Регламентом работ по обслуживанию городских транспортных тоннелей предусмотрена регулярная механизированная мойка их стен. В идеальном случае загрязненный сток по стенам свободно стекает в лотковую зону дорожного покрытия тоннеля и через приемные решетки в нижней части тоннеля попадает в приемные колодцы локальной канализационной сети и далее с помощью насосной станции перекачивается в канализационную городскую сеть. В худшем случае загрязненный сток проходит в тоннеле очистку только от крупного мусора и затем сбрасывается в ближайший водоем. Для проверки правомерности применения описанной технологии мойки стен тоннелей были отобраны пробы загрязнений со стены одного из новых транспортных тоннелей на третьем кольце.
Анализ состава и количественная оценка загрязнений выполнена с помощью спектрометра последовательного действия Axios производства компании PANalytical (Нидерланды) в лаборатории, которая позиционирует себя в сети интернет как XRF.ru «Лаборатория с человеческим лицом» и выполняет заказы от студентов на безвозмездной основе.
Выводы.
1. Наличие в составе загрязненного стока веществ II класса опасности накладывает запрет на сброс его даже в городские канализационные сети.
2. Требуется пересмотреть применяемую технологию мойки стен транспортных тоннелей со сбором загрязненного стока моечными машинами.