Социальный капитал как экономическое благо - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Социальный капитал как экономическое благо

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Термин «социальный капитал» вошёл в науку в 80-е годы прошлого столетия благодаря социологам Пьеру Бурдье и Джону Коулману. Коулман первым ввёл аналитическую составляющую социального капитала в исследование образования. А благодаря Роберту Патнему социальный капитал как понятие и как термин обрел широкую популярность. Его стержневая идея, основанная на исследованиях, проведенных в Италии и в США, заключается в том, что социальный капитал, под которым понимаются нормы взаимности и сети гражданской активности, способен значительно расширить возможности социального и экономического развития - поскольку способствует координированию действий людей.

Актуальность данной темы объясняется тем, что сегодня в общественном мне­нии стала преобладать чрезвычайно высокая оценка социальных отношений, обусловливающих гори­зонтальную и вертикальную социальную мобильность субъекта. Концепция социального капитала, как один из способов представления социальной структуры в образце рационального поведения, обращает на себя все большее внимание ученых и предполагает исследова­ние места и роли права в изменяющейся соци­альной действительности, его социальных функций. Однако за пределами внимания еще остается ряд во­просов, к числу которых относится во­прос о проявлении социального капитала как экономического блага.

Целью данной работы является выявление взаимосвязи социального капитала с различными видами экономических благ.

В реальной практике хозяйствующий субъект функционирует в определенной сети экономических и социальных связей, скрепленной каналами поступления информации, общими правилами ее интерпретации и образцами поведения. Участники данной сети, имея общие ценностные ориентации, формируемые посредством культурных механизмов - через религию, традиции, исторические обычаи, а также практикой совместного решения проблем выживания и приспособления к новым экономическим условиям, одинаково воспринимают поступающую к ним информацию и точнее интерпретируют действия других участников сети. Это снижает степень неопределенности, сокращает издержки координации, облегчает ее в рамках данной сети, способствует появлению норм взаимной поддержки. Обобщение данных явлений координации экономической деятельности получило отражение в понятии «социальный капитал» (Г. Лури и Д. Колеман), введенного в оборот для характеристики влияния социокультурных факторов на экономическое взаимодействие.

Существует много трактовок социального капитала, практически все авторы признают, что основная роль социального капитала состоит в том, что он способствует укреплению доверия между участниками контрактов на основе социальной идентичности и возможности предвидения действий участников взаимоотношений на основе разделяемых ими норм. Он позволяет хозяйствующим субъектам лучше интерпретировать действия друг друга, снижает неопределенность и риск оппортунистического поведения. Как отмечает Дж. Коулман, социальный капитал облегчает определенные действия акторов, он продуктивен, так как способствует достижению определенных целей, добиться которых при его отсутствии невозможно.

Социальный капитал выделяют двух типов.

Во-первых, социальный капитал выступает в форме норм, правил поведения, общих для всех хозяйствующих субъектов; как деперсонифицированное доверие; как объединение хозяйствующих субъектов, организующее их коллективное действие в интересах достижения общих для них целей. Такой капитал называют структурным. Например, создается ассоциация предпринимателей, любой деятельности, для того чтобы компании, входящие в ее состав, могли вместе решать вопросы; чтобы им никто не противодействовал, таким образом по многим вопросам они будут выступать в качестве партнеров. Целью создания ассоциации является влияние на рынок и создание на нем определенных правил. В ассоциациях создаются определенные правила: методы работы с клиентами, формы заключения договоров, правила для приема в ассоциацию, которые создаются, чтобы обезопасить клиентов, сделать рынок цивилизованным.

Во-вторых, социальный капитал выступает в форме локальных групповых норм и правил; как персонифицированное доверие; в форме личных связей хозяйствующего субъекта. По-другому его называют когнитивный. Опрос предпринимателей и сотрудников органов местного самоуправления дают обширный материал для выделения данной формы социального капитала. К примеру, в течение времени у предпринимателя крупной компании сформировался определенный круг лиц (родственники, соседи, друзья, знакомые и т. д.), которым помогал он, и которые помогали ему. Таким образом, создаются неформальные отношения. 

Рассмотрим более подробно вопрос о природе социального капитала с точки зрения его общественной значимости и доступности для различных экономических субъектов. Проведенное выше разделение социального капитала по типам позволяет поставить вопрос о том, что социальный капитал может выступать не только как общественное благо, но и как клубное и как частное благо.

