В настоящее время расширяются международные связи, сотрудничество государств, благодаря чему перед выпускниками российских вузов открываются большие возможности в прохождении стажировок за рубежом, проведении научных исследований по своей специальности с привлечением зарубежных материалов, работе в зарубежных фирмах. В связи с этим, высшее учебное заведение призвано обеспечить подготовку специалистов, сочетающих профессиональную компетентность и высокую культуру. Не вызывает сомнений тот факт, что письменная речь при этом приобретает все большее значение, т.е. возрастает роль письменного общения в получении и передачи информации, которая проявляется во владении умениями выражать мысль в письменной форме. Таким образом, в современных условиях студентам-лингвистам необходимо владеть письменной речью на высоком уровне.
Тем не менее, в настоящее время наблюдается низкий уровень владения студентами культурой письменного общения. Письменные работы студентов содержат такие ошибки как:
неполное раскрытие темы;
неумение формулировать основную мысль, аргументировать свои мысли, обеспечивать внутритекстовую связность, оформлять текст структурно и логически правильно, членить его на абзацы, редактировать текст;
несоблюдение требуемого уровня официальности.
Необходимо отметить, что изучение культуры письменной речи обогащает представления студентов о функциональном аспекте языка, а умения, полученные в процессе обучения письменной речи, призваны помочь студентам в различных коммуникативных ситуациях: при написании резюме, характеристики, письма-запроса, биографии для принятия на работу; при прохождении международных тестов на знание английского языка (IELTS, FCE, CPE, и т.д.); при запросе информации, при написании различных эссе и текстов профессионального характера и т.д.
В современном мире доклады и выступления на международных конференциях и семинарах, обмен научно-технической информацией между специалистами различных предметных областей осуществляются на английском языке. В этих условиях обучение научной письменной речи становится закономерным и актуальным.Для достижения студентами языковыхспециальностей требуемого уровня владения научной письменной речью на английском языке необходимо создание условий для эффективной организации учебного процесса.
Одним из путей усовершенствования учебного процесса по обучению письменной речи являются средства обучения, адекватные целям, содержанию, методам обучения, обеспечивающих управление самостоятельной познавательной и речевой деятельностью учащихся.
Письменная речь на английском языке является самым сложным видом речевой деятельности и, как показывает практика, наименее интересным в образовательном процессе учебного заведения. Именно поэтому интерактивная доска SmartBoard, предстающая как средство формирования комплексной визуально-тактильной рабочей среды для обучаемого, призванная повысить интерес студента к предмету и создать благоприятный климат в аудитории, нашла свое применение на занятиях по обучению научной письменной речи.
Электронные интерактивные доски - это эффективный способ внедрения электронного содержания учебного материала и мультимедийных материалов в процесс обучения. Материал занятия четко выстраивается на экране интерактивной доски и нацеливает каждого учащегося к активной плодотворной деятельности.
Интерактивная доска позволяет работать без использования клавиатуры, «мыши» и монитора компьютера. Все необходимые действия можно проделывать непосредственно на экране посредством специального маркера или даже пальца. Преподаватель не отвлекается от занятия для проведения необходимых манипуляций за компьютером при объяснении материала. Это положительно сказывается на качестве подачи учебного материала.
Благодаря мультимедийным возможностям доски на занятиях можно производить различные манипуляции с графикой и текстом. Так, при изучении структуры предложений и построения их в абзацы студенты используют различные инструменты SmartBoard (карандаш, кисть и т.д.) для обозначения логических связей между словами и фразами, с целью графического выделения (палитра доски) ошибок и неточностей в тексте и т.п.
Также занятие может проходить в форме презентаций с последующей дискуссией; к примеру, при обсуждении тезисов, написанных студентами. Сама презентация создается в программе PowerPoint, однако в процессе обсуждения научного доклада автор (студент), используя возможности доски, может создавать пометки непосредственно на самих слайдах: подчеркивать какие-либо моменты, разъяснять непонятные выражения и прочее.
Использование мультимедийных интерактивных технологий при коммуникативном обучении иностранному языку значительно повышает качество подачи материала урока и эффективность усвоения этого материала учащимися. Как показывает практика, использование и внедрение современных технологий, мультимедийного оборудования обогащает содержание образовательного процесса, повышает мотивацию к изучению английского языка со стороны студентов и наблюдается тесное сотрудничество между преподавателем и учащимися.
Таким образом, на сегодняшний день интерактивная технология SmartBoard является неотъемлемой частью современного образовательного процесса, разнообразит виды работы на занятии и повышает эффективность обучения научной письменной речи на английском языке.