Современное проявление бедности - Студенческий научный форум

III Международная студенческая научная конференция Студенческий научный форум - 2011

Современное проявление бедности

 Комментарии
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке "Файлы работы" в формате PDF
  

Согласно проведенных исследований число населения, которое в советские времена называли «малообеспеченными», а сегодня именуют просто «бедными», неуклонно увеличиваются. И доказательством этого суждения может служитькоэффициент фондов, характеризующий степень социального расслоения и определяемый как соотношение между средними уровнями денежных доходов 10% населения с самыми высокими доходами и 10% населения с самыми низкими доходами, который неуклонно растет.  По рекомендациям ООН он не должен превышать 8 - 10, иначе ситуация в демократической стране чревата социальными катаклизмами. В странах Европы этот коэффициент равен 6 - 10 и ниже, для России - данные на рисунке 1.

Как мы видим, ситуация не очень радужная, а усугубляет её ещё и недавнее сообщение Росстата о том, что в период с первого квартала 2009 года по первый квартал 2010 года численность населения с доходами ниже прожиточного минимума сократилась с 24,5 миллиона до 20,6 миллиона человек. То есть только за прошлый кризисный год из бедняков в разряд обеспеченных удалось перевести почти 4 млн человек.

Как видно из графика, за последние 5 лет коэффициент фондов только растет, что также подтверждают данные из таблицы 1.

Таким образом, абсолютный рост, начиная с 2004 года, составляет 1,5.

Как известно, в России выводы о том беден ли индивид или нет, строятся исходя из сопоставления суммы его доходов с официально установленной величиной прожиточного минимума, которая во II квартале 2010 года установилась на отметке в размере 5625 руб. на душу населения, что должно включать квартплату, услуги ЖКХ, питание, одежду, транспорт и не включает оплату высшего образования детей, платные медицинские услуги «бесплатного» здравоохранения и всего прочего, включая отпуск, развлечения и т.п.

Для работающих прожиточный минимум за тот же период был установлен в размере 6070 руб., для пенсионеров - в 4475 руб. и для детей -  5423 руб. в месяц.

Прожиточный минимум увеличивается значительно медленнее, чем средние доходы по стране, как можно выяснить, сравнив соответствующие показатели из таблицы 2.

Отсюда следует, что прожиточный минимум искусственным образом занижается, с целью уменьшить количество бедняков в нашей стране. Здесь интересен тот факт, что пенсионерам, получающим пенсии меньше прожиточного минимума, доплаты осуществляются из федерального, а не регионального бюджета.

В западных странах принята другая методика расчета уровня бедности, вернее их две:

  • По методике ОЭСР, бедным считается человек с доходом меньше60% медианного дохода по стране. Если применить данный подход к России, то в 2008 году медианный доход, рассчитанный на основе данных Росстата о распределении населения по величине среднедушевых доходов (см. Приложение 2), составил 10250,1 руб. в месяц. Значит, 60% от него составят 6150,06 руб. В 2008 году 21,8% (30,9 млн человек) россиян имели ежемесячные денежные доходы ниже 6150,06 руб.
  • Европейское статистическое агентство рассчитывает долю населения с доходами менее 50% среднедушевого дохода. Считается, что человек с таким уровнем доходов подвергается потенциальному риску бедности. По данным Росстата, среднедушевые номинальные денежные доходы населения в 2008 году составили 14939,2 руб. в месяц. Если ориентироваться на данный подход измерения бедности, то границей бедности будет считаться половина среднедушевого дохода - 7469,6 руб. Значит, в России доля потенциально бедного населения в 2008 году составляла около 34% (48,2 млн. человек).
Если говорить о США, то там используется иной подход для определения доли малоимущего населения. В принципе он схож с тем, что используется в России, т.е. за черту бедности принимается стоимостная оценка минимальной потребительской корзин. Согласно данному подходу, бедными считаются граждане, доходы которых оказываются ниже рассчитанного уровня. Особенность же американского подхода состоит в том, что доля расходов на покупку продуктов питания в минимальной потребительской корзине должна составлять не более трети всех расходов.

Стоимость минимального набора продуктов питания в России в декабре 2008 года составила 2 тыс. 116,4 руб. в расчете на месяц. Получается, что примерно 21,8 % россиян (около 31 млн. человек) в 2008 году являлись бедными по американским стандартам.

Таким образом, исходя из данных таблицы 3, по параметрам и методам измерения, принятым в мировой практике, бедность в России более чем в 1,5 раза превышает официальный уровень, что в очередной раз призывает задуматься над этой проблемой.

Для борьбы с бедностью государством используются косвенные методы регулирования экономики, такие как денежная политика, контроль за доходами, социальная политика.

Среди государственных мер по снижению бедности выделяют:

  • создание условий для роста производства и, соответственно, тем самым для увеличения денежных доходов населения;
  • поддержание макроэкономической стабильности;
  • проведение антиинфляционной политики;
  • установление минимального размера оплаты труда (МРОТ);
  • поддержка малого бизнеса;
  • разработка социальных программ и механизмов их реализации;
  • развитие местного самоуправления;
  • совершенствование налоговой системы.
В последнее время внимание государства обращено к сферам, непосредственно определяющим качество жизни граждан. Реализуются национальные проекты в области образования, здравоохранения, сельского хозяйства, в жилищном строительстве. Так, в сфере образования создаются специальные фонды развития учебных заведений, формируется система образовательных кредитов и т.д. В сфере здравоохранения укрепляются системы первичной медицинской социальной помощи и профилактики, повышается доступность высокотехнологичных медицинских услуг.

В целях удовлетворения устойчивой потребности отдельных категорий населения в социальных услугах необходимо осуществить оптимизацию системы оказания социальных услуг, направленную на повышение качества и увеличение объема услуг, в том числе, по реабилитации и социальной интеграции инвалидов.

На наш взгляд, программа борьбы с бедностью в стране должна содержать три блока мер, охватывающих:

  • общее экономическое оздоровление;
  • обеспечение общефедеральных гарантий гражданам в интересах повышения уровня жизни;
  • оказание адресной социальной помощи особо нуждающимся категориям граждан.

Если же говорить о конкретных и кардинальных мерах в борьбе с бедностью, то, по нашему мнению, следует значительно (в 2-3 раза) повысить минимальную заработную плату, прежде всего в бюджетной сфере - за ней подтянутся все остальные, постараться ограничить темп роста доходов богатой части населения 10% в год, увеличив рост доходов бедных до 30-38%, то за 2,5-3 года уровень бедности снизился бы до 10%, оптимизировать налоговую систему, таким образом, чтобы заставить имеющуюся собственность работать и приносить доход. Анализ распределения доходов населения и их оптимального перераспределения по американским и европейским стандартам, проведенный А.Шевяковым, свидетельствует о том, что необходимо прогрессивное налогообложение, касающееся двух верхних децилей, что существенно улучшит положение остальных 80% населения.

Список использованных материалов

1. Разумов А.А., Ягодкина М.А. Бедность в современной России. - М.: Формула права, 2007.

2. Бедность: причины, следствия, пути преодоления [Электронный ресурс].

3. Википедия[Электронный ресурс].

4. Как Росстат обогащает россиян [Электронный ресурс].

5. Левада-центр. Общественное мнение - 2009. Ежегодник [Электронный ресурс].

6. Реформы, их экономические и социальные результаты [Электронный ресурс].

Просмотров работы: 19