Конвенгерция экономического развития национальной экономики - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Конвенгерция экономического развития национальной экономики

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Идея конвергенции, то есть сближения и последующего слияния в смешанное общество капитализма и социализма, оказалась в центре внимания после появления в 1961 г. известной статьи Я. Тинбергена. Эта идея не противоречила концепции индустриального общества, разработанной Р. Ароном и Дж. Гэлбрейтом. П. Грегори и Г.Ю. Вагенер показали, что в любой общественной системе экономический рост объективно устремлен к достижению определенного оптимума, при приближении к которому различия между капиталистическими и социалистическими институтами стираются.

Тема конвенгерции актуальна и сегодня. Сейчас у  всех на слуху проблема ее переноса, а именно  что делать дальше - внедрять или не внедрять МСФО в американскую финансовую систему (МСФО  - Международные Стандарты Финансовой Отчетности). Этим вопросов занимается сейчас международный эксперт по стандартам финансового учета, отчетности и аудита Дэвид Дамант,  председатель Консультативной Совещательной Группы при Совете по Международным Стандартам Аудита (IAASB).

Целью данной научной работы является сравнительный анализ перехода социалистических стран к рыночной экономике на примере Китая и России.

Основным источником информации для написания данной работы являлась книга А. П. Паршева  «Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь».

И Россия, и Китай  в прошлом веке относились к социалистическим, в конце 20 века они начали переход к рыночной экономике. Переход удался обеим странам, но каждый использовал свои пути перехода. Различны и результаты нового уклада. В чем же разошлись страны? Что смог сделать Китай, чтобы добиться нового уровня экономического развития?

С декабря 1978 правительство Китайской Народной Республики   провозгласило курс на социалистическую рыночную экономику при сочетании двух систем: планово-распределительной и рыночной при массовом привлечении иностранных инвестиций, большей хозяйственной самостоятельности предприятий, введении семейного подряда на селе, сокращении доли государственного сектора в экономике, открытии свободных экономических зон, преодолении бедности, развитии науки и техники.

Для России переход к рыночной экономике был вынужденным шагом, а для Китая  - осознанным. Уже тогда в нашей стране существовал дефицит и инфляция,  и с помощью перехода правительство хотело решить уже накопившиеся проблемы. После распада СССР в России активно действовали программы преобразований,  как в политической, так и в экономической сфере. Таким образом, наша экономика стала открытой для притока иностранных инвестиций.

Инвестиционная привлекательность страны определяется многими критериями, один из которых - издержки. Если удастся оценить, каков уровень издержек при производстве единицы продукта на том или ином предприятии  - то мы  можем  достоверно  предположить,  какой будет его судьба. Надо лишь грамотно провести анализ затрат на производство, не забыв ни одной мелочи, и картина будет ясна.  Проведем сравнительный анализ национальной  экономики  России  и Китая по  тому  же  критерию издержек,  так  же, как сравниваются отдельные фирмы?

Во-первых, из-за более сурового климата производство продукции (проведение работ, услуги), да и просто проживание в России  является более дорогим, чем в Китае (как в принципе и в других странах). Холодный климат стал причиной  большего расхода энергоносителей, дороговизны капитального строительства и прокладки коммуникаций. Плотность населения напрямую влияет на транспортные расходы. Часть России, на которой среднегодовая температура выше минус 2 градусов Цельсия и где сконцентрировано всё её население - не круг или квадрат, а узкая полоса, вытянутая в широтном направлении на тысячи километров. Поэтому в России дорого обходится дорожное строительство, связь и транспортные тарифы. Все попытки снижения себестоимости продукции за счёт снижения налогов, зарплат и т. п. не в состоянии компенсировать издержки климата. У Китая более выгодное географическое положение: находится он южнее, близость океана объясняет наличие муссонов. Как следствие среднегодовые температуры здесь выше (колеблются около 0 градусов, в России же они составляют -5,5 градусов), разница температур меньше, следовательно климат мягче, а затраты на производство продукции ниже чем в России.

Утверждения о том, что Россия уступает в десятки раз развитым странам по производительности труда, истине не соответствуют. Инвестиционная непривлекательность промышленного производства на территории России, как для иностранных, так и отечественных инвесторов обусловлена, прежде всего, холодным климатом и транспортными издержками.

В КНР первый качественный шаг на пути получения иностранного капитала был сделан вначале 80-х, когда земля, обрабатываемая коммунами, была отдана в длительную аренду крестьянам и в середине 80-х, когда были отменены фиксированные цены на большую часть товаров и услуг. Сельскохозяйственное производство быстро росло, и начали поступать иностранные инвестиции.

