В понятие сяо входит не только почитание родителей, но и более деликатные моменты в отношениях с ними. Все это диктуют и, в конце концов, описывают правила ли.

Приведем в качестве примера перевод фрагмента из двенадцатой главы «Нэй цзэ»: «Достигнув покоев, сдерживая нрав, мягким голосом спрашивают, [не] жарки [ли, не] холодны [ли] одежды, [нет ли где] боли, зуда, и почтительно поглаживают [больное или зудящееся] место. [Когда родители] входят или выходят, тогда [дети] либо спереди, либо сзади почтительно поддерживают их».

Наиболее ярко выявляется конкретизация ли применительно к социальной жизни индивида в главе «Ли юнь» - наиболее философской по содержанию главе «Ли цзи». Этой конкретизацией является принцип сяо - основа семейной жизни и эталон отношения подданных к правителю. Вся система взаимоотношений накладывается на всю Поднебесную - социум с занимаемой им территорией, подлежащие регулирующему воздействию ритуальной «благопристойности». В главе  описывается «движение ли» - порядок деградации человечества: от эпохи Великого Единения (да тун) человечество пришло к эпохе Великого Процветания (тай кан), затем - Малого Процветания (сяо кан), после чего последовало время смуты (луань).

В «Ли юнь» говорится, что ли есть все, что входит в анналы, все, что сохраняется веками и переходит от отца к сыну, из поколения в поколение. Первейшими ли были соблюдение правил приема пищи и питья и отправления почтения духам предков: «[Древние] жарили просо и разделывали свинину; выкапывали в земле ямы для сбора влаги и пили воду, черпая [ее] пригоршней. Плетеными палками били по глиняным барабанам.  Так выражали [свое] уважение к духам ушедших». Также ли символизируют церемонию Великого жертвоприношения - обряд, отмечающий 25 месяцев со дня смерти родителя, срок облегчения траура.

Однако ли не только регламентировали и описывали церемониал траура или жертвоприношения, но и являлись связующим звеном между правителем и Небом и правителем и народом. Ли символизировали некий синтез политической жизни государства, статус правителя и все формы взаимоотношений людей с сакральной сферой.  Ли объединяли всю поднебесную, пронизывая свое священное предназначение сквозь всю жизнь китайского общества. «Поднебесная - это семья. У всех родственников [есть] их родственники, у всех сыновей [есть] их сыновья. [Когда] старшее поколение передает [что-то] младшему - это и есть ли». Ли символизируют любовь и привязанность всех над всеми, деньги и алчность - ничто, семейные ценности - вот великий дар, который необходимо беречь и строго следовать по его пути. Правитель, являясь неотъемлемой и важнейшей частью этого общества, словно отец семейства, должен был своим примером показывать, что вся жизнь человека во всех ее сферах подчинена ли. Он проявляет свою добродетель и выражает искренность, признает ошибки, ведет дискуссии о вежливости и учтивости, показывая народу нормы добродетели. Муж, соблюдающий ли, удостоен принять волю неба, то есть достоин вести полноценную жизнь, рассчитывая на благосклонность неба, достоин претендовать на заветный статус цзюнь-цзы и даже удостоен чести править. Поэтому, «...тот, кто намеренно не следует им [ли] - умирает; тот, кто следует - живет». Здесь Конфуций, конечно, не изрекает о смерти как таковой, но говорит о смерти духовной и моральной, о так называемых сяо жэнь - мелких недостойных «людишках», не соблюдающих норм жизни благородных мужей.

Таким образом, ли прочерчивают некую на первый взгляд невидимую грань бытия. Соблюдение ли, конечно, не носило обязательный характер, несоблюдение норм и правил не предполагало систему наказаний, но при этом всем в обществе необходимо было неукоснительно соблюдать ли. Ли во многом определили законы о семье и наследовании имущества, регулировали брачные отношения, которые во всем мире прописаны буквой закона. Издревле китайцы руководствуются правилами «Ли цзи», в которых черпались сведения для составления кодексов многих династий.

Живя в гармонии с природой, руководствуясь системой трех начал саньюань и единотелесности мира ити, китайцы верили, что за всякое наказание Небо неизбежно пошлет виновному наказание. Преступные действия вызовут гнев сверхъестественных сил, т.е. повлияют на нормальное функционирование космического порядка.  В первой главе «Ли цзи» сказано: «[Когда] человек обладает ли - [царит] покой, не обладает ли - [воцаряется] опасность». Тяжкими считались проступки сыновей, не соблюдавших сяо, или подчиненных против государя, или жены против мужа - все эти нарушения норм означали нарушение законов Неба и карались смертью либо наказанием со стороны духов.

Ли приобрели универсальную ценность в Китае благодаря тому, что считалось, что они были созданы мудрецами древности в соответствии с природой людей и космическим порядком. Именно поэтому эта философия не утратила своей силы, пройдя сквозь многовековую историю, и даже трансформация на первый взгляд традиционного общества Китая не повлияла на главенство на подсознательном уровне важнейшей идеологической категории над значительной частью человечества Земного шара.

Источники

1 «Ли цзи»: перевод первой главы («Цюй ли»). Перевод / И. Б. Кейдун // Религиоведение. - 2001. - № 1. - С. 147-164.

2 «Ли цзи»: перевод двенадцатой главы («Нэй цзэ»). Перевод / И. Б. Кейдун // Религиоведение. - 2002. - № 1. - С. 156 - 164.

3 Сы шу У цзин («Четырехкнижие» Пятикнижие). В 2 т. Т. 1 - Чанша: Юэлу шушэ, 1994. - 816 с.

Литература

1 Васильев Л. С. Этика и ритуал в трактате «Ли цзи» / Л. С. Васильев // Этика и ритуал в традиционном Китае. - М.: Наука, 1988. - С. 173 - 201.

2 Кейдун И. Б. Классический конфуцианский трактат «Ли цзи» и китайский ритуал конца XVII - начала XX в.: автореф. диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук: 07.00.03/И. Б. Кейдун. - Санкт-Петербург: Изд-во Санкт-Петербургского гос. ун-та, 2003. - 24 с.

3 Иидэ шэнчэн юй шисянь - «Ли цзи» чжэсюэ сыкао (Становление и реализация смысла: философское содержание «Ли цзи»). - Пекин: Шан`у иньшугуань, 2005. - 467 с.

Просмотров работы: 329