Наглядность как эффективное средство формирования понятий - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Наглядность как эффективное средство формирования понятий

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Формирование понятий - сложный психологический процесс, протекающий часто по следующей схеме: ощущения - восприятие - представление - понятие, то есть обычно разделяют этот процесс на две ступени: чувственную и логическую, заключающуюся в переходе от представления к понятию с помощью обобщения и абстрагирования.

Чувственная ступень в процессе формирования понятий соответствует первому этапу пути познания вообще, то есть "живому созерцанию", и поэтому ее осуществление требует  применения наглядности, как самостоятельного источника знаний.

Проведённое нами исследование, свидетельствует о том, что наглядность может эффективно использоваться на всех этапах формирования математических понятий с целью:

  • актуализации опорных знаний;
  • создания проблемной ситуации, для мотивации изучения понятия;
  • установления связи с жизнью и другими понятиями курса;
  • иллюстрации изученного понятия;
  • создания ситуации на поиск ошибок;
  • формирования системности знаний.

Таким образом, в условиях использования наглядности понятие является результатом внутренних действий обучающихся при непосредственном восприятии объектов изучения с математическими знаниями.

 От умелого и своевременного использования наглядности зависит осмыслённость,  ясность и прочность знаний,  чем больше затрагивается различные органы чувств (зрительных, слуховых, речедвигательных,  моторных), тем точнее, полнее отражаются предметы и явления в совокупности их свойств и частей.

В связи с развитием ИКТ, у учителя появилась возможность создавать нестандартные наглядные образы, благодаря чему  повышается концентрация внимания, обостряется восприятие, стимулируется развитие мыслительной и творческой активности.

Однако ограничиваться только одной наглядностью нельзя, её использование должно быть не целью, а средством обучения и развития учащихся.

Просмотров работы: 1