Согласно проведенных исследований число населения, которое в советские времена называли «малообеспеченными», а сегодня именуют просто «бедными», неуклонно увеличиваются. И доказательством этого суждения может служитькоэффициент фондов, характеризующий степень социального расслоения и определяемый как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами, который неуклонно растет. По рекомендациям ООН он не должен превышать 8 - 10, иначе ситуация в демократической стране чревата социальными катаклизмами. В странах Европы этот коэффициент равен 6 - 10 и ниже, для России - данные на рисунке 1.
Как мы видим, ситуация не очень радужная, а усугубляет её ещё и недавнее сообщение Росстата о том, что в период с первого квартала 2009 года по первый квартал 2010 года численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 24,5 миллиона до 20,6 миллиона человек. То есть только за прошлый кризисный год из бедняков в разряд обеспеченных удалось перевести почти 4 млн человек.
Как видно из графика, за последние 5 лет коэффициент фондов только растет, что также подтверждают данные из таблицы 1.
Таким образом, абсолютный рост, начиная с 2004 года, составляет 1,5.
Как известно, в России выводы о том беден ли индивид или нет, строятся исходя из сопоставления суммы его доходов с официально установленной величиной прожиточного минимума, которая во II квартале 2010 года установилась на отметке в размере 5625 руб. на душу населения, что должно включать квартплату, услуги ЖКХ, питание, одежду, транспорт и не включает оплату высшего образования детей, платные медицинские услуги «бесплатного» здравоохранения и всего прочего, включая отпуск, развлечения и т.п.
Для работающих прожиточный минимум за тот же период был установлен в размере 6070 руб., для пенсионеров - в 4475 руб. и для детей - 5423 руб. в месяц.
Прожиточный минимум увеличивается значительно медленнее, чем средние доходы по стране, как можно выяснить, сравнив соответствующие показатели из таблицы 2.
Отсюда следует, что прожиточный минимум искусственным образом занижается, с целью уменьшить количество бедняков в нашей стране. Здесь интересен тот факт, что пенсионерам, получающим пенсии меньше прожиточного минимума, доплаты осуществляются из федерального, а не регионального бюджета.
В западных странах принята другая методика расчета уровня бедности, вернее их две:
Стоимость минимального набора продуктов питания в России в декабре 2008 года составила 2 тыс. 116,4 руб. в расчете на месяц. Получается, что примерно 21,8 % россиян (около 31 млн. человек) в 2008 году являлись бедными по американским стандартам.
Таким образом, исходя из данных таблицы 3, по параметрам и методам измерения, принятым в мировой практике, бедность в России более чем в 1,5 раза превышает официальный уровень, что в очередной раз призывает задуматься над этой проблемой.
Для борьбы с бедностью государством используются косвенные методы регулирования экономики, такие как денежная политика, контроль за доходами, социальная политика.
Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:
В целях удовлетворения устойчивой потребности отдельных категорий населения в социальных услугах необходимо осуществить оптимизацию системы оказания социальных услуг, направленную на повышение качества и увеличение объема услуг, в том числе, по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.
На наш взгляд, программа борьбы с бедностью в стране должна содержать три блока мер, охватывающих:
Если же говорить о конкретных и кардинальных мерах в борьбе с бедностью, то, по нашему мнению, следует значительно (в 2-3 раза) повысить минимальную заработную плату, прежде всего в бюджетной сфере - за ней подтянутся все остальные, постараться ограничить темп роста доходов богатой части населения 10% в год, увеличив рост доходов бедных до 30-38%, то за 2,5-3 года уровень бедности снизился бы до 10%, оптимизировать налоговую систему, таким образом, чтобы заставить имеющуюся собственность работать и приносить доход. Анализ распределения доходов населения и их оптимального перераспределения по американским и европейским стандартам, проведенный А.Шевяковым, свидетельствует о том, что необходимо прогрессивное налогообложение, касающееся двух верхних децилей, что существенно улучшит положение остальных 80% населения.
Список использованных материалов
1. Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России. - М.: Формула права, 2007.
2. Бедность: причины, следствия, пути преодоления [Электронный ресурс].
3. Википедия[Электронный ресурс].
4. Как Росстат обогащает россиян [Электронный ресурс].
5. Левада-центр. Общественное мнение - 2009. Ежегодник [Электронный ресурс].
6. Реформы, их экономические и социальные результаты [Электронный ресурс].