Внутренний аудит в борьбе с внутрикорпоративным мошенничеством - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Внутренний аудит в борьбе с внутрикорпоративным мошенничеством

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
 

Преодолев период финансового кризиса, длившийся два года, многие российские компании в настоящий момент вновь ориентируются на рост. Как правило, для обеспечения роста необходимо планировать выход на новые рынки или изыскивать потенциальные возможности приобретения новых активов, при этом все возрастающие риски компании, связанные с мошенничеством и коррупцией будут неразрывно сопровождать бизнес-процессы.

Результаты недавно проведенного исследования экономических преступлений в условиях экономического спада, выполненного компанией PricewaterhouseCoopers, показали, что «за последние два года больше половины российских компаний стали жертвами экономических преступлений. В результате корпоративного мошенничества бизнесу был нанесен финансовый ущерб, объем которого с момента последнего исследования (2007 год) вырос более чем в четыре раза и составил $12,8 млн. Кроме финансового, компании понесли и косвенный ущерб: урон имиджу компании и курсу акций, доверию акционеров и моральному духу сотрудников.» В статье 159 УК РФ приводится следующее определение мошенничества - это «хищение чужого имущества или приобретение прав на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием...».

В России выделяют три вида внутреннего мошенничества, которые характеризуются такими признаками, как незаконное присвоение активов, коррупция и мошенническое манипулирование (использование служебного положения). Незаконное присвоение активов, по оценке экспертов, является основной формой корпоративного мошенничества, составляя более четырех пятых известных нарушений, причем махинации с наличными средствами и чековыми расчетами компаний равны общей доле всех других активов. Этим занимаются как сотрудники, так и люди извне при помощи недобросовестных работников. Коррупция внутри предприятия заключается в том, что должностное лицо, менеджер или сотрудник фирмы вступает в сговор с теми, кто в данной организации не работает. Настоящей проблемой для российских компаний является использование сотрудниками служебного положения в личных целях.

Совершенно другой разновидностью корпоративного  мошенничества в последние годы стало искажение информации о размере основных финансовых показателей российских компаний, составляющих финансовую отчетность в соответствии с международными (МСФО) или американскими (ГААП США) стандартами.

Несмотря на многообразие способов корпоративного мошенничества и отраслевые особенности, по нашему мнению, существует наиболее эффективный и результативный метод выявления, предупреждения и пресечения подобных деяний - это создание продуманной системы внутреннего контроля и внедрение отдела внутреннего аудита на предприятие.

При создании системы внутреннего контроля необходимо учитывать несколько факторов:

  1. Сократить число мошенников на предприятии можно лишь в том случае, если все элементы данной системы замыкаются на одного человека - на собственника. При этом каждый элемент системы выполняет свои функции, поэтому между ними должны быть определены и разделены зоны ответственности и полномочия.
  2. Создание системы внутреннего контроля - процесс, требующий постоянного усовершенствования.
  3. Прежде чем браться за организацию контроля, необходимо провести экспресс-анализ фирмы, выявить все возможные системы «оттоков», построить барьеры на пути этих оттоков, грамотно и продуманно поставить бухучет, делопроизводство, документооборот, подобрать и при необходимости обучить людей, которые будут заниматься внутренним аудитом и финансовым контроллингом.
  4. Повышению эффективности и результативности деятельности системы способствует постоянная ротация сотрудников в подразделениях, которые зарабатывают деньги (производство, продажи, снабжение).
  5. Система внутреннего контроля должна быть в любой (даже самой небольшой) компании. Если в фирме работает 20 человек, то, как минимум, должен быть один сотрудник, который контролирует и анализирует все, что происходит в компании. Он может быть внештатным консультантом, и в этом случае часть контрольных обязанностей придется взять на себя владельцу, который, как правило, в малом бизнесе является и директором.

Подразделения внутреннего аудита следует создавать для решения проблем противодействия внутрикорпоративным мошенникам, потому как известно, что внешний аудит ставит перед собой совершенно иные задачи. Сотрудники подразделения внутреннего аудита медленно и методично, путем изучения всех документов компании дают самую объективную и независимую информацию о реальной работе всех подразделений фирмы. Они не только снабжают собственника информацией, но и предлагают изменения, позволяющие серьезно затруднить деятельность мошенников. Кроме того, в их компетенции находится постоянная разработка изменений внутринормативных документов фирмы. Результаты и эффективность их деятельности зависят от их полномочий и от того, кому они подчинены и подотчетны (в идеале это собственник или, в качестве исключения, генеральный директор).

Отдел внутреннего аудита - своеобразная внутренняя экономическая контрразведка на предприятии. Внутренние аудиторы должны работать в тесном контакте с сотрудниками подразделений экономической безопасности по вопросам управления рисками.

Просмотров работы: 59