Дилемма государства при проведении антиинфляционной политики - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Дилемма государства при проведении антиинфляционной политики

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Одной из важнейших функций государства в современных условиях является разработка и осуществление антиинфляционной политики. Это связано с тем, что инфляция в наши дни носит явно выраженный макроэкономический характер, она влияет на благосостояние потребителей, на их желание тратить или сберегать, а также пагубно сказывается на экономике в целом. Однако власти не всегда спешат проводить такую политику, ведь, как известно, они имеют некий доход с инфляции, в то время как население в качестве держателя денег испытывает на себе экономический урон. Поэтому следует рассмотреть причины некой дилеммы государства при проведении антиинфляционной политики.

Одна сторона дилеммы государства при проведении антиинфляционной политики основывается на понятиях сеньораж и инфляционный налог. В различных источниках трактовка данных понятий неодинакова: в одних - они приравниваются друг к другу, в других обозначают родственные, но всё же разные понятия.

Сеньораж (от французского seigneuriage - право сеньора на чеканку монет) представляет собой разницу между номиналом денежных купюр и себестоимостью их производства [1].

Конечно, абсолютные цифры изготовления рублевых купюр Центробанк не разглашает, однако в мировой практике себестоимость изготовления купюр равна 2-5 центам США [2], или в среднем примерно 1 рубль 10 копеек. Поэтому величина сеньоража не так уж мала. Недаром ЦБ намерен отказаться от выпуска монет номиналом 1 и 5 копеек из-за убыточности. (Выпуск копеечной монеты стоит 47 копеек, 5-копеечной - 69 копеек [3]).Несмотря на это, эмиссия с каждым годом, и даже с каждым месяцем растёт.  Так только за 10 месяцев 2010г. денежная масса возросла на 2402 млрд. руб. (с 15 697,7 млрд.руб. в январе до 18 099,7 млдр. руб. к ноябрю), в том числе наличных денег стало на 551,9 млдр. руб. больше, чем было на начало января (таблица 1).  Таким образом, стараясь покрыть свои расходы, государство прибегает к эмиссии, являющейся одной из основных причин инфляции.

Сеньораж нередко путают с родственным ему понятием «инфляционный налог». Это условное обозначение для экономического ущерба, причиняемого в процессе инфляции держателям наличных денег. Кто-то из аналитиков метко назвал инфляционный налог «налогом на бедность», поскольку в первую очередь он сокращает и без того скудные доходы незащищенных слоев населения [4].

Инфляция ведет к перераспределению национального дохода между двумя секторами: частным и государством - естественно, в пользу последнего. Проводя эмиссию, государство расширяет денежное предложение, повышая темпы инфляции. Покупательная способность населения снижается, и, следовательно, оно недопотребляет часть национального продукта, в то время как покупательная способность государства, наоборот, возрастает на перераспределенную в его пользу денежную сумму. Таким образом, государство посредством эмиссии облагает население специфическим видом налога - инфляционным налогом (IT), ставка которого равна темпам инфляции π.

Почему налог? Естественно, в Налоговом кодексе мы не найдем такой вид налога. Однако налогом данная переменная называется в силу схожести результата её действия с другими налогами, фактически взимаемыми государством. Важной чертой налогов является обязательность и неизбежность их уплаты.

Инфляционный налог - это убытки экономических субъектов, держащих свои активы в денежной форме [5]. Существует множество формул для расчёта инфляционного налога, это связано с тем, что абсолютно точно подсчитать его невозможно, а лишь можно сделать некое предположение. Базой такого налогообложения могут быть реальные денежные запасы M/P, либо денежная база (С+D) или произведенный ВВП.

Однако расчет инфляционного налога по этим формулам вызывает некоторую затрудненность, связанную с тем, что если темп инфляции официально регистрируется в статистических сборниках ежегодно и даже ежемесячно, то узнать, какую сумму денег «запасает» каждый индивид - невозможно. Поэтому следует подходить к расчету IТ с другой стороны.

Поскольку налог - это средство изъятия правительством части произведенного ВВП, а обязательным условием существования инфляционного налога является инфляция, то можно говорить об инфляционном налоге, как о величине ВВП, изымаемого государством в результате инфляции.

Таким образом, приблизительные расчеты показывают, что величина инфляционного налога в период 2005-2007г. возросла с 340,96 млрд.руб. до 656, 08 млрд.руб. Это связано с незначительной дефляцией  в 2006г., а также с увеличением денежной базы. Однако за 2008-2009г. показатель инфляционного налога снизился до 569,12 млрд. руб., на что повлиял незначительный прирост денежной базы в 2008г. (65,4 млрд.руб.) по сравнению с другими годами, а также значительное снижение темпов инфляции до 8,8% ( хотя в 2005-2008г. этот показатель превышал отметку 10%).

Далее можно сравнить величину ВВП с величиной инфляционного налога.

То есть, инфляционный налог по своей величине составляет в среднем около 1,7% ВВП, причем в масштабах страны такой налог в абсолютных значениях является совсем не ничтожной величиной.

Очевидно, что данный вид налога так же подчиняется зависимости между налоговыми поступлениями и налоговой ставкой, как и любые другие налоги (кривая Лаффера), однако здесь идет речь о зависимости между величиной инфляционного налога и инфляцией. Поэтому с одной стороны государству выгодно повышать инфляцию, так как налоговые поступления будут расти до определенного времени, однако это может привести к спаду экономики в целом, и еще к другим более неблагоприятным последствиям.

