На современном этапе лидерство США в мировой экономике обеспечивается главным образом над другими странами по масштабам и богатству рынка, степени развития рыночных структур, уровню научно-технического потенциала, мощной и разветвленной системе мирохозяйственных связей с другими странами по линии торговли, инвестиций и банковского капитала.
США - это передовая держава, обладающая большой производственной мощью и огромным потенциалом развития. Это единственная страна мира, чья экономика вышла из второй мировой войны значительно окрепшей. В первые послевоенные десятилетия лидирующее положение США в мировом хозяйстве было бесспорно. Война избавила эту страну от серьезных конкурентов, но не надолго. Экономический подъем Западной Европы и промышленный рывок Японии существенно изменили это положение.
Угроза лидирующей роли США в мировом хозяйстве вызвала необходимость решительных мер: в США заметно возросли расходы на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, ускорились и углубились процессы перестройки промышленности в пользу наукоемких отраслей, возникли и получили развитие новые методы стимулирования научно-технического прогресса.
Основу экспортной экспансии американских монополий составляют машины и оборудование (в первую очередь наукоемкая продукция) и продукция сельского хозяйства.
Импортируя большое количество электронных компонентов и бытовой техники, США остаются лидером в мировом производстве и торговле промышленной электроникой. Важнейшее значение для положения США в мировом хозяйстве имеет то, что на их долю приходится сегодня около половины мирового экспорта зерна.
На данный момент Япония занимает 2 место в экономике, среди всех остальных стран. На неё приходится около 7% мирового ВВП. И это объясняется не столько многочисленностью населения (126 млн. человек), сколько высоким уровнем развития. Её экономический потенциал равен 61% американского, но по показателям производства на душу населения она превышает американский уровень.
Японцы уже давно зарекомендовали себя как наиболее требовательные потребители компактной, многофункциональной и бесшумной продукции. Японцы очень внимательны к внешнему виду, дизайну и упаковке товаров. Нельзя забывать и про энергосбережение, где Япония - безусловный лидер.
Германия стала одной из стран лидеров и занимает 3 место в экономике, благодаря своим следующим преимуществам: государственный дефицит страны намного меньше, чем в других промышленно развитых странах; иновационность немецкой экономики, что позволяет стране быстро откликаться на изменения мирового рынка; немецкая модель социального государства, развитая система социальной защиты, основы которой заложил ещё Бисмарк в конце Х1Х века, и которая даёт людям чувство безопасности даже в тяжёлые кризисные времена; ментальность немецкого народа.
Надо признать, что национальный характер немцев как бы создан для всякого рода чрезвычайных, кризисных ситуаций: знаменитое немецкое самообладание и основательность; трудолюбие, немецкие рабочие работают методично, усидчиво и квалифицированно, без затяжных перекуров и волынки. Там каждый работник отвечает за качество своей работы собственной зарплатой и местом работы; пунктуальность, обязательность, исполнительность.
Необходимо также отметить, что немецкое качество давно стало визитной карточкой Германии. Немецкие брэнды занимают второе место в списке самых дорогих торговых марок в мире.
В заключении можно сделать вывод, что эти страны стали лидерами в результате своей модернизации в США, развития новейших технологий в Японии и пунктуальности и работоспособности в Германии. Россия не входит в эту тройку стран лидеров, так как экономика находится не на высоком уровне, потому что в стране произошёл развал старой экономики, а новую не смогли восстановить, так как взятничество и коррупция не дают подъёму новой экономики.