В России же землю отдавали не в аренду крестьянам, а проводили процесс приватизации. Приватизация часто подвергается резкой критике - новые обладатели собственности получили её не по заслугам, а за счёт личных связей и неформальных отношений с первыми лицами государства и их родственниками. С приватизацией связывают появление в России олигархов, слишком сильное и несправедливое экономическое расслоение населения России. Таким образом, земля попала не к тем людям, которые хотели и должны были на ней работать, а к тем, у кого были связи и деньги.

Во-вторых, в России проблема с основными фондами. Известно, что для поддержания оборудования "в форме", существуют ежегодные отчисления на амортизацию в размере 5-8% его стоимости. Полагаю, что со времени перестройки больше 2-3%, необходимых на срочные нужды, не отчислялось. За 12 лет накопился износ, примерно, на половину первоначальной стоимости ещё работающих предприятий. Они производят те 40% продукции, которые ещё даёт промышленность. А каково состояние тех заводов, которые остановлены совсем, или еле дышат? Плохое, конечно. В общем, очень приблизительные и оптимистичные расчёты показывают, что исчезло фондов, примерно, на 500-700 млрд.р. Конечно, не все они присвоены олигархами и капиталистами помельче. Наверное, половина оборудования просто исчезла, превратилась в лом. Это как раз те миллиарды, в дореформенных рублях, которые нужны для восстановления производства в России. К 2009 году степень износа основных фондов составила 45,3% , это на 7% больше чем в 2000 году, то есть износ основных фондов продолжает расти.

Инвестиции нам были нужны для производства товаров, которые смогли бы конкурировать на мировом рынке и тем самым приносить иностранную валюту в нашу экономику, а получилось все наоборот. Мы использовали заграничные технологии, бренды и марки, которые пользовались популярностью за рубежом, надеясь, что хотя бы уже разрекламированный товар пойдет на экспорт.

Более того - прибыль вывозится из нашей страны. Так как формируется она в рублях, то ее конвертируют в валюту  и вывозят. Вместо притока валюты в нашу страну идет ее отток.  В нашу экономику вложено за все время реформ  по самым оптимистичным оценкам  7  млрд. долларов.  При нашем ежегодном экспорте на 50-70 млрд. От того, что на нашей территории установлена  линия  по разливу  "Миринды"  -  страна  не  становится  богаче валютой, а наоборот.

Первоначально имелось в виду,  что инвестиции  должны  обеспечить  развертывание в нашей стране не просто конкурентоспособного производства,  а  такого, продукция  которого  должна  была  продаваться  на мировом рынке  и увеличивать  поступление валюты в  страну. Мы открыли свою экономику, чтобы сюда шел приток инвестиций, и наши товары смогли бы выйти на мировой рынок. На мой взгляд, в нашей стране не умеют правильно расходовать выделенные деньги -  ни сколько коррупция, а сколько не умение сделать из свободных денег именно инвестиции. Инвестиции это когда появляется строительство, закупка  нового оборудования,  смена  технологий.  Немаловажно   и  отношение  к   персоналу предприятий - проходит ли он обучение, делаются ли пенсионные вклады, вообще -  заботится  ли новый  владелец  о  своей репутации, надеется  ли  он долго присутствовать на выбранном участке рынка Покупка российского завода иностранцем - это не инвестиции, это смена хозяина. Чтобы заслужить звание «инвестиций», средства должны быть вложены в развёртывание или расширение производства. Если же новый владелец интенсивно использует здания и сооружения, «инвестиции» свелись к установке линии по фасовке чего-то импортного для потребления внутри страны и, самое главное, прибыль не идёт в производство, а уходит из России - значит, дело сомнительное и укреплению российской экономики не способствует.       В общих чертах можно сказать, что неудача экономических реформ в России связана с применением подхода  стабилизации, либерализации, приватизации. В Китае же ведущая роль в экономике отводилась государству. Банки, внешняя торговля и система распределения материальных благ были монополизированы государством. Конкуренция подавлялась, а прибыль не была мерой эффективности. Руководители государственных предприятий были лишены самостоятельности. Производство на государственных предприятиях определялось обязательным к исполнению планом. Предприятия не были самостоятельными при найме рабочих, использовании доходов, планировании производства, покрытии затрат и реализации продукции.

Существует такое выражение: Китай - это то будущее, которое потеряла Россия. Лично меня эта фраза заставила задуматься о том, что сейчас наша страна, а не Китай,  могла бы занимать 2-е место в мире по объему ВВП. Но будущее за нами, в наших руках вывести Россию на уровень Китая или даже обогнать его.

Библиографический список

  1. Амосов, Н.М.   РОССИЯ: Взгляд со стороны
  2. А. П. Паршев Почему Россия не Америка. Книга для тех, кто остается здесь. - М.: АСТ, Астрель, 2006. - 352 с.
  3. Федеральная служба государственной статистики.
Просмотров работы: 7