Как известно, при возрастании темпов инфляции свыше 3-4% в год возможности экономического роста резко ухудшаются, а при темпах больше 100% в год экономический рост прекращается [8].

В силу многообразия причин роста цен инфляция по-разному влияет на экономику России. Сравнительно низкая инфляция стимулирует экономический рост (например, 2006г.), так как величина предложения товаров и услуг при прочих равных условиях находится в прямой зависимости от уровня цен. Но если инфляция является галопирующей (например, 2000г.), то она подавляет экономический рост, так как в этом случае обесцениваются сбережения, инвестиции, фиксированные доходы, в результате чего субъекты экономики теряют стимул как к росту предложения, так и к повышению спроса. Трехзначный и более высокий рост цен - это уже гиперинфляция (так в 1992г. инфляция составляла 2508%), которая считается чрезвычайно болезненной и опасной ситуацией.

Следует выяснить, почему государство всё-таки проводит антиинфляционную политику, несмотря на свою выгоду.

Под влиянием инфляции фактически меняются ставки налогообложения. Рост цен обычно сопровождается увеличением номинальных доходов индивидов. При прогрессивной системе налогообложения они вынуждены уплачивать налоги по более высоким ставкам. В то же время, поскольку существует временной лаг между начислением и уплатой налогов, реальная величина налоговых поступлений снижается, уменьшая реальные доходы государственного бюджета и возможность осуществления государством экономической и социальной политики.

Также инфляция негативно влияет на различные тарифы, в том числе и на рост цен на коммунальные услуги.   На рисунке 2.4 представлен график, на котором можно видеть, как растут цены и тарифы.

С инфляцией в 20% в 2001 г. цены на коммунальные услуги повысились на 50%, 2005г. охарактеризовался инфляцией в 11% и ростом цен на 31,5%, в 2009г. Инфляция в 9% повысила цены на жку на 23%. Таким образом за период 2001-2010г. рост цен обгонял инфляцию в 3 раза.

 Конечно, инфляционная составляющая повышения цен на услуги ЖКХ ничтожна мала, однако при неограниченном росте инфляции, тарифы будут расти с неограниченной скоростью (что связано с ростом цен на строительные материалы, энергоресурсы и так далее). Существенный рост тарифов на услуги ЖКХ может привести к росту акций протеста населения и его недовольства.

Стремясь защититься от инфляционного налога и ожидая дальнейшего повышения цен, население стремится скорее потратить деньги на приобретение товаров длительного пользования, вложить их в необесцениваемые активы. В результате растут реальные издержки.

Цены и ставки заработной платы изменяются в различной степени, что означает изменение относительных цен и перераспределение доходов между различными группами населения.

Значительно повышаются так называемые издержки меню расходы фирм на смену ценников, прейскурантов, каталогов, перенастройку счетчиков, торговых и телефонных автоматов.

Так как на количество товаров, потребляемых в прошлом году, в текущем году при инфляции потребители расходуют больше денег, поэтому при постоянно росте темпа инфляции многие будут стремиться сократить своё потребление до минимума, следствием будет значительный дисбаланс спроса и предложения. Производители будут вынуждены сократить объем производства, что впоследствии приведет к снижению ВВП.

В конечном итоге, появляется опасность снижения эффективности экономики в целом. У производителей снизятся стимулы к инвестированию в результате роста ссудного процента. Уменьшится заинтересованность в выпуске товаров высокого качества, возрастет выпуск низкокачественных товаров. Вместе с тем сократится производство относительно дешевых товаров. У работников снизятся стимулы к труду в результате постоянного обесценения заработной платы.

Конечно, инфляция является одним из проверенных способов пополнения госбюджета. Сеньораж, инфляционный доход несомненно являются доходами государства при инфляции.  Похоже, что власти не видят ничего страшного в небольшом ускорении инфляции в результате продуктового ажиотажа. Гражданам же надо готовиться к тому, что ажиотаж кончится, а высокие цены - останутся. Однако рекордные темы инфляции не выгодны государству в связи с тем, что при таком раскладе возможно снижение эффективности экономики, проявление экономического спада, а также рост недовольства населения. Поэтому власти стараются сдерживать цены, проводя антиинфляционную политику.

Литература:

1) Эдуард Бабаджан Смерть и налоги  // Журнал «Российский бухгалтер» - от 03.04.2007

2) Новости экономики. Режим доступа: http://www.newsru.com

3) Интерновости.ru. Режим доступа: http://www.internovosti.ru

4) Центральный банк РФ. Режим доступа: http://www.cbr.ru

5) Светлина Усанкова Сеньораж: сколько стоят деньги? Режим доступа: http://www.luxurynet.ru/

6) Сафрончук М.В. Инфляция и антиинфляционная политика / М.В. Сафрончук // Курс экономической теории:учебник - 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание. - Киров: АСА, 2004. - С. 552-583.

7) Овчаров Д.А. Макроэкономика: Учебное пособие. - Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2004. - С.85-86

8) Колпакова Г.М. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учеб. пособие. - М.: Финансы и статистика, 2006. - С.25

9) Прибыль растет даже в кризис / Газета «Комсомольская правда»  - от 23.01.10г.

 

Просмотров работы: 47