Место, роль и значение русской речи в полиэтническом социуме - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Место, роль и значение русской речи в полиэтническом социуме

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF

Языковая ситуация в Дагестане, характеризуемая многообразием типов национально-русского двуязычия, дает основание считать единственно приемлемой ту точку зрения на культуру русской речи, согласно которой русский литературный язык представляет собой единую систему, которая функционирует в соответствии с едиными кодифицированными нормами, не допускающими вариантов этнической или региональной обусловленности.

Культуру русской речи в Дагестане необходимо повышать, используя все возможные средства для того, чтобы она соответствовала уровню значимости русского языка в многонациональном регионе. Происходящие в стране социально-экономические преобразования требуют обновления содержания школьного образования, а в условиях многонационального Дагестана - нового подхода к преподаванию русского и родных языков. Особую остроту приобретают в настоящее время вопросы формирования у учащихся - дагестанцев продуктивного двуязычия, под которым подразумевается соблюдение билингвом всех норм русского литературного языка. Первостепенная роль в этом отводится начальной школе.

Наблюдения и исследования ученых показали, что уровень культуры русской речи дагестанского полиэтнического социума не находится в прямой зависимости от численного состава исконных носителей русского языка. Высококвалифицированный учитель может использовать неисчерпаемые возможности самого русского языка, его системы и подсистем для формирования культурноречевых навыков у носителей национально-русского двуязычия.

Нарушения литературных норм в речи билингвов зависят от разнообразных интра - и экстралингвистических факторов. По некоторым наблюдениям и результатам экспериментальной проверки, знание билингвом причин речевых ошибок вовсе не является гарантией от их возникновения. Даже некоторые специалисты по проблемам двуязычия, хорошо знающие эти причины, не преодолели интерференции в собственной речи на русском языке. Таким образом, важнейшими условиями успешного формирования орфоэпической культуры русской речи учащихся национальной начальной школы является знание учителем эволюционных тенденций физиологической системы русского языка и социолингвистических факторов динамики и совершенствования орфоэпических норм при высоком уровне речевой культуры самого учителя.

Русский речевой этикет дагестанцев - билингвов является немаловажным аспектом их культуры общения на русском языке. Вопреки широко распространенному мнению, влияние родного языка не служит единственным фактором интерференции русской речи билингвов. Она в полиэтнической среде провоцируется, отчасти, воздействием усредненной речи окружения, вследствие чего явления интерференции на разных уровнях речи невозможно соотнести с конкретным национальным языком. Есть основание говорить об интерференции, вызываемой статусом русского языка как средства межнационального общения в многонациональном Дагестане. В условиях дагестанского многоязычия межнациональное общение осуществляется на русском языке. Но при этом оно существенно отличается от речевого этикета в моноэтнической среде. Это обусловливается влиянием национальной пестроты региона и воздействием традиционного кодекса вежливости горцев.

Культура речи и общая культура не следуют одно за другой, а находятся в причинно-следственной связи друг с другом. Распространенным является заблуждение: для овладения навыками культуры речи и речевых формул этикета необходим определенный уровень образованности. Формирование того «определенного уровня образованности» предполагает влияние многих факторов, среди которых не последнее место занимает именно воспитание культуры речи.

Повышение культуры русской речи в Дагестане подчинено социально-экономическим и политическим задачам. Вместе с тем, чем совершеннее речевая культура, тем выше уровень культуры межнационального общения. Нет никакого сомнения в том, что роль русского языка в Дагестане высока и будет только возрастать, поэтому задачей вузов, школ является пропаганда русского языка и культуры русской речи.

Просмотров работы: 11