Социальный капитал как общественное благо. Общественное благо - благо, доступ к которому не может быть ограничен, а его потребление возможно одновременно многим субъектам. По Дж. Коулману значительная часть форм социального капитала обладает качеством общественных благ, т.е. неизбирательностью (несоперничеством) и неисключаемеостью в потреблении. Виды социальных структур, способствующие развитию и совершенствованию социальных норм и санкций, не приносят выгоды, прежде всего человеку или группе людей, чьи усилия были необходимы при их создании, но приносят пользу всем тем, кто является частью такой структуры. Следует обратить внимание на выгоды, извлекаемые хозяйствующими субъектами из наличия социального капитала первого типа (структурного капитала). Е.И. Дискин обозначил данные выгоды как социальную ренту. Социальная рента - это доля прибыли, извлекаемая за счет создания локальной институциональной среды и извлекается она за счет развития социального порядка - использования социального капитала, накопленного в данной стране или даже в соответствующем регионе. Например, социальную ренту по сравнению с предпринимателями в России извлекают все предприниматели США и Западной Европы, где режим предпринимательской деятельности, неформальные нормы взаимодействия и доверие между экономическими агентами создают более благоприятные условия для хозяйственной деятельности. Социальную ренту подобного типа в России извлекают предприниматели одного региона по сравнению с предпринимателями другого региона, в котором социальный капитал первого типа оказывается менее развитым.

Социальный капитал как клубное благо. Клубное благо отличается тем, что свойство неисключаемости в потреблении существует только для членов клуба, т.е. определенной группы людей, объединившихся с целью совместного производства и потребления. Подобными свойствами обладает социальный капитал второго типа (когнитивный капитал), представленный в виде устойчивых социальных связей экономических агентов, их группового взаимодействия. Как клубное благо социальный капитал стратифицирует общество, создавая разные режимы доступности к экономическим ресурсам для различных групп акторов. Дополнительный доход, возникающий для отдельного участника социальной сети, обычно связан с использованием привилегированного доступа к ресурсам, которые предоставляются ею. Например, отдельные предприниматели раньше, чем конкуренты получают информацию о тех или иных проектах, событиях, используют ее для минимизации грозящего ущерба или максимизации выгод. Кроме того, для них может быть облегчен доступ к поставкам тех или иных ресурсов, предоставлены услуги по защите от конкурентов, для которых установлены более жесткие условия доступа к ресурсам и рынкам сбыта, усложняются другие условия ведения бизнеса (выдачи лицензий, частота различных проверок и т.п.). Данный доход можно обозначить как социальную ренту II. Ее источником, например, может быть дуальность норм - их дифференцированное применение в зависимости от деления участников на «своих» - агентов, входящих в данное социальное образование, и «чужих» - агентов, не входящих в него. В отличие от социальной ренты I подобный доход имеет более четкие контуры и тесно связан с предшествующими вложениями экономического агента.

Социальный капитал как частное благо. Частное благо - это благо, использование которого доступно только одному субъекту, и ограничена возможность потребления его другими субъектами. Как известно, частное благо отличается свойствами избирательности и исключаемости в потреблении. Социальный капитал как запас социальных связей хозяйствующего субъекта может предстать и в виде частного блага в целом ряде своих проявлений. Во-первых, социальная сеть, в рамках которой формируется социальный капитал второго типа, обычно определенным образом структурирована. В нее включаются акторы, обладающие как разным набором ресурсов, так и разными возможностями использования сети контактов определенной группы или даже нескольких подобных групп. Последние обладают в группе наибольшим числом контактов и имеют связи с представителями других групп. Они поддерживают взаимодействия членов группы, вовлекают в нее нужных людей. В результате, качество потребляемого социального капитала, созидаемого сетью, различается для ее участников. Кроме того, ключевые акторы сети могут регулировать доступ к определенным контактам для ее рядовых членов. Ключевые акторы сети обладают определенной монополией, т.е. исключительными возможностями по использованию контактов данной сети и, соответственно, извлекают из этого своего положения особый доход - социальную ренту. Данная разновидность дохода экономического агента от социального капитала второго типа связана с возможностями манипулирования каналами связей других агентов сети. Социальную ренту III извлекают «операторы» сети, которые могут регулировать доступ к ресурсам сети для самих ее участников и доступ к ресурсам других сетей, с которыми они связаны. Во-вторых, запас социальных контактов отдельного индивида может использоваться им и вне сложившейся устойчивой социальной группы. Однако в данном случае социальный капитал как частное благо крайне неустойчив. Он либо распадается, если не поддерживается взаимными обменами, либо перерастает в клубное благо вследствие формирования новой устойчивой группы взаимодействия или проникновения индивида в уже сложившуюся группу посредством использования первоначального запаса его социальных контактов.

Таким образом, социальный капитал может выступать не только как общественное благо, и как клубное, и как частное благо, при этом хозяйствующие субъекты извлекают определенные выгоды из наличия социального капитала.

Просмотров работы